Русский Журнал СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства
Список дискуссий | Теоретические материалы
/ Дискуссии / Фашизм не пройдет? < Вы здесь
Фашизм не пройдет?
Фигуранты и интересы

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С известной долей преувеличения можно утверждать, что в социологическом смысле "фашизм" в России 90-х был не чем иным, как побочным продуктом дискуссий о нем. В качестве предмета информационного обихода "фашизм" возник на стыке двух антагонистических субкультур: замкнутый в себе конгломерат национал-радикальных движений, с одной стороны, и вещающий на "общество" цех либеральных СМИ, профильных институтов и антифашистских фондов - с другой. В дискуссии о "фашизме" эти группы выступили естественными союзниками, так как в равной степени были заинтересованы в промоутировании "фашистской угрозы". Характерной в этом отношении является деятельность корреспондента радио "Свобода" Марка Дейча, который, по признанию национал-радикалов, много сделал для популяризации правого экстремизма; или деятельность издетельско-информационного центра "Панорама", чьи сборники, детально протоколируя жизнь карликовых партий, создают картину широкого национал-экстремистского фронта. Стимулами к "раскручиванию" темы в разных случаях выступали зарубежные исследовательские гранты, личные убеждения и опасения, профессиональная погоня за "жареным" и так далее.

Среди организаций, которые заказывали исследования о "русском фашизме" можно назвать "National Endowment for Democracy", "Enry M.Jackson Foundation", институт "Открытое общество". Среди организаций, выполнявших такие заказы, - уже упомянутая "Панорама", Московский антифашистский центр, Институт экспериментальной социологии.

Но было бы ошибочным полагать, будто стоящие за темой фашизма интересы целиком сосредоточены в треугольнике "грантодатели" - "грантополучатели" - "фашисты". Существуют аргументы и свидетельства в пользу того, что тема "фашистской угрозы" была элементом в игре более крупных сил и ставок. Нет недостатка в конспирологических гипотезах относительно связи право-радикальных движений с интересами правящих групп и инспирирующей деятельностью спецслужб. Наиболее плотный конспирологический ореол окружает эмблематическую фигуру "русского фашизма": РНЕ, в самом деле, иногда оказывалось на пересечении больших интересов - будь то отслеженный интерес Березовского в скандале с Веденкиным или очевидный интерес Кремля в 93-м, когда присутствие РНЕ в лагере "Дома Советов" в заметной мере сформировало мнение обывателя.


Оглавление:

поставить закладкупоставить закладку
Поиск
 
 искать: