Интервью с заведующим кафедрой эстетики философского факультета МГУ проф. Е.Г.Яковлевым

Денис Бычихин

Д.Б.: Евгений Георгиевич, что такое, на ваш взгляд, современная отечественная эстетика? Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российской эстетики как академической отрасли знания?

Е.Я.: В общем, положительно. В последнее время появилось много учебных пособий, монографий, отдельных работ, посвященных комплексному изложению теоретических проблем эстетики. Во-первых, это выпущенная институтом искусствознания работа Олега Кривцуна "Эстетика". Во-вторых - двухтомное учебное пособие Юрия Владимировича Борева. В этом году опубликован мой учебник, в котором подытожены результаты моих теоретических разработок. Издательство "Радуга" выпустило коллективную работу по теории эстетики. То есть количественный прирост налицо.

Но дело заключается в том, что в каждой из этих работ предлагается своя концепция эстетического и, соответственно, свое видение всех проблем эстетики - проблемы искусства, образа, истории эстетики и т.д. Поэтому, по всей видимости, в дальнейшем следует стремиться к синтезу, к коллективному обсуждению в пределах Академии наук или в пределах Университета современных проблем эстетики и последующей выработке целостной концепции эстетического. Подобная попытка предпринималась 2-3 года назад в рамках организованного кафедрой эстетики МГУ круглого стола "Эстетика на рубеже XXI века". В журнале "Свободная мысль" были опубликованы материалы этого обсуждения. Но этого, видимо, недостаточно. Необходимо провести всероссийскую конференцию, посвященную обсуждению предмета эстетики для того, чтобы уточнить позиции.

Д.Б.: Итак, на ваш взгляд, в России нет единой эстетической школы. В таком случае, в каких университетах существуют сильные школы?

Е.Я.: Во-первых, конечно, в Московском университете, на философском факультете. Наша кафедра все-таки создала свою концепцию, свою учебную программу, утвержденную Ученым советом. Центральное положение этой концепции состоит в том, что эстетическое понимается как совершенное в своем роде. На этот тезис и опирается последующая интерпретация, конкретный анализ всех фундаментальных и актуальных проблем эстетики.

Вторая, как мне кажется, интересная школа развивается в Екатеринбурге. Там заведует кафедрой проф. Аркадий Федорович Еремеев. Они тоже создают свою довольно интересную концепцию эстетики.

Третья, или вторая - их можно поменять местами - это Петербургская школа, которую возглавляет Каган Моисей Самойлович. Эстетическим проблемам посвящено множество его работ, сейчас он переключился на проблемы культуры, теорию культуры. Но эстетическая школа там все-таки сложилась. Здесь эстетика понимается как ценностная наука, наука о ценностях. И в соответствии с этим строится вся система эстетического образования.

Вот, пожалуй, те три академических объединения - Уральское, Московское и Петербургское, которые действительно можно назвать цельными эстетическими школами.

Нужно отметить, что на базе эстетики происходило формирование очень многих смежных с ней по своему предмету школ. От эстетики "отпочковалась" культурология, теория и история культуры. Кафедры истории и теории мировой культуры созданы в МГУ, а также в Самаре, где ее возглавляет проф. Конев Владимир Александрович. Здесь тоже очень основательно разрабатываются уже отделившиеся от эстетики проблемы культурологии. Других каких-либо сильных школ или направлений в эстетике в современной России я, к сожалению, просто не знаю.

Д.Б.: Каким образом, на ваш взгляд, может быть налажен контакт между теми, кто занимается эстетикой как академической отраслью знания, и теми, кто преподает близкие к эстетике дисциплины в средней школе? Проще говоря, возможен ли сейчас перенос того материала, которым располагает наша академическая эстетика, в среднюю школу?

Е.Я.: Я думаю, в перспективе это возможно. В школах, гимназиях есть курс литературы, курс художественной культуры, связанный, как правило, с изобразительным искусством. Но, конечно, было бы весьма уместно ввести в школе и какую-то философскую систему, то есть давать детям в старших классах представление о философских проблемах эстетики, которая теоретически осмысливает литературу, искусство, живопись, музыку и т.д. Учащиеся знают эти конкретные виды искусства, а вот общие закономерности жизни искусства им, конечно, менее доступны. Поэтому эстетика могла бы это сделать.

Хотелось бы отметить очень интересную работу в этом плане: газета "1 сентября" издает приложение "Искусство", где анализируются различные направления, течения, проблемы искусства в древности, современном мире и т.д. По-моему, это крайне полезное начинание. Сейчас они задумали еще более интересную вещь - издать историю мировой культуры. Каждый месяц выпускается по печатному листу приложения. Я видел первое приложение - первобытное искусство. Очень неплохо. По результатам выпусков будет создана монография. Такое издание окажется полезным и для учителей, и для школьников. На этой базе уже можно будет обращаться и к собственно эстетическим проблемам.

Д.Б.: Евгений Георгиевич, третий вопрос, пожалуй, основной. Что бы Вы могли сами сказать по поводу вашей последней книги, вашего учебника?

Е.Я.: Ну, во-первых, эта книга - плод всей моей педагогической деятельности. Она состоит из трех частей. Первая часть - "Эстетика. Система категорий". Вторая часть - "Художник. Личность. Творчество". И третья часть - "Искусство и мировые религии". В 1 части рассматриваются основные теоретические проблемы, дается определение предмета эстетики, которая понимается как наука о совершенном в своем роде. Через это понимание рассматриваются основные эстетические категории - возвышенное, прекрасное, трагическое, комическое, искусство, творчество и т.д. То есть дается систематическое концептуальное изложение эстетических проблем. Создается такая схема:

Эстетическое - как универсальная категория, которая воплощается в трех системах категорий:

1. Прекрасное, возвышенное, комическое и трагическое.

2. Эстетический идеал, эстетический вкус и эстетическое чувство.

3. Искусство, художественный образ, творчество.

Первая группа отражает объективные состояния, потому что прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое - объективированы в них совершенно.

Вторая группа - это духовно-практическое освоение мира, то есть это уже деятельность человека, идеалы, чувства, вкусы.

И третья группа уже связана с субъектом эстетической деятельности - искусство, художественный образ, творчество.

Таким образом дается целостная концепция.

Во второй части "Художник. Личность. Творчество" конкретизируется главная из этих категорий. Анализируется природа художника, проблемы его творчества, структура его художественного мышления; художественного времени, пространства и т.д.

И третий курс "Искусство и мировые религии", курс, который я читаю давно, вышел сначала отдельной книгой. Этот курс дает, по-моему, очень интересный материал, особенно сегодня, и для религоведа, и для искусствоведа. И для эстетика проблема религиозного художественного сознания сейчас очень важна.

Д.Б.: Можно ли сказать, что именно в этом учебнике систематизированы представления московской эстетической школы?

Е.Я.: С определенной долей допущения можно. Это результат наших многолетних работ. Работ педагогических, научных и т.д. У нас были интересные конференции. Вы, наверное, знаете, что А.С.Мигунов организовал конференцию по современному примитивному искусству, искусству аутсайдеров и маргиналов. То есть современные актуальные проблемы тоже обсуждаются. Это очень важно. Но не менее важно иметь и какую-то общую концепцию.

Д.Б.: Какие из запланированных конференций Вы могли бы выделить?

Е.Я.: Пожалуй, самая важная - это международный эстетический конгресс. Он собирается каждые 4 года. Последний состоялся летом 1998 года. В 2003 году пройдет очередной - 14-й. Задача этих конгрессов - обсуждение проблем уже мировой эстетики. Уточняются методы, приоритетные темы, обсуждаются новации, различные подходы к проблемам эстетики. Как правило, это действительно необходимые процедуры. В силу излишней дифференциации научного знания, с одной стороны, и полифоничности мнений - с другой. Конечно, очень хорошо, что существуют отдельные самостоятельные школы. На Западе их огромное количество - каждый ученый создает свою концепцию. Но, может быть, есть смысл обсудить общие проблемы? Определиться с терминологией, предметом, механизмами исследования. Ведь это никогда не мешало научному процессу.

Собственно говоря, попыткой именно такой структуризации, изложения эстетики как системы знания, и является мой учебник.