К вопросу о новых технологиях в гуманитарном образовании или о том, зачем зайцу барабан.

Анна Диордиева

Тотальная компьютеризация проникла во все сферы жизни, в том числе и в образовательную. Появившиеся новые компьютерные технологии нашли применение в основном в сфере точных и естественных наук. Гуманитарные науки, о которых пойдет речь, долгое время оставались в стороне.

Какое конкретное применение могут найти мультимедийные технологии в гуманитарной области знаний? В силу специфики своей деятельности гуманитарий работает напрямую не с расчетами и статистикой, а с текстом и архивными фондами. Тем не менее варианты есть.

На сегодняшний день наиболее широко применяемой (и доступной) в области гуманитарных наук является технология создания баз данных. Навязший в зубах пример - получение необходимой информации из Интернета (многие университеты представляют студентам и сотрудникам доступ в Интернет, имеют свои серверы или сайты).

Создаются компьютерные базы данных по конкретным дисциплинам. Так, фольклористы собранный в экспедициях материал приводят в электронный вид и систематизируют, что облегчает дальнейшую работу с ним. Банк данных может быть сформирован и по какой-то определенной научной теме: еще в 1991 г. возникла идея создания международной информационной системы по русской и советской культуре ХХ века. В проекте предполагалось участие Института мировой литературы им. А.М.Горького (Москва, Россия), Института русской и советской культуры Рурского Университета (Бохум, Германия) и Института восточнославянской филологии, кафедры русской литературы (Краковский Ягеллонский университет, Польша). Многочисленные материалы по русской культуре и литературе ХХ века в силу исторических причин оказались разбросанными по всему миру. Единый банк данных, состоявший из отдельных баз (литература, театр, искусство, кино и др.), делал огромный массив информации доступным для ученых всего мира. Он сочетал вновь собранную и обработанную информацию библиографического и фактографического характера, а также полнотекстовую информацию (авторский текст, рецензии, архивные материалы, варианты произведений и др.).

Безусловно, существуют возможности использования компьютерных технологий для выполнения узкоспециальных задач. Интерес к новым технологиям исторического образования возник на историческом факультете Алтайского государственного университета впервые в 1991 г., когда начались активные разработки модульной технологии обучения. Энтузиасты работали также над созданием новой системы тестового контроля. Деятельность эта поддерживалась небольшим финансированием в рамках программы "Университеты России" по темам "Информационное обеспечение модульной технологии обучения на историческом факультете" и "Внедрение новых информационных технологий в университетское историческое образование".

Непосредственным результатом этой работы явилось создание банка тестовых заданий и полная перестройка преподавания некоторых исторических курсов на основе применения модульной технологии обучения. Также была создана компьютерная программа автоматизированной подачи тестовых заданий.

Многие преподаватели поняли преимущества подобного способа контроля процесса обучения. Основываясь на опыте коллег, творчески перерабатывая и дополняя его, преподаватели ВУЗов создают электронные опросники, анкеты, тесты. Одна из подобных разработок последнего времени существует в РГГУ - электронная рабочая тетрадь студента. Ее создатель - доктор филологических наук Д.М.Магомедова - читает курс истории русской литературы Серебряного века. Тетрадь содержит в себе все необходимые материалы по курсу: перечень источников, список литературы, вопросы к коллоквиумам, семинарам, и др. Это экспериментальная электронная форма учебника, которая содержит тезисное изложение лекций. Концепция рабочей тетради предполагает соавторство каждого студента: поиск нового материала, переработка и дополнение плана лекций и семинарских занятий. Студент может получить это пособие на дискете или в распечатанном виде - кому как удобнее. Таким образом происходит интенсификация процесса обучения и создание своеобразной базы данных.

Постепенно появляются специальные программы для работы с гуманитарной информацией. Так, группой преподавателей, сотрудников и студентов все того же исторического факультета Алтайского государственного университета разработана новая технология исторического исследования - компьютерное картографирование. Это направление является весьма перспективным в плане обработки и представления пространственных данных. За прошедшее время осознана необходимость компьютерного картографирования в исторических исследованиях, его соотношение с исторической географией и исторической картографией, создано несколько серий исторических компьютерных карт.

Исследования продолжались в 1996 г. с получением гранта Российского фонда фундаментальных исследований "Создание исторических компьютерных карт территорий юга Западной Сибири с древнейших времен до наших дней". В настоящее время учеными освоены все этапы исторического компьютерного картографирования.

Недостаточное финансирование не позволяет осуществить масштабные российские проекты, которые дожидаются своего часа.

Не всегда, однако, дело только в отсутствии финансирования. Грядущее изобретение - над ним работают ведущие ученые Европы и Америки - казалось бы, должно открыть филологу новые горизонты. Внешне e-book - экран в форме книги, на котором высвечивается нужный текст (считанный с дискеты или из Интернета). Вы можете работать с необходимым текстом тогда, когда вам удобно, не затрачивая времени на поиски его в библиотеках и архивах, к тому же редкое издание (какого-нибудь тысяча семьсот косматого года) не всегда выдают на руки. Открывается доступ ко всем библиотекам мира. Но с таким же успехом текст можно читать с обычного экрана компьютера, не пользуясь e-book. Вместо видимой экономии времени - неоправданная трата денег. Преимущество изобретения в том, что можно сохранить в памяти e-book большое количество текстов - это мировая библиотека в портативном варианте. Впрочем, культурологи еще долго будут предпочитать привычные материальные книги электронным - это удобнее при сравнительном анализе текстов.

Есть и перспективные проекты. Например, будоражащий умы Виртуальный Университет. Предполагается, что желающий обучаться выбирает интересующий его курс и в течение некоторого времени его проходит. Тексты лекций и семинаров будут существовать в виде компьютерных файлов. Возможно, это будет многоуровневая система обучения - для перехода на следующий уровень необходимо пройти промежуточную аттестацию - выполнить некоторое количество контрольных работ, тестов. Задания будут составлены как по лекциям, так и по материалу, найденному самостоятельно. Возникающие при прохождении курса вопросы можно будет задать создателю курса по e-mail. Свобода выбора количества часов занятий, их расположения, отсутствие скучноватых лекций делают этот проект притягательным. Однако многое неясно: как будет построен учебный план и система отчетности; как будет оформляться диплом такого заведения, где и как он будет котироваться. Пока проект Виртуального Университета рассматривается только как возможность получения второго высшего образования.

Детальная разработка проекта отложена до лучших времен ввиду отсутствия финансирования.

На данный момент (в ожидании крупного финансового вливания) первоочередная задача - освоить существующие технологии. А денег, возможно, придется ждать долго...