Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Политическая смерть искусственного
Дата публикации:  21 Января 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Скажу сразу: в Россию-2 я не верю, равно как и в другую литерную Россию. Вот Арзамас-16 - реальное место; чтобы поверить в существование этого места, не нужно быть Тютчевым, поэтом-государственником. Конечно, идея купить фанеры и улететь из этого дурацкого колхоза к чертовой матери выглядит очень привлекательно. Но возникает все ж неприятное дежа-вю, такое, что выть хочется от тоски и безысходности, - опять колхоз, этическая эмиграция и прочая слизь. Хотя Гельман ведь правду говорит: "Резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности (место искусства сводится к праздничному концерту после партийного съезда; статус ученого и художника очень низок); фаворитизм ("комплекс Медичи" у Лужкова); упразднение Министерства культуры как самостоятельной институции и превращение Федерального агентства по культуре и кинематографии в бухгалтерию без культурной политики; художников судят за выставки, писателей - за художественную литературу" ("Марат Гельман о "России 2". Журнал-каталог "России 2", 19.01.).

Чистая правда, борьба невозможна, пора отделиться и заняться своими внутренними проблемами. Но тут приходит на ум, что строительство параллельных реальностей для Марата Гельмана есть бизнес, унаследованный от достойнейшего родителя, Александра Гельмана. Приятно наблюдать за возрождением хорошо отработанной старинной технологии. Тут и мягкая апелляция к некоему "Западу" (барин приедет и во всем разберется) - вовсе не случайно выставка "Россия-2" приурочена к 1-й Московской биеннале. Добрый Марат сразу проговаривается: "Может, высокий международный статус привлечет внимание публики к современному искусству, и художников перестанут держать за радикалов" ("Иная Россия", "Российская газета" от 19.01.). Либералы советской античности тоже ведь неизменно апеллировали к "цивилизованному миру", где допускается многообразие форм творческого самовыражения.

И конечно, не обошлось без намеков на безумную оппозиционность и грядущие идеологические репрессии, причем намеки сформулированы в таких нонконформистских изданиях, как "Российская газета" и сайт "Кремль.Орг". В интервью последнему изданию Гельман сообщил, что "Россия-2" - это проект, который будет длиться долго. У нас скоро пройдет фестиваль под этой маркой. В этом проекте мы пытаемся как-то объединить всех тех, кто тоже хочет такого расширения пространства для своей деятельности" (19.01., "Марат Гельман: "Мне нет места в пространстве "России-1", беседовал Алексей Диевский).

А вот официозу Гельман гордо говорит: "Я никогда не идентифицировал себя как политтехнолога. А сейчас политика у нас вообще кончилась. Она превратилась в литературу. Последние президентские выборы были какой-то булгаковщиной: исчезающий Рыбкин, охранник в качестве кандидата. Созидательная деятельность ушла из политики и вновь перешла к искусству" (Ирина Кулик, "Марат Гельман перезагрузил Россию", "Коммерсантъ" от 20.01.).

Все же Марат - человек истинно государственный, как и его высокодуховный родитель; он отлично понимает, что вновь возвратились времена, когда Государство - "единственный безотказный спонсор. В этой ситуации самая простая позиция - юродство: говорить притчами и знаками, лежать на спине, размахивать ручками-ножками и выкрикивать изысканные ругательства в никуда и ни о чем. Лежачего, как известно, не бьют" (Сергей Соловьев, "Не бей лежачего", "Новые известия" от 21.01.).

Было бы наивно искать непосредственного заказчика, проплатившего "Россию-2". Не так все на этом свете просто. Да и новый официоз ведь - дело до крайности тонкое. Смотришь - и ты уже там, хотя декларировал исключительную независимость мышления и широту творческих подходов. "Протестующий Гельман не менее полезен, чем восторгающийся. Поскольку все его политически ангажированные эмоции имеют один источник. Поэтому и художники - лучшие современные художники, - попадая в эту орбиту, оказываются абсолютно бескрылым официозом" (Юрий Арипишкин, "Кремлевский прожектор", "Московские новости" от 21.01.).

Вот в этом-то и суть случившейся беды. Несчастное наше искусство опять оказалось на какой-то странной развилке: "В самом делении России надвое наблюдается... известный синдром интеллектуального "распутья", растерянности уважаемого и талантливого человека, который так и не выбрал для себя окончательно, кто же он - политтехнолог или галерист" (Сергей Хачатуров, "Гельман надвое сказал", "Время новостей" от 20.01.). Обозреватель добавляет в утешение: "Парадокс в том, что сама по себе выставка как выставка очень даже получилась. Она не стала несущей конструкцией нового проекта, но позволила собрать хорошие произведения хороших художников на актуальные для страны темы". Хачатурову вторит Николай Молок: "Если рассматривать "Россию 2" не как провокационную политическую акцию, а как сугубо художественный проект, как собственно выставку, то можно сказать, что она удалась" ("Марат Гельман открыл глаза", "Известия" от 20.01.).

Что до художников, которых в очередной раз грубо использовали, то им не привыкать. Гельман предается этому общественно-полезному занятию уж, почитай, целое десятилетие. "Ubi patria, ibi Gelman - это уже как-то само собой. У Гельмана отличные авторы, зритель ничего не потеряет, если проигнорирует политический контекст и займется чистой рефлексией" (Константин Агунович, "Россия как галерея Гельмана", Afisha.Ru, 20.01.). (От себя замечу, что художников, которые работают с Гельманом, я нежно люблю. Но мне их почему-то совсем не жалко.)

Получается, что Марат Гельман в высшей степени убедительно доказал: никакого такого особого политического искусства нет и не может быть, из одной и той же звездной команды можно сварганить коллаж на любую тему. Вовсе не случайно Ирина Кулик (см. выше) вспомнила про славные времена соц-арта, сразу же подвергнув тонкой деконструкции всех новейших деконструктивистов: "Россия-2" почему-то напоминает порядковый номер сиквела - наподобие "Матрицы-2". Тем более что в интерпретации участников выставки "Россия-1", как и Советский Союз для соц-артистов, предстает этаким топорно сработанным мороком, из которого нужно вырваться, разоблачив его бутафорскую суть. Правда, в той же "Матрице" вторая серия была еще не "революцией", случившейся только к третьему сиквелу, а "перезагрузкой". Перезагружать программу соц-арта имеет смысл только в том случае, если уже создана операционная система, аналогичная "совку".

А "Матрица", я вам доложу, и есть едва ли не единственный на свете фильм, где хотя бы намекнули на истинное положение дел, рассказав не только о том, кто виноват, но и снабдив инструкциями о том, что делать. Однако вот беда - от столь убедительно выстроенной России-2 меня почему-то подташнивает. Конечно, не так сильно, как в древние времена, когда я пытался понять, в чем заключается свободомыслие пиесы "Премия", за которую Александр Гельман получил (в рифму) Госпремию СССР. Кстати, Арзамасом-17 саровское население называет местное кладбище, где нашли вечное упокоение ядерщики, облучившиеся на Арзамасе-16.

К нумерологическим игрищам следует относиться осторожно. Марат ссылается на книгу Владимира Паперного "Культура-2". Кажется, он это исследование не читал вовсе, - там речь о том, что Культура-2 и есть сталинский соцреализм в полном соку, задушивший авангардную Культуру-1.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Усыхание кавернозных тел /29.11/
Диагноз, поставленный Павлом Пепперштейном, прост и ясен: импотенция. Пора возводить бесконтактный петтинг в ранг государственной политики.
Михаил Кордонский, Лицо одесской национальности /19.11/
Афиши были заготовлены заранее, естественно, на русском языке. Результаты выборов неизвестны, выставка попала между первым и вторым турами. Но сейчас Ющенко чуть впереди, и фирма - эксклюзивный расклейщик афиш - отказалась распространять рекламу на русском языке.
Андрей Ковалев, Небо алмазом /12.11/
Патриархи концептуализма Монастырский и Захаров оказались художниками супербуржуазными. Новый правящий класс заботится о самосохранении и коррумпирует антисистемных интеллектуалов.
Андрей Ковалев, Болезнь Истории и история болезни /05.11/
Жопоморды Олега Целкова опять кажутся актуальными. Все чаще слышны разговоры о том, что пора отсюда линять куда подальше. Однако опыт старших товарищей говорит нам, что побег невозможен.
Андрей Ковалев, VIP-салон для гегемона /28.10/
У нас на глазах в стенах Третьяковской галереи происходит ревизия истории русского искусства. Борьба с демократической традицией во имя тотально украшенного и тщательно размалеванного мира - основная задача нового правящего класса.
предыдущая в начало следующая
Андрей Ковалев
Андрей
КОВАЛЕВ
художественный критик
aakovalev@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru