В. Ю. Переверзев. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов.

М.: НМЦ СПО Минобразования РФ, 1999. - 152 с.; тираж 2000 экз.

Вячеслав Шишов

Издательство НМЦ СПО Минобразования РФ выпустило монографию В.Ю.Переверзева "Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов". Теория педагогического тестирования разработана за последние полвека. Идея критериально-ориентированного тестирования и сам термин появились в 60-е годы нашего столетия. Начиная с 70-х критериально-ориентированные тесты получили всеобщее признание и стали широко применяться в сфере образования и профессиональной аттестации кадров. Автор основывается на работах К.Берка, Ангоффа, Р.Коха, В.С.Аванесова, М.Б.Челышковой, Р.Глэйзера и др.. В работе использовано 53 книжных источника, около 30 монографий зарубежных авторов, не переведенных на русский язык. Этот небольшой список выглядит значительным, если учесть объем монографии - 152 страницы. Книга предназначена для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, методистов и работников сферы управления образованием.

Критериально-ориентированные тесты, или, как их еще называют, domain-referenced tests (тесты, ориентированные на область содержания) и mastery tests (квалификационные тесты) используются во многих образовательных учреждениях, в индустрии и в вооруженных силах США, Великобритании, Голландии, Японии и т.д.. Они обеспечивают пользователей ценной информацией, отличной от той, которая может быть получена в результате проведения нормативно-ориентированных тестов.

Монография предоставляет читателю сравнительную характеристику применения нормативно-ориентированных и критериально-ориентированных тестов, критерии выбора стандарта оценивания (критериального балла). Автор рассказывает также о применении технологий к различным видам теста, анализирует концепции итоговой аттестации учеников, впервые (в нашей стране) описывает шкалы в педагогических тестах, алгоритмы обработки результатов критериально-ориентированного теста, его различные аспекты надежности и валидности. В книге теоретические положения рассматриваются на примерах известных тестов (TOEFL, GMAT, GRE, SAT и др.). Переверзев исследует различные методики по определению оптимальной длины теста (т.е. количества заданий в тесте): Милмана, Вилкокса, теоретиков IRT (современной тестовой теории). Описанные в книге методы разработки заданий - "фасетного дизайна", "квазипрофессиональной ситуации", концептуальный, координатный - будут полезны преподавателям и специалистам при создании критериально-ориентированных тестов.

Критериально-ориентированный подход позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели тестом. Он - в отличие от нормативно-ориентированного - позволяет преподавателю выяснить, какого вида понятия усвоены учащимся, определить его способности к творческому решению проблемы. Автор считает, что подобное тестирование дает более объективную оценку знаний студента или школьника.

Вместе с тем у читателя возникают естественные вопросы, касающиеся границ применения тестов, их уместности в той или иной области знания. В.Ю.Переверзев указывает на преимущество тестирования как системы обучения, способной избавиться от субъективных оценок преподавателя. В монографии речь идет не только о возможности объективной аттестации знаний учащегося, но и о способах наиболее корректного обучения. Как проверка информированности учащегося, его способности к аналитическому мышлению критериально-ориентированное тестирование может давать гораздо более совершенные результаты, нежели очная система обучения. Здесь сразу возникают трудности: составление и корректировка тестовых заданий требуют привлечения на свою сторону специалистов, авторитетных в той или другой области; применение изложенных автором методик не может быть эффективно во всех областях знаний (например - в некоторых областях гуманитарного обучения); тесты для той или иной дисциплины должны иметь одну понятийно-логическую основу (что опять-таки зависит от воззрений составителя и совсем не избавляет тесты от субъективизма). Автор считает, что указанные трудности решаемы, т.к. данная методика обучения предполагает не только неоднократное рецензирование каждого составителя, но и практическую проверку каждого теста с использованием статистической обработки результатов и вытекающих из нее выводов. Математические выкладки, приведенные в доказательство, подтверждают концепцию В.Ю.Переверзева, однако необходимо было бы указать границы возможности применения тестовых методик

В книге идет речь о возможности качественного обучения студентов и школьников с помощью тестовых заданий. Тем не менее живой контакт с преподавателем зачастую развивает интуицию, образное мышление, вообще искусство мыслить на гораздо более высоком уровне. Но это происходит, как правило, лишь при высоком уровне учительского мастерства, поэтому уместно применение тестовых заданий для тех учащихся, учителя которых не имеют необходимой высокой профессиональной подготовки. Получается, что тесты могут дать лишь информационную "накачку" школьника или студента, ускорить процесс его обучения, но вряд ли они способны привить способность к творческому осмыслению материала. Впрочем, и современное очное обучение (за отдельными исключениями) не может этому научить.

При этом видится необходимым использование компьютерных технологий. Если за рубежом существует ряд специализированных научно-исследовательских фирм, которые разрабатывают и реализуют для учебных заведений и профессиональных аттестационных организаций программные продукты для организации и проведения тестирования, то у нас можно говорить лишь об отдельных успехах компьютерщиков и методологов.

В связи с этим монография В.Ю.Переверзева является ценным пособием по современной педагогике. В основе книги лежит цикл лекций, который автор читает на единственной в России кафедре педагогических измерений исследовательского Центра по проблемам и качеству подготовки специалистов.