Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Не приехал!
Дата публикации:  17 Декабря 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Главной новостью недели стало дальнейшее развитие сюжета о неприезде Кабакова Ильи Иосифовича, уроженца г. Днепропетровск, постоянно проживающего в г. Нью-Йорк на собственную выставку в галерее Stella. (Предыдущие слушания по делу о неявке описаны в обзоре "Оборотная сторона Колобка".) На этот раз журналисты получили очень человечный документ, вложенный в пресс-пакет - ксерокопию написанного от руки письма Ильи Кабакова Юрию Лужкову, который должен был вручить прославленному мастеру премию "Соотечественник года". Там сказаны следующие теплые слова - "Врачи, несмотря на мое желание, категорически протестуют против столь длительного перелета в Москву и обратно". Причина вполне уважительная, правда из каталога выставки можно узнать, что за последний год он сделал как минимум 20 выставок в разных частях света. Но и премия так и не нашла героя, ибо "Награды вручает лично мэр Москвы, поэтому передавать ее через посредников не принято" (РИА "Новости" от 14.12). Все правильно - Илье Иосифовичу, если бы он приехал в Москву, пришлось бы вновь пройти через обряд целования со своим не менее знаменитым соотечественником Зурабом Константиновичем, как то уже однажды произошло во время официального визита Кабакова в культурную столицу, город на Неве. Но коммерсантовские злые языки уже нарисовали отличную картинку - "Представьте: концертный зал "Россия", на сцене Юрий Лужков от имени Международного союза российских соотечественников награждает премией выдающихся концептуалистов, после чего в зале звучат бурные и продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. Такое бы и сам Илья Иосифович Кабаков не придумал" (Александр Змеул. "Коммерсант" от 14.12.04).

Со стороны защиты выступила как всегда уравновешенная Фаина Балаховская: "Свою новую роль в современном российском искусстве он принимать отказывается. Быть звездой не желает. Крик "приди и правь нами!" остался без внимания. В общем, гул затих, а на подмостки выходить не хочется. И ситуация кажется неуправляемой. "Маленький человек", то ли автор, то ли персонаж, хочет улизнуть из силков славы, как миновал некогда сети власти" ("Последний художник из СССР". TimeOut # 4 за 2004).

Так что интрига развивается, поэтому все еще продолжающиеся разговоры о том, был ли Кабаков великим нонконформистом, кажутся уже совсем скучными и нелепыми. О чем и заметил в своей реплике по поводу огоньковского материала, посвященного Бульдозерной выставке художник Михаил Рошаль: "Почему Виктор Пивоваров и другие художники круга Кабакова не хотят теперь слыть борцами с режимом? Это что, легло бы темным пятном на их биографии? Не знаю опять же хорошо это или плохо, но они действительно борцами не были, да и в "бульдозерной выставке" не участвовали. Но это была их личная позиция, их выбор. Художниками они от этого хуже не стали, но я думаю, что не случись тогда "бульдозерной", "звездная карьера", например, Ильи Кабакова, не была бы столь успешной и достаточно быстрой, т.к. он в отличие от Комара и Меламида занимался ею здесь, в совке, и только набрав энное количество баллов, выехал на Запад" (Михаил Рошаль. "Первый хеппенинг России". "Огонек" # 45, ноябрь 2004).

Все правильно. Новые времена - новые песни. Теперь принято говорить о гораздо более важных предметах: "Хозяйка галереи Стэла Кей поспешила сделать официальное заявление: отныне все произведения Кабакова прежних лет, не сертифицированные "нынешним" Кабаковым, должны прекратить хождение как неподлинные. Как считают продвинутые в арт-бизнесе, дело в попытке создания монополии на уже проданный товар и взвинчивания цен задним числом (не ясно, художником или галереей)" (Сергей Сафонов. "Заяц, бежавший из Бельгии". "Газета" от 17.12).

Кунстбазар - дело возвышенное и в высшей степени благородное. Однако даже и Сергей Сафронов, для которого Илья Кабаков - художник, кажется, не его пиесы, нашел добрые слов для великого мастера - "Хочется верить: монтируя инсталляцию в отсутствие Кабакова, сотрудники галереи получили удовольствие - как, впрочем, и при приклеивании на стену бутафорских мух, складывающихся в рисунки букв "Мы свободны!", "Мы готовы!", "Мы летим на помо..." (Там же)

Радость большая для поклонников истинного искусства - "Совсем незнакомый в России красивый и добрый Кабаков, рассуждающий про уют и счастье. Романтический концептуализм, чьим отцом-основателем считается Илья Кабаков, таким образом, наконец-то предстает как искусство глубоко реалистическое и жизненное" (Елизавета Плавинская. "Успехи мухозаводства". "Ведомости" от 17.12).

Это точно, в Москву привезли какого-то совсем нового Кабакова, который уж не печалуется о коммунальном человечке, а размышляет о глобальных проблемах мироздания: "Выставка представляет Илью Кабакова, про которого и сегодня зачем-то говорят, что все его творчество посвящено переживанию и изживанию советского прошлого - как художника, думающего о вечных ценностях. То есть, проще говоря, не как русского художника, а как интернационального. Если полгода назад в Эрмитаже представляли Кабакова как певца коммунального быта, то сегодня, в московской галерее, - как такого нового Микеланджело или Тициана, думающего о смерти и жизни" (Николай Молок. "Кабаков освободился". "Известия" от 16.12).

Парадокс как раз в том, что вечное размышление о высоком вовсе не делает художника интернациональным. Скорее напротив - именно страна происхождения и привела к тому, что за Кабаковым зарезервировано право вечно толковать о столь банальных вещах. Это типично "русское дело".

Интересно, что этот поворот Кабакова подвиг убежденного формалиста Сергея Хачатурова к резкому повороту в стан вульгарных социологов "Столь неожиданный консюмеризм восхитительно примиряет интеллектуальный снобизм Кабакова с коммерческим common taste великосветской галереи. "Новая искренность" и "новое простодушие", в которых ослаблено былое трагическое напряжение мысли и языка, зато усилены "демократизм" и "светскость", стали лейтмотивами выставки звездной четы.

Рефлективный слой так тонок, что остранение едва возможно, и текст концептуальный с легкостью присваивается и усваивается сознанием массовым, обществом потребления. Оказываясь "пыльным трюизмом", инсталляции сносно украсят каталоги глянцевых интерьерных журналов и, буде поставлены на коммерческий поток, - соберут пыль в апартаментах богатых господ" (Сергей Хачатуров. "Пыльная опера". "Время новостей" от 17.12).

Все правильно, гламурная пыль и есть примета нашего окончательного включения в мировой контекст. На которую тонко намекнул Дмитрий Барабанов (АРТикуляция # 28, "АртИнфо.ру"): "Можно, конечно, вспомнить, известную апорию Зенона, но надо ли? Как бы то ни было, Кабаков определенно дистанцировался от роли Орфея коммунальной неустроенности. Экзистенциального отчаяния в Стэле - раз-два и обчелся". Если продолжить мысль Барабанова, то придется признать, что при всей свой абстрактности и всечеловечности, перед нами - архипастырская энциклика. И "Бегущий за зайцем", где два блестящих бегуна намертво прикручены к постаменту нагло торчащими болтами, отсылают к апории об Ахиллесе. То есть нам всем сказано - "Не догоните никогда!". А надпись на стене, выложенная из мух, тоже является частью текста послания, которое следует разгадывать как кроссворд. Мухи сообщают "Мы свободны!". Как кто свободны - понятное дело, как мухи в верзошнике. Что касается оставленной коммунальности и поисков новым Кабаковым нового языка, то здесь все понятно - выросло целое поколение, которое просто не знает, что это такое - экзистенциальный ужас коммунального мира, целой популяции, для которой вопрос "Чья это муха?" не значит ровным счетом ничего. А Кабаков - и в самом деле великий художник, который, несмотря на свой преклонный возраст, неутомимо ищет путей коммуникации со потенциальными зрителями и покупателями.

Кстати сказать, начали подтверждаться опасения по поводу того, что появившиеся на нашей художественной площадке гранды будут давить на ветеранов. Это правда - на обзираемой неделе открывалось довольно много интересных выставок, но все писали только о Кабакове и Stelle. О реальности худпроцесса можно прочитать только у Дмитрия Барабанова. Дело, конечно, не только и не столько в галереях, но и в ситуации на медийном рынке, откуда стремительно вымывается критика как таковая. Теперь какая-то выставка в какой-то галерее вовсе не является информационным поводом.

Более того, приходится сделать очень печальный вывод - положительные или отрицательные рецензии в прессе не играют вовсе никакой роли в смысле народно-зрительской тропы. На что, собственно и указал Юрий Пластинин, рассуждая на тему пресс-конференции по поводу 1-й Московской биеннале современного искусства.

В чудном пресс-релизе сказано:

"Про "массовый успех выставки современного искусства Москва-Берлин"... При том, что главная проблема организации этой знаковой выставки была как раз в ИГНОРИРОВАНИИ ее публикой". Чистая правда, сколько было нежных слов, сколько было грации - в смысле десятки публикаций. А зритель так и не пришел... Конечно, такие мелочи вовсе не беспокоят гламурное PR-агентство "marka: face: fashion", которое получило биеннальный подряд. Поэтому беспокоит даже не то, что устроители Биеннале позволят себе устраивать пресс-концеренции, на которых мастерски не сообщают ровным счетом ничего, даже из того, что находится в открытом доступе. Просто такой у нас инстинкт - "Начальники открывающегося в конце января первого в Москве Всемирного артфестиваля призывают быть оптимистами. Чем настойчивее подобные призывы, тем сильнее чувство тревоги, прямо в соответствии с логикой названия биеннале (Сергей Хачатуров. "Диалектика надежды". "Время новостей" от 9.12).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Усыхание кавернозных тел /29.11/
Диагноз, поставленный Павлом Пепперштейном, прост и ясен: импотенция. Пора возводить бесконтактный петтинг в ранг государственной политики.
Михаил Кордонский, Лицо одесской национальности /19.11/
Афиши были заготовлены заранее, естественно, на русском языке. Результаты выборов неизвестны, выставка попала между первым и вторым турами. Но сейчас Ющенко чуть впереди, и фирма - эксклюзивный расклейщик афиш - отказалась распространять рекламу на русском языке.
Андрей Ковалев, Небо алмазом /12.11/
Патриархи концептуализма Монастырский и Захаров оказались художниками супербуржуазными. Новый правящий класс заботится о самосохранении и коррумпирует антисистемных интеллектуалов.
Андрей Ковалев, Болезнь Истории и история болезни /05.11/
Жопоморды Олега Целкова опять кажутся актуальными. Все чаще слышны разговоры о том, что пора отсюда линять куда подальше. Однако опыт старших товарищей говорит нам, что побег невозможен.
Андрей Ковалев, VIP-салон для гегемона /28.10/
У нас на глазах в стенах Третьяковской галереи происходит ревизия истории русского искусства. Борьба с демократической традицией во имя тотально украшенного и тщательно размалеванного мира - основная задача нового правящего класса.
предыдущая в начало следующая
Андрей Ковалев
Андрей
КОВАЛЕВ
художественный критик
aakovalev@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru