Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие.

М.: Гардарика, 1999. - 464 с.; тираж 10 000 экз.

Книга Е.Г.Яковлева, ныне заведующего кафедрой эстетики философского факультета МГУ, сложилась из написанных десятилетия назад сочинений: "Эстетика: система категорий", "Художник: личность и творчество", "Искусство и мировые религии". Каждое из них было своего рода вехой. Можно только радоваться тому, что они теперь переработаны и объединены под одной обложкой. Но этот факт почему-то скрыт, как будто три раздела книги - это написанный по единому замыслу учебник. Неизбежные в таких случаях "повторения, уточнения и конкретизация предложенных идей" объясняются не преемственностью курсов, а единством концепции (с.5). Сама же концепция состоит в понимании эстетического как совершенного в своем роде, как полноты проявления бытия природной, социальной или духовной реальности (с. 113), в чем Е.Г.Яковлев опирается прежде всего на "Теоретическую эстетику" А.Баумгартена и "Историю античной эстетики" А.Лосева (с. 34-36). Но последовательно она проведена только в первом курсе, а в двух других оказалась как-то за кадром.

В книге нет драматизма волнующих душу загадок, нет дешевого пафоса, как нет и растерянности перед меняющимся миром. Она спекулятивна в хорошем смысле слова. Это кропотливо собранные идеи и факты, расставленные на протяжении повествования подобно шахматным фигурам. Читателю предлагается самому привести их в движение. Бесстрастная, "бережная" манера изложения едва ли кого-то поразит, но для автора это не столь важно.

Неоспоримым достоинством книги является огромный фактический материал. Правда, бесчисленное количество цитат, перифраз и ссылок, может быть и помогает глубже вникнуть в суть дела, но весьма затрудняет чтение. Есть и другие "неудобства". Трактовка предмета эстетики помещена на 11 с. и никак не выделена. Книга начинается с обзора различных определений истории эстетики, так что читателю на протяжении первых четырех страниц, переполненных цитатами, кажется, что он раскрыл книгу где-то на середине. Этот прием, часто используемый автором (сначала история вопроса - потом мнение автора), больше подходит для диссертационной работы, чем для учебного пособия. Ссылки на Маркса, Энгельса и Ленина, иногда небесполезные (например, с. 56-57, 60, 97), в ряде случаев кажутся избыточной данью официальной идеологии прошлого (с. 39, 45, 78, 108, 126 и др.). Вообще об аллюзиях и цитатах: они так неожиданны и разношерстны, что то и дело выбивают читателя из седла. Отступления так пространны, что нить повествования то теряется, то идет волнами (особенно это чувствуется во второй части). Есть и забавные опечатки: Р.Барт (Barth) дважды именуется Бардом (с. 135).

Категории эстетики Е.Г.Яковлев подразделяет на три класса. Одни отражают объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое), в которых Яковлев видит бытие абсолютной истины, не зависящей "ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества". Вторые отражают духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство). Наконец, третьи отражают мир субъекта социально-духовной жизни, его творческую способность (искусство, художественный образ и творчество). Каждая категория последовательно рассматривается в онтологическом, феноменологическом (имеются в виду объективные проявления), гносеологическом и социальном аспектах. При этом первая группа как бы вынесена в мир платоновских идей, тогда как вторая и третья более социализированы. Единство категорий обеспечивается трансформацией прекрасного в эстетический идеал и далее - в произведения искусства. Не совсем понятно, почему категории трагического и комического получили здесь такое самостоятельное онтологическое звучание, если учесть общий акцент на роли человеческой практики.

Своеобразие художника Е.Г.Яковлев видит в эмоциональном отражении мира и в его способности к сопряжению иррационального и рационального в духовном (идее). Курс "Художник: личность и творчество" более фрагментарен по сравнению с двумя другими, но наиболее интересен по собранному материалу: темы воображения, художественного времени, мифа, книги и компьютера, картины и видеоклипа, игры делают книгу современной, хотя и намечены как-то пунктиром, не объединены в систему.

Наконец, часть, озаглавленная "Искусство и мировые религии", более остальных подходит под определение "добротного учебника": после ясного и простого методологического введения рассмотрены основные особенности отношения к искусству в трех мировых религиях (буддизме, исламе и христианстве). Хорошее знание искусствоведческой литературы и любопытные аналогии (например, поток сознания в раннем буддизме и барочный принцип non-finito) делают изложение материала одновременно глубоким и занимательным. Приятно отметить, что для автора личные впечатления "играют не меньшее значение для проникновение в суть проблемы, нежели рассудочное рефлексирование и рационалистический анализ" (с. 292). С точки зрения Е.Г.Яковлева, в религиозном искусстве нарушается диалектическое взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания, в результате чего объект не познается, а смутно предощущается. "Гармония человеческой субъективности здесь разорвана" (с. 329). Этой же "слаборазвитой" (? - Е.Т.) способностью верующего к переводу образного на уровень построения умозаключений автор объясняет подавление творческой фантазии религиозным каноном. Искусство предстает здесь в шеллингианском свете: подлинно большой художник всегда преодолеет эти догматические рамки.

Словом, если вам захочется блеснуть эрудицией на экзамене - хотя бы пролистайте эту книгу. Если же, не испугавшись довольно причудливого сочетания неоплатонических симпатий и марксистско-ленинской диалектики, вы ее прочитаете, то несомненно оцените умиротворенность и подлинное чувство прекрасного у автора.

Егор Тимофеев