Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
И брюки превращаются...
Дата публикации:  29 Декабря 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Итак, настала пора итожить наши наработки, как говорил незабвенный последний генсек Михаил Сергеевич Горбачев. "Искусственная жизнь" представляет из себя почти еженедельный обзор протекающей действительности по системе "Еду лесом - лес пою, еду полем - поль пою..." А я придерживаюсь концепции, что художества существуют лишь для художественных критиков, посему и ссылки давать буду опять-таки на "Искусственную жизнь".

Выводы такие:

  • 1. Недавно одна галеристка в личном разговоре сказала мне, что испытывает столь же опасное для здоровья ощущение эйфории, что и в 1998 году. Слишком хорошо все получается, и ситуация выглядит очень опасно. Паровой котел нашей экономики разогревается, как всегда, в каком-то неправильном месте, и пар выходит в художественный свисток. Как худдеятель я очень даже рад, но как гражданин чего-то плохого опасаюсь.
  • 2. Есть и приятные наблюдения - стал привычной травмой помпезный хаос Фотобиеннале, они превратились в обычную ежегодную рутину. Со своей беспредельной эклектикой Ольга Свиблова очень точно попала в средостение новой московской эстетики. МДФ оказался местом очень светским - в будний день там полно зрителей! Правда, Московский дом фотографии становится на капремонт, а музей переезжает на Крымский вал, "в павильон из быстровозводимых конструкций, строительство которого завершится в ближайшее время. По окончании ремонта музей вернется на свое постоянное место, а павильон на Крымском валу будет передан Парку культуры и отдыха имени Горького".
  • 3. Путь в сторону огосударствления современного искусства, открытый хитроумной Свибловой, оказался вполне перспективным. Правда, ради этого дела руководителю Государственного Центра современного искусства Леониду Бажанову пришлось мимикрировать под культурбюрократа, а Михаилу Миндлину - превратиться в Ресина от актуального искусства. Но результат выше всяких похвал: новооткрытое здание ГЦСИ на Зоологической, честно говоря, потрясает воображение.
  • 4. Современное искусство начали использовать в качестве инструмента большой политики, что доказал пример мегапроекта "Москва-Берлин". Деньги на проект были отпущены немереные - по разным оценкам, от 3 до 5 млн ойро. Но, как оказалось, наши арт-кураторы, арт-бюрократы и арт-менеджеры пока не в состоянии держать удар - и отдают все на откуп западным партнерам. Проблема гораздо серьезней, чем кажется. Дело не только в профессионализме, но и в установившейся неопределенности положения России в глобальных дискурсах. Хуже другое: на широко разрекламированную выставку в Историческом музее зритель так и не пришел. Ситуация почти безнадежная - заграница нам уж не поможет, а поддержки широких народных масс искусство у нас так и не получило. Инвертируя классическое высказывание В.И.Ленина, мы можем говорить о том, что "низы" не могут, а "верхи" не хотят. Типично контрреволюционная ситуация.
  • 5. Проблему нашей глобальной культурной идентичности очень помог окончательно запутать Кабаков Илья Иосифович. Ничего удивительного - в воздухе разлито ожидание новой холодной войны. И великий стратег застоя снова на коне. Так же, как и в случае с В.В.Путиным, мы никогда не найдем точного ответа на вопрос "ху из миста Кабаков?". И правильно он сделал, не приехав в Москву, в галерею Stella, на свою собственную выставку. Иначе б мы о чем-то догадались.
  • 6. Народные массы по-прежнему тянутся к Высокому, то есть к Илье Глазунову, который построил сам себе музей. И к высочайшему трэшу раньших времен, то есть к салону и академизму. Меж тем стремительная экспансия Зураба Церетели как-то замедлилась. Наверное, все дело в катастрофических изменениях на медийном и политическом рынках - помпа и натиск старых добрых ельцинистов в путинской России выглядят старомодно и несвоевременно.
  • 7. Поэтика высокодуховного трэша тем временем обретает новые, высокотехнологичные формы, что показал мегапроект года "Предстояние/deisis" в Третьяковке. Но главное событие года - суд над устроителями выставки "Осторожно, религия!", на который медиа практически не откликнулись. Выпадение такого важного события из сферы общественного внимания и можно считать главным художественным итогом года.
  • 8. Музеи уныло бредут в сторону какой-то странной попсы, в результате академическая музейность у нас постепенно становится частным делом. Лучшие кураторские проекты произведены в небольшой комнатке "ЕК Артбюро". Сделаны они Александрой Обуховой, которая, кстати сказать, не так давно покинула стены ГТГ. Но что самое интересное - хозяйка галереи Елена Куприна утверждает, что цены на нетленку "Мухоморов" и прочих любимцев публики стали расти. Академический подход в искусствознании и кураторском деле оказался единственно правильной формой менеджмента. Эта чисто коммерческая по сути стратегия уже обрела последователей в лице новой галереи Ruarts, которая открылась отлично сделанной выставкой по истории отечественного видео, составленной Антонио Джеуза. Иностранный человек вполне убедительно доказал, что склеивание достоверной картинки из осколков и ошметков вовсе не занятие для пыльных маргиналов, но в высшей степени достойное и опять-таки очень светское дело.

На сем обзор обзоров можно закончить и перейти к проблемам остроактуальным. На арену вышли новые игроки - Stella и Ruarts. Деньги за ними стоят очень серьезные, казалось бы можно и восторжествовать - случилось то, чего так долго ждали. Но проблема в том, что приход новых игроков серьезно изменил общую конфигурацию художественного поля. "Новая галерея стала рождественским посланием, которого современные художники не ждали. Это сигнал из мира новых богатых: Галерея актуального искусства не ограничена в средствах и не склонна принимать правила существующей московской "арт-тусовки". И она может делать выставки музейного уровня, не рассчитывая на продажи или публичный успех" (Михаил Сидлин, "Видео вместо бриллиантов", "Независимая газета" от 24.12.).

Подмечено очень верно - старослужащие художественной части как-то расслабились, уверились в своей непогрешимости настолько, что в какой-то момент можно было подавать запрос в антимонопольный комитет. И дедовщину, как прежде, не устроишь - уж больно накачаны салабоны.

Так что приятный междусобойчик закончился. Мне, конечно, гораздо приятней после вернисажа в XL бегать за в соседний киоск за добавкой, чем стоя пить шампанское в Ruart'e. Там критиков за водкой не посылают, но очень даже лелеют и ценят. Шутки шутками, однако серьезные проблемы для ветеранов уже начались. Перед написанием годового обзора пробовал набирать слова XL, "Риджина", "Крокин" и т.д. в "Новостях Яндекса". Картина обнаружилась печальная - выставки в ветеранских галереях почти не вызывают критических откликов.

Но упоенные собой старожилы перемен не замечают, полагая по привычке девяностых, что все беды - от этих несносных критиков, которые пишут какую-то белиберду. А критики, если кому неизвестно, тоже люди. Начальство с трудом принимает очередной непонятный опус о непонятной выставке непонятного художника в непонятной галерее. А сами духоподьемные мастера искусств, то есть художники и галерейщики, прочитав очередное потом и кровью выстраданное сочинение, брюзгливо ворчат о допущенных ошибках и слишком вальяжном, на их взгляд, тоне критика. Возможно, это их личное дело, а такие представления о взаимоотношениях критиков и производителей проистекают из моих собственных фобий.

И несмотря на все эти фобии, я предполагаю несколько изменить формат "Искусственной жизни", свести к минимуму обзор статусно-официальных событий, о которых преимущественно пишут достойнейшие коллеги. И отдать свои силы оповещению читателей "РЖ" о собственно событиях в собственно искусстве - примерно так, как это делает Дмитрий Барабанов на "Артинфо".

А начну следующий год с печальной повести о том, как товарищ Анатолий Осмоловский продался крупному капиталу, а также о различных способах сопротивления на новом историческом этапе.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Не приехал! /17.12/
Илье Иосифовичу, если бы он приехал в Москву, пришлось бы вновь пройти через обряд целования со своим не менее знаменитым соотечественником Зурабом Константиновичем, как это уже однажды произошло во время визита Кабакова в Питер.
Андрей Ковалев, Усыхание кавернозных тел /29.11/
Диагноз, поставленный Павлом Пепперштейном, прост и ясен: импотенция. Пора возводить бесконтактный петтинг в ранг государственной политики.
Михаил Кордонский, Лицо одесской национальности /19.11/
Афиши были заготовлены заранее, естественно, на русском языке. Результаты выборов неизвестны, выставка попала между первым и вторым турами. Но сейчас Ющенко чуть впереди, и фирма - эксклюзивный расклейщик афиш - отказалась распространять рекламу на русском языке.
Андрей Ковалев, Небо алмазом /12.11/
Патриархи концептуализма Монастырский и Захаров оказались художниками супербуржуазными. Новый правящий класс заботится о самосохранении и коррумпирует антисистемных интеллектуалов.
Андрей Ковалев, Болезнь Истории и история болезни /05.11/
Жопоморды Олега Целкова опять кажутся актуальными. Все чаще слышны разговоры о том, что пора отсюда линять куда подальше. Однако опыт старших товарищей говорит нам, что побег невозможен.
предыдущая в начало следующая
Андрей Ковалев
Андрей
КОВАЛЕВ
художественный критик
aakovalev@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru