Джон Дьюи, демократия и образование

Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова

Эта статья посвящена переведенной нами легендарной книге Джона Дьюи "Демократия и образование", вышедшей на английском языке в 1916 году, но до сих пор не существующей в русском переводе. Если говорить о причинах такого положения совсем коротко, достаточно указать на год выхода (за 1916-м годом непосредственно следовал незабываемый 1917-й) и на слово "демократия" в названии книги. Однако слово "образование" в этом названии тоже нуждается в некотором пояснении.

"Образование", по словарю В.И.Даля, происходит от глаголов "образовать, образовывать", которые, в свою очередь, восходят к глаголу "образить" (с ударением на а). Этот глагол имеет довольно много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Образование (ума и нрава, по Далю), таким образом, означает целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку.

На современном русском языке целостный процесс становления и развития личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации уже не удается обозначить одним словом, для этого используют обычно по крайней мере два слова: "образование" и "воспитание". Понятия образования и воспитания хотя и не обладают достаточной четкостью и объемы их частично перекрываются, все же довольно хорошо разводятся в современном русском языке. Говоря о воспитании, обычно подразумевают совокупность влияний на формирование личности, приводящую к усвоению системы навыков поведения в данном обществе, системы принятых социальных норм. Когда же можно говорить, что они в той или иной мере усвоены, то здесь уже идет речь о воспитании как воспитанности, воспитании как результате процесса воспитания. Образование же по своему основному значению охватывает приобщение личности к культуре в несколько ином смысле - в плане освоения содержательной стороны культуры, приобретения грамотности в ее языках и ориентированности в ее текстах.

В английском языке словом "education" (от латинского "educatio" - воспитание, разведение, выращивание) тоже охватывается весь процесс приобщения человека к культуре общества, как это было и в русском языке во времена В.И.Даля. Большой англо-русский словарь дает для этого слова следующую совокупность значений: воспитание, развитие (характера, способностей), культура, образованность, образование, просвещение, обучение. Поэтому это слово обычно переводят на русский язык в зависимости от контекста либо как "образование", либо как "воспитание".

Но вот словосочетание "philosophy of education" принято переводить как "философия образования" - здесь используется одно только слово "образование", хотя при этом имеется в виду весь целостный процесс приобщения к культуре. То же единственное слово "образование" используют на русском языке и для обозначения специального социального института - системы образования, которая разрабатывает и применяет на практике систему мер, организующих и направляющих образование (и воспитание) как процесс приобщения личности к культуре. Исходя из всего этого, мы решили применять обычно именно это слово - образование - для обозначения целостного процесса придания облика растущему человеку, в том числе и нравственного облика.

Ключевым понятием философии Дьюи, объединяющим человека и мир в неразрывное единство, является "опыт", поэтому основанное им направление в философии образования часто именуют экспериментализмом. Слово это в английском языке родственно не только явно слышному русскому уху слову "эксперимент" - специально поставленный научный опыт, но и слову "experience" - жизненный опыт, опыт переживания и проживания проблемных ситуаций, творческий акт жизни.

Экспериментализм утверждает, что понимание мира может быть достигнуто лишь в процессе самостоятельного активного взаимодействия с ним. Наука не может дать ответ на все вопросы повседневной жизни, она сама возникла из человеческого опыта и из человеческой любознательности, она является выражением человеческих способов понимания жизни природы, продуктом творческого разума в его попытках понять этот мир, ее истинность проверяется всем богатством повседневного опыта.

Личностные смыслы, мышление, вся психическая жизнь человека возникает как следствие взаимодействия людей друг с другом. В этих взаимодействиях человек всегда бывает вынужден вставать на точку зрения другого человека при формировании собственного поведения - так возникает общечеловеческое содержание, обеспечивающее общность смыслов, вносимых людьми в общение, так же возникает и сознание, и самосознание отдельного человека.

Привыкая понимать и принимать позиции других людей, развивающаяся личность постепенно научается воспринимать позиции различных "других" как нечто единое и целостное, приходя таким образом к признанию норм и авторитета группы. В признании, принятии социальных стандартов выявляется пассивное измерение личности, ее готовность к освоению выработанных до нее традиций. Но одновременно в своих откликах на чужие позиции человек действует как уникальное существо, выявляя таким образом творческое измерение своей личности.

Сама природа демократического сообщества требует открытости жизненной позиции, согласование различных позиций всегда продвигает общество, расширяет и углубляет его культуру, предполагает не победу какой-то единственной, якобы более обоснованной позиции, а углубление понимания. Для личности понимание смысла вещей наступает не в результате приложения чьей-то теории к собственному личному опыту, оно скорее приходит путем проникновения в смысл различных способов понимания мира и того, как они возникают. Убеждения и ценности тоже не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, они являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного экспериментирования.

Обретение в процессе жизненного опыта знания (или истины, или веры - для Дьюи не имеет большого значения, как называть то, что обретается посредством опыта, чаще всего он называет это просто "то, что можно утверждать обоснованно") и есть, по Дьюи, образование. Принципиальным для него является положение о том, что всю философию можно считать общей теорией образования, поскольку она говорит о приобретении человеком разумного и эмоционального отношения к природе и другим людям. Само человеческое существование как таковое есть воплощение экспериментального метода: человеческий опыт складывается из экспериментов человека с жизнью, он требует владения методами научного исследования в самом широком смысле слова.

Всякая личность совмещает в своей природе как готовность следовать традиции, так и стремление обновлять ее, вносить в мир результаты собственного уникального творчества. Напряжение между консервативным и творческим началом лежит в самой природе личности. (Такой взгляд присущ всей философии прагматизма, к которой принадлежит и Джон Дьюи, наиболее подробно он разработан в трудах Дж.Г.Мида.) Свобода личности не уничтожается ограничениями, налагаемыми социальными нормами и властью, она есть результат взаимодействия этих полюсов - пассивности и творческой активности. Для Дьюи также творческая активность человека и ограничения группового согласования - взаимозависимые и взаимосвязанные полюса в динамичном процессе развития личности, полюса самой природы личности.

Любое сообщество (и общество в целом) может быть понято как некая расширенная личность, в которой обнаруживается взаимодействие тех же полюсов. Человек одновременно и выражает общую позицию, и реагирует на нее свойственным только ему особенным образом. Эта человеческая уникальность по каким-то направлениям вступает в конфликт с существующей традицией, но когда человек вырабатывает новый взгляд на мир, эта новизна входит в культуру группы как результат процесса развития: новое возникает как результат разрешения проблемных ситуаций в существующей традиции.

В демократическом обществе, пока и поскольку оно остается таковым, необходимо, по Дьюи, не просто всеобщее образование, но направленность образовательного процесса на развитие личности в целом, понимание образования не как передачи информации, но как развития умений экспериментального исследования жизни. Образование должно обеспечивать формирование экспериментальных навыков не просто для исследования конкретных предметных областей, но для того, чтобы стали возможны совершенствование и развитие личностей, ценностей, социальных институтов и различных видов социальной практики.

В экперименталистской трактовке образование является дорогой к свободе. Мы свободны в той степени, в какой мы разумно участвуем в жизни общества и мыслим независимо, а не просто пассивно откликаемся на воздействие социальных факторов, поскольку именно мы сами определяем природу наших откликов на внешние факторы. Мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами нашего осмысления собственного опыта, когда мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону, когда мы способны встретить новое, рассмотреть это новое посредством свободного исследования и использовать результаты этого экспериментирования для руководства своей деятельностью.

Нравственная свобода как раз и состоит в способности перестраивать поведение посредством творческого развития установившихся норм и идеалов. Когда в условиях конфликта ценностей привычные способы организации поведения не работают, возникают новые нравственные определяющие, которые в свою очередь дают новое качество непосредственно переживаемому опыту.

"Каков же истинный смысл подготовки в системе образования? Прежде всего она означает, что человек, юный или старый, извлекает из своего наличного опыта все, что из него можно извлечь в данное время. Если же подготовка сама по себе превращается в руководящую цель, потенциальные возможности настоящего приносятся в жертву предположительному будущему. Когда это случается, реальная подготовка к будущему как раз и не происходит. Идеал использования настоящего как подготовки к будущему сам себе противоречит. Он упускает именно те условия, в которых человек может подготовиться к своему будущему. Мы живем сейчас, а не в какое-то другое время, и только лишь извлекая здесь и теперь полный смысл из всякого получаемого нами опыта, мы готовимся делать то же самое в будущем. Это единственная подготовка, которая в дальней перспективе чего-нибудь стоит" (Джон Дьюи).

Эксперименталисты в своей практической образовательной деятельности стремятся установить атмосферу постоянного размышления, в которой учащиеся не заняты бесполезным запоминанием, а размышляют над важными именно для них проблемами. В этих размышлениях они могут получить помощь, используя те знания, которые добыло человечество ранее, - такова эксперименталистская установка по отношению к тому, что в других версиях идеологии образования именуется трансляцией культуры или приобщением к ней. Важное значение также придается так называемой "непрерывности демократической атмосферы". Это означает, что молодые люди последовательно научаются с полной серьезностью относиться к демократии и друг к другу, что единственно и может позволить отдельным людям и обществу в целом постоянно улучшать качество жизни.

"Никакое количество совместных действий еще не образует сообщество... научиться быть человеком значит развить посредством участия в коммуникации ясное ощущение действительного бытия отдельным членом сообщества, понимающим и ценящим его убеждения, стремления и способы действия и вносящим свой вклад в дальнейшее преобразование органических сил в человеческие ресурсы и ценности, в преобразование, которое никогда не завершится". "В процессе приобретения различных привычек посредством учения человек может приобрести и привычку к учению. Тогда совершенствование становится осознанным принципом жизни" (Джон Дьюи).