Холмянский Л.М. Материальная культура древнего мира.

М. МГХПУ им. С.Г.Строганова. - 119 с.; ISBN 5-87627-023-7

Появление книги с таким названием не может не радовать любого человека, интересующегося древней историей. Сам жанр описания антикварных достопримечательностей, появившийся еще в античности (вспомним хотя бы "Описание Эллады" Павсания), обещает рассказ о самых интересных памятниках древности, многообразие которых поистине безгранично. Беглое знакомство с оглавлением дает понять, что автор рассматривает материальную культуру в узко бытовом аспекте и ограничивает свой интерес тремя регионами: Египет, Греция и Рим. Из более подробного знакомства становится ясно, что в поле зрения попадает только то, что современный человек назвал бы частной жизнью, а в сфере вещей - интерьером, модой, дизайном. Вещи, связанные с религиозным культом и магией, также не рассматриваются.

Все три главы построены по единому плану. Во введении кратко определяются географическое положение каждого региона, хронологические рамки и периодизация культуры, а также технологические достижения каждого периода. Затем под отдельными рубриками дается достаточно скрупулезное описание различных групп предметов: жилых построек, мебели, посуды, туалетных принадлежностей, музыкальных инструментов, украшений и одежды. Ничего не сказано о таких предметах повседневности, как, например, игрушки и оружие. Об инструментах, причем только ремесленных, упоминается там, где речь заходит о достижениях технологии обработки природных материалов.

Египет - явный фаворит Холмянского, ему он посвящает половину своей книги. Это можно объяснить тем исключительным качеством сохранности предметов, которым славятся египетские гробницы. Именно из погребений фараонов происходят практически все описываемые автором предметы. Он неоднократно подчеркивает магическое и символическое значение многих из них, и это кажется парадоксальным противоречием его же утверждению о преувеличенности представления о "мистическом духе мышления древних египтян" (с.3). В таких глубоко символических и полных магического значения предметах, как, к примеру, табуреты и кресла (атрибуты власти и вообще знак всякого превосходства) или украшения, Холмянский выделяет прежде всего конструктивные, утилитарные и эстетические аспекты, имевшие для самих древних египтян далеко не первостепенное значение. Вызывает некоторое удивление то внимание, которое Холмянский уделяет египетскому ювелирному искусству. Он не только подробно останавливается на технологии производства, но в отдельных параграфах описывает украшения головы (с.39), серьги (с. 41), пекторали (с.44) и украшения предплечья (с. 47).

Бытовые реалии Греции и Рима занимают воображение Холмянского в значительно меньшей степени, хотя он и отдает должное высокому качеству их исполнения, эстетическим и утилитарным достоинствам. Интересно, что, достаточно подробно рассказывая о средствах освещения и отопления в Греции и Риме, автор ничего не говорит о банях, водопроводе и канализации, которые являлись в равной мере атрибутами и общественной, и частной жизни.

В целом работа Холмянского свелась к достаточно полному и скрупулезному перечислению и описанию бытовых реалий в поставленных им самим рамках. Содержится в книге и несколько весьма интересных замечаний. Подробно рассказывая о конструкции египетской мебели, Холмянский говорит о стремлении мастеров скрыть технологические детали и о невнимании к структуре материала в целом (с.14); то же и в отношении посуды: сосуды из глины и камня (алебастра) практически ничем не отличались (с.24). Напротив, в греческом мире отмечается повышенное внимание к особенностям материалов (с.56).

Внимание Холмянского, архитектора по образованию, к особенностям конструкции и технологии изготовления вещей придает его труду особенное значение, так как обычно в исторических исследованиях этими аспектами пренебрегают. Тем более досадно, что автор не обратил внимания на тот важный факт, что и в Египте, и в Греции, и в Риме одежда первоначально моделировалась из цельнотканых кусков материи, а появление одежды кроеной связано с влиянием варварской периферии.

Считаю также необходимым остановиться на качестве издания работы. Явным и существенным недостатком является низкая наглядность публикации: многочисленные мелкие иллюстрации почти никак не соотносятся с текстом. На совести издателей остается заявленная научность, а также полное отсутствие хотя бы элементарного справочного аппарата и ссылок на использованные в тексте издания.

Герасим Староверов