Новости образования (8 - 23 апреля)

Вячеслав Прокофьев

20-23 апреля под Москвой (в пос. "Московский") состоится первый семинар в рамках международного проекта "Детское управление школой". Заявленная цель проекта - создание международной школьной конституции. В работе семинара участвуют 64 школьника и взрослые из 15 школ России, Нидерландов и Украины, а заочно также - школы Америки и Великобритании. До начала работы семинара участникам проекта предлагалось ответить на ряд вопросов ("Какие вопросы школьной жизни ученики могут решать самостоятельно? В какие вопросы школьной жизни детям вмешиваться не рекомендуется? Какие наказания или поощрения могут существовать в школе?" и пр.). Ответы российских и украинских участников из 23 школ, которые и составили, таким образом, предпроектное содержание семинара, были опубликованы 27 марта газетой "Первое сентября" (# 22 от 27.03.99., с.2-3).

Организаторы семинара: Совет по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, газета "Первое сентября", образовательный центр "Эврика".

Объединяет всех учредителей проекта имя г-на Адамского1, чье неповерхностное знакомство с передовыми образцами западной образовательной практики позволило ему в последнее время выдвинуть и реализовать несколько довольно интересных проектов в России. При внешней простоте вынесенных в анонс семинара вопросов, данный проект также представляется достаточно нетривиальным (по крайней мере, для российского образовательного пространства).

О проекте говорит д-р философии, г-н А.И. Адамский:

- Дети и взрослые соберутся для того, чтобы попробовать повторить то, что сделал Т.Джефферсон около 350 лет назад. Он написал конституцию для страны, в которой хотел бы жить. Дети хотят написать конституцию для своих школ, конституцию, которой подчинились бы все: и родители, и учителя, и директор. Такие попытки предпринимались уже не раз, но пока ни одна подобная конституция не работает. Идея этого проекта состоит в том, чтобы предложить создать конституцию детям из разных школ, стран и культур. Мы надеемся на то, что, преодолев языковые, культурные, образовательные барьеры, дети смогут написать такой эффективный правовой акт, который не могли бы создать взрослые. Подождем. 20 апреля - начало семинара, а 22-го участники уже прочитают свой текст на итоговой конференции весеннего фестиваля "Авторская школа "Эврика-99".

К тому же в качестве одного из условий участия команды той или иной школы в семинаре сформулировано следующее положение: школьный совет и администрация "берут на себя обязательство рассмотреть и принять решение относительно того, будут ли они руководствоваться разработанным и принятым на семинаре правовым актом как обязательным для исполнения в школе" ("ПС", 27.03). Конечно, обязательство "рассмотреть" - еще не означает "принять к исполнению", но и в такой формулировке это условие звучит достаточно сильно, здраво и, я бы сказал, жизнеутверждающе.

Этот реформаторский, если не сказать идеалистический пафос, помноженный на методическую/методологическую изощренность г-на Адамского и политическую выверенность всех его ходов, делают вполне вероятными неожиданные повороты в ходе семинара и позволяют надеяться на неординарные результаты работы участников. На вероятность интересных результатов проекта работает и то, что эвриканские семинары отличаются, как правило, первоклассным подбором тьюторов и высоким уровнем их работы с детскими группами.

В целом можно охарактеризовать этот проект как еще одну попытку реформировать или, по крайней мере, сделать более прозрачной управленческую и правовую структуру российских школ.

- Одной из кричащих проблем российской школы является полное отсутствие права, - говорит А.И.Адамский. - Это, конечно, следствие того, что сознание народа криминализовано и в то же время в школе нет никаких "конституционных" гарантий того, что личность ребенка неприкосновенна, что отношения ребенка и взрослого строятся не по праву сильного или старшего, а по общепринятому закону.

Увенчается ли на этот раз успехом попытка либерально-реформаторских кругов в российском образовании приблизиться к этой цели - читайте в наших материалах об итогах семинара 27 апреля.

Для контактов:

Закончилась работа российско-немецкого семинара "Школьная реформа в Европе: опыт, проблемы, перспективы сотрудничества школ ", который проходил 8 - 12 апреля 1999 г. в НПО "Школа самоопределения" (московская школа # 734, больше известная как "школа Тубельского"). С немецкой стороны в работе семинара принимали участие около 30 педагогов, директоров школ, журналистов из девяти школ Берлина и земли Бранденбург. Организаторы - Российская Ассоциация инновационных школ (г-н Тубельский) и международное общество "Контакты" (г-н Э. Радзувайт).

12 апреля состоялась итоговая конференция, на которой были представлены проекты преобразований в школах, подготовленные участниками семинара. По итогам семинара планируется принять совместное коммюнике.

- Позитивность таких контактов в том, - говорит ген. директор НПО "Школа самоопределения", президент ассоциации инновационных школ А.Н.Тубельский, - что раньше (и об этом говорят сами наши гости) они приезжали с Запада учить нас - бизнесу, экономике, образованию, - теперь же мы убедились, что возможен диалог. И так же, как мы в наших школах можем учить (не хуже институтов усовершенствования учителей) своих коллег из других школ, точно так же мы можем учить зарубежных наших партнеров, потому что у нас есть чему их учить.

О том, разделяют ли немецкие коллеги оптимизм известного российского педагога, а также об основных проблемах, которые обсуждались на семинаре, его итогах, о мнении немецких педагогов о российских школах и российском образовании - в заметках нашего корреспондента о семинаре 19 апреля.

Для справок: НПО "Школа самоопределения" - телефон : 461-0623/32; факс.: 461-0845; е-mail: seldet@glasnet.ru.

20 - 23 апреля в Московском государственном университете состоится VI Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов-99", которая проводится с 1994 года и является одним из наиболее представительных научных молодежных форумов в России. Кроме того, это единственная научная конференция учащихся на территории бывшего СССР, которая с 1996 года проходит под эгидой Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

На конференции будут представлены доклады по широкому спектру фундаментальных направлений науки: вычислительной математике и кибернетике, физике, химии, фундаментальной медицине, экономике, социологии, истории и др.

Подробности читайте в отчете нашего корреспондента 27 апреля.

Контактная информация:

119899, Москва, Воробьевы горы, Главное здание МГУ, сектор А, комн. 1021.

Телефон: (095) 939-25-20, (095) 939-50-96

Факс: (095) 939-28-48, (095) 939-01-00

E-mail: alyshkov@hotmail.com; lomonosov_99@yahoo.com


Примечания:


Вернуться1
Председатель Совета по федеральным экспериментальным площадкам, обозреватель по политике образования газеты "Первое сентября", директор образовательного центра "Эврика".