Русский Журнал СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства
Список дискуссий | Теоретические материалы
/ Дискуссии / Большие проблемы Большого театра < Вы здесь
Большие проблемы Большого театра
Ход дискуссии. Фигуранты и интересы

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Проблемы Большого театра никогда не рассматривались как чисто творческие, музыкальные вопросы, вопросы музыкальной и творческой политики театра традиционно увязывались с политикой "в чистом виде". Формализм в музыке был равен политической неблагонадежности. Потому рецензия на спектакль Большого театра всегда почти рассматривается читателями как очередная попытка ревизии всего нынешнего состояния театра, а все более или менее серьезные разговоры о спектаклях читались (и часто справедливо) как попытка очередной кадровой революции в Большом.

Интерес к Большому театру в последние годы только возрастал. И тому есть несколько объяснений: самое простое - театр входит в число так называемых "объектов культуры - национального достояния" и повышенное внимание государства (и общества) к этим объектам можно счесть совершенно естественным. Второе: Большой театр является одним из главных участников мирового гастрольного рынка в области оперы и балета. И, конечно, конкуренты всячески заинтересованы в афишировании проблем, которые возникают в театре (и тех, которых нет). Кадровые "революции" в Большом по времени совпадают с активным выходом на мировой рынок Мариинского театра, который, с учетом амбиций его художественного руководителя, борется за право быть единственным представителем русского классического театра. Третье: Большой театр как раз в эти годы подошел вплотную к реконструкции и масштабному строительству, что определило немалый интерес строительных и подрядных организаций. Что - в традиционном для России - бесконкурсном решении такого рода вопросов дало поводы для новых "дискуссий" и войны интересов. Наконец, четвертое: отдельные наблюдатели усматривали и небескорыстное участие в тех или иных кадровых решениях со стороны высокопоставленных чиновников Министерства культуры РФ и аппарата правительства. Говорилось о близком родстве директора театра Владимира Коконина и Игоря Шабдурасулова. Исполнение же едва ли не всей полиграфической продукции Большого театра долгое время находилась в ведении Дмитрия Сидорова, члена семьи тогдашнего министра культуры.

18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен артистическим директором Большого театра. Со своих постов были сняты главный дирижер и художественный руководитель Большого театра Александр Лазарев (он занимал этот пост с 1987 года), главный балетмейстер Юрий Григорович (художественным руководителем балетной труппы Большого Григорович стал в 1964 году), главный художник Валерий Левенталь (главный художник Большого театра с 1989 по 1995 гг.). Вместе с Васильевым главным художником в театр приходит Сергей Бархин. Исполнительный директором был и остается Владимир Коконин, которого, естественно, воспринимают как некую незыблемую величину, константу, и которому "в придачу" дана творческая команда.

Можно сказать, что власть воспользовалась давними творческими обидами: когда-то Григорович отправил на пенсию Екатерину Максимову и Владимира Васильева (тем же приказом на пенсию ушла, правда, и супруга Григоровича Наталья Бессмертнова). И теперь Васильев с удовольствием принялся искоренять григоровичевское наследство.

Поводом к отставке Григоровича послужили "забастовки", которые привели к срыву нескольких спектаклей.

Назначение артистического директора объявлено прерогативой правительства и Васильева назначают распоряжением премьера В.Черномырдина.

Довольно скоро в новом руководстве возникают разногласия, которые проходят по линии Васильев - Коконин, и в 1997 году почти все газеты начинают говорить о новом "большом кризисе" в Большом. В "Независимой газете" публикуется "круглый стол" "Большие проблемы или большой кризис?", подводящие итог двум годам, которые театр прожил без Григоровича, Лазарева и Левенталя. В заочной дискуссии принимают участие Михаил Швыдкой, заместитель министра культуры ("Простая смена руководства ничего не даст. Большому театру нужны художники европейского менталитета"), Игорь Шабдурасулов ("Деятельность Владимира Васильева в значительной мере повторяет деятельность Юрия Григоровича")... В конце августа 2000 года за несколько дней до начала юбилейного сезона и за два дня до собрания труппы, которое было запланировано как концерт при полном зале (приглашения были разосланы), появляется указ о новой реорганизации и о смене самой модели руководства Большим театром. Театр в очередной раз переподчиняется министерству культуры, а на место генерального директора назначается бывший коллега министра Михаила Швыдкого по каналу "Культура" и бывший директор БДТ имени Товстоногова Анатолий Иксанов. Его заместителем - исполнительным директором становится Александр Ворошило, а художественным директором и главным дирижером - Геннадий Рождественский. Сергей Бархин уходит вслед за Васильевым в знак солидарности. Его должность - должность главного художника театра - ныне фактически аннулирована.

Все эти кадровые перестановки связывают еще и с переходом затяжной реконструкции театра в заключительную стадию и, соответственно, с необходимостью исключить всяческие финансовые злоупотребления. До какого-то времени и подрядчиком и заказчиком в одном лице выступало московское правительство.


Оглавление:

поставить закладкупоставить закладку
Поиск
 
 искать: