Русский Журнал СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства
Список дискуссий | Теоретические материалы
/ Дискуссии / Статус Романовых и их останков < Вы здесь
Статус Романовых и их останков
Ход дискуссии

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Царские останки послужили причиной бурных дебатов, давших журналистам повод говорить о разыгравшемся "шоу на костях". Примечательно, что предметом дискуссии выступали сразу несколько взаимосвязанных, но совершенно разнородных вопросов: подлинны ли "царские останки"? где их следует хоронить? по какому чину их следует хоронить? И главное: что все это должно значить? В силу своей узкоэкспертной природы, вопрос идентификации найденных под Екатеринбургом останков слабо подходил на роль возбудителя общественной дискуссии. И тем не менее, он эту роль сыграл, аккумулировав энергию идеологических и общественных противоречий.

В 1993 г. распоряжением Председателя Правительства была создана госкомиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением найденных под Екатеринбургом останков - напоминающих останки императорской семьи. К сентябрю 1995 года комиссия - по итогам компьютерной, генетической, лазерной экспертиз - вынесла заключение о подлинности останков, принадлежащих Николаю Александровичу, Александре Федоровне, трем дочерям - Ольге, Татьяне и Анастасии, врачу Боткину, повару Харитонову, лакею Труппу и Анне Демидовой. Что касается цесаревича Алексея и Великой княжны Марии, то их останки не обнаружены в екатеринбургском захоронении.

Однако по просьбе представителей Московской патриархии окончание работы комиссии и захоронение останков были отложены. Согласно решению главы правительственной комиссии Немцова, была проведена повторная экспертиза, которая была призвана развеять последние сомнения и, в частности, ответить на т.н. "10 вопросов Русской Православной Церкви", сформулированных Митрополитом Ювеналием. Вот их перечень:

1. Стоматологическая экспертиза;
2. Полное антропологическое исследование костных останков;
3. Снятие расхождений результатов отечественной экспертизы и заключения профессора Мейплса по вопросу идентификации останков N6 (Анастасия или Мария);
4. Анализ выводов следствия правительства Колчака о полном уничтожении всей царской семьи и сопоставление других результатов следствия 1918-1924 гг. и современного следствия;
5. Экспертиза записки Юровского (графологическая, стилистическая);
6. Проведение экспертизы относительно костной мозоли на черепе;
7. Выяснение судьбы останков наследника Алексея и его сестры;
8. Заключение о возможностях полного уничтожения двух трупов (количество дров, керосина, кислоты, времени и других условий);
9. Подтверждение или опровержение ритуального характера убийства;
10. Подтверждение или опровержение свидетельства отчленения головы Николая II сразу после его убийства.

30 января 1998 года состоялось последнее заседание госкомиссии, где по этим 10 вопросам были вынесены экспертные заключения. И где было официально заявлено, что останки, обнаруженные под Екатеринбургом, являются останками Николая II и его семьи - с вероятностью, приближающейся к 100%. Эксперты комиссии говорили о своей полной уверенности - с учетом того, что гарантировать еще большую точность результата современная наука просто неспособна. Комиссия заявила: ничто не препятствует торжественному перезахоронению царя. Однако представители РПЦ не согласились с этим выводом. 26 февраля 1998 года Священный Синод Русской Православной церкви высказался в пользу безотлагательного погребения останков императорской семьи в символической могиле-памятнике. Когда же будут сняты все сомнения относительно "екатеринбургских останков" и "исчезнут основания для смущения и противостояния" в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения. Таким образом, после повторного заключения комиссии церковь не сняла двух основных возражений: относительно достоверности идентификации останков, которые продолжают именоваться лишь "екатеринбургскими", и относительно политической целесообразности их окончательного захоронения, которое может вызвать "раскол в обществе". В заявлениях официальных церковных лиц результаты правительственной экспертизы не дисквалифицируются в явном виде. Однако в прессе (особенно околоцерковной - "Русский дом", газета "Радонеж" - и околокоммунистической - "Советская Россия", "Правда") эти сомнения звучали более откровенно - также с опорой на мнения авторитетных экспертов. В частности, говорилось о том, что "не была обеспечена юридическая сохранность останков" (В.Л.Попов, руководитель стоматологической экспертизы), что искусственно ограничивался круг лиц, допущенных к экспертизе, а также о том, что исследование останков не обнаружило особую примету Николая: костную мозоль на черепе от удара саблей.

Несмотря на такого рода критику, 27 февраля 1998 года состоялось решение Правительства РФ о захоронении останков Николая II и членов его семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 17 июля 1998 года - в день 80-летия расстрела. С этим решением согласился президент Ельцин. 9 июня на заседании Священного Синода Русской Православной церкви было решено, что Патриарх Алексий II не примет участия в церемонии захоронения царских останков. Ельцин также вначале отказался от участия в церемонии погребения останков - сославшись на разговор с патриархом. Но затем передумал и за день до траурной церемонии заявил, что будет в ней участвовать, - сославшись на разговор с Лихачевым.

17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга состоялась церемония. В соответствии с исторической традицией, останки отрекшегося от престола императора погребены отдельно от монархов, умерших на троне. В момент опускания гроба с останками императора прозвучал орудийный салют из 19 залпов (на 2 меньше, чем определено ритуалом, установленным для погребения императора).

На церемонии погребения присутствовали делегации и посланники многих государств, официальные представители Правительства России, более 60 членов Дома Романовых. Великая княгиня Леонида Георгиевна, ее дочь Мария Владимировна, цесаревич Георгий на церемонии в Петропавловском соборе не присутствовали, они приняли участие в панихиде в Троице-Сергиевом соборе, которую отслужил Алексий II (и которая, по его же словам, отнюдь не означает, что "Церковь признала подлинность "екатеринбургских останков"). В целом следует признать, что участие истеблишмента в событии было несколько ниже того уровня, на который рассчитывали организаторы. И это, по большей части, следует отнести на счет авторитета Алексия. Отказавшись ехать в Санкт-Петербург, патриарх, вероятно, вполне осознанно сорвал запланированный Кремлем красочный спектакль с приглашением королей, президентов и премьеров. В результате само действо отразило всю ту двусмысленность, которой сопровождалась его подготовка: для императора слишком мало помпы; для полковника Преображенского полка ее слишком много. Даже в самой церемонии не содержалось полной определенности относительно того, кого хоронят: читая заупокойную молитву, священнослужитель не был уполномочен называть имена отпеваемых.

Процесс канонизации царской семьи был более закрытым и менее скандальным, чем кампания по перезахоронению. Подготовка решения о канонизации велась внутри церкви довольно давно - с учетом уже состоявшегося решения православной церкви за рубежом. 10 октября 1996 года на заседании Священного Синода РПЦ с докладом "О мученической кончине царской семьи" выступил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Комиссия должна была дать ответ на вопрос: достойны ли царь и погибшие с ним члены его семьи быть причисленными к лику православных святых? К решению этой задачи подошли очень основательно. В частности, были подготовлены специальные исследования по темам: - Православный взгляд на государственную деятельность императора Николая II, - Император Николай II и события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге, - О церковной политике императора Николая II, - Причины отречения императора Николая II от престола и православное отношение к этому акту, - Царская семья и Г.Е.Распутин, - Последние дни царской семьи.

Общий вывод, к которому пришла комиссия, гласил: "Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, комиссия не нашла в ней достаточно оснований для его канонизации". Вместе с тем, говорилось в докладе митрополита, церкви известны случаи "причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения". Комиссия рекомендовала определить царскую семью в категорию "страстотерпцы". То есть все же - канонизировать. "Страстотерпцы" - это те, кто претерпевают безвинно, достойно принимают неправедно причиненную смерть. Самый известный пример - почитаемые в России князья Борис и Глеб. Более "высокое" место в синклите занимают те, кто принял смерть за веру. Можно ли отнести к этой категории Николая и его семью? В околоцерковных кругах весьма распространено мнение, что убийство царя было ритуальным, то есть религиозно мотивированным. В связи с этим Синодальная комиссия попросила Московскую духовную академию изложить православную точку зрения на утверждения о "ритуальном убийстве". Академия ответила взвешенно: версия о "ритуальном убийстве" не доказана.

Принятие окончательного решения было отложено на большой Архиерейский Юбилейный собор 2000-го года. Накануне собора патриарх Алексий выражал опасения, что канонизация императора может вызвать, опять же, общественный раскол. Тем не менее, Архиерейский собор, проходивший в Москве с 13 по 16 августа, принял решение о "прославлении" Николая II и его семьи "в лике святых страстотерпцев" - в числе почти тысячи "новомучеников" и "страстотерпцев" ХХ века.


Оглавление:

поставить закладкупоставить закладку
Поиск
 
 искать: