Преподавание граждановедения в школе должно стать интересным

Беседа Ольги Зиновьевой с Вячеславом Прокофьевым

Осенью этого года на базе рязанского Свободного Лицея, школы # 1716 "Эврика - Огонек" г. Москвы и средней школы села Большие Ключи Зеленодольского района Республики Татарстан в рамках программы "Современное общество" будет осуществлен проект "Рязань-media: граждановедение и информационные технологии в образовательном пространстве". Цель проекта - создание и распространение новой модели преподавания курса "Граждановедение" в школе.

Предлагаем вашему вниманию беседу Ольги Зиновьевой с одним из руководителей проекта Вячеславом Прокофьевым.

Ольга Зиновьева: Вячеслав, по своим школьным годам мы помним, что уроки обществоведения сопровождались единственным чувством - чувством непроходящей скуки. Резонно предположить, что у сегодняшнего поколения школьников такой предмет, как "Граждановедение", вряд ли может вызвать иные эмоции. Но Вы уверены, что преподавать подростку основы каких-либо социальных наук можно легко, весело и непринужденно. Каким образом?

Вячеслав Прокофьев: За счет чего это может быть интересно? Во-первых, за счет того, что подростковый возраст - это период бурной социализации. Все вопросы встраивания в социокультурный контекст подростков остро волнуют. Вы знаете, говорят, что для понимания, допустим, современной культуры игра "Томагуччи" дает ребенку больше, чем лекция по современному искусству, потому что это прямой опыт взаимодействия с артефактом, который и самой конструкцией, и провоцируемым им способом взаимодействия несет информацию о современной культуре напрямую. И дети поразительно чувствительны к таким вещам.

Другое дело, что в традиционных курсах граждановедения/обществоведения даются отчужденные знания, главным лозунгом которых является формирование некоего понятийного языка. Но дети часто бывают не готовы работать на таком уровне, чего иногда не понимают учителя. В результате возникает мощный слой отчуждения. В нашем проекте есть попытка сыграть на том, на чем играет вся так называемая "новая педагогика", начиная с Дьюи, Френе, а у нас - Блонского и Шацкого. Отчасти это выражается в методе проектов, который заложен в качестве основы в нашу программу.

Метод проектов подразумевает нахождение ребенком не только решения задачи, когда даны способ и сама проблема, не только нахождение способов решения задачи, когда дана проблема, но и нахождение самой проблемы, которую он хотел бы решить. Таким образом, можно выделить три ступени самостоятельности:

1) дается проблема и способ решения, ребенку остается только найти само решение;

2) дается проблема, но ребенку нужно найти способ ее решения;

3) проектный метод, который мы предлагаем - это ступень, на которой ребенок сам находит проблему.

Когда обучение становится интересным? Тогда, когда, пытаясь сформулировать какой-то еще смутный вопрос или какое-то смутное содержание, устремление к чему-либо, ребенок вместе с тьютером начинает творить, начинает проявлять самостоятельность. Позиция тьютера заложена в проекте - это фасилитатор, развивающий и оформляющий мысль ребенка, это человек, который постоянно работает с ребенком, с его проектом и над его проектом.

Это первый пункт, который касается семинара по граждановедению. Второй пункт затрагивает работу средств массовой информации. Мы проводим творческие мастерские - "Телерадиокомпания", "Пресс-клуб", "Фотоцентр" и "Рекламное агентство". В этом методе, как минимум, два беспроигрышных момента, которые привлекают детей. Первый - в мастерские приходят профессионалы, а не педагоги, и "приносят" весь контекст своей профессиональной деятельности и ту атмосферу, в которой они "варятся". Они, может быть, не всегда методически обучены, но настоящий профессионал сумеет "удержать" детскую аудиторию, услышит вопрос и ответит на понятном и доступном языке. Мы хотим пригласить для участия в проекте журналистов, телевизионщиков, рекламщиков. Это должен быть потрясающий эффект, потому что язык рекламы, например, уже сам по себе очень интересен детям.

Наша задача - после того как дети с упоением будут заниматься, например, изготовлением рекламного ролика, причем вместе и под руководством профессионального рекламщика, - отрефлексировать все, что происходит, понять, почему это работает, почему привлекает.

Та же программа в сфере журналистики. По окончании занятий в мастерских ребенок должен представить свой проект. Это может быть сценарий радиопередачи или сценарий рекламного ролика. В общем, здесь много образовательных эффектов, это яркая игра с многочисленными культурными смыслами, коннотациями, это работа на креативность.

О.З.: Вячеслав, какие школы будут участвовать в проекте, и, главное, по какому принципу они отбирались?

В.П.: В первую очередь это рязанский Свободный Лицей. У лицея было мощное научное обеспечение в лице Александры Вильвовской, кандидата педагогических наук и доцента кафедры педагогики и психологии Академии последипломного образования и повышения квалификации. Там же работала Женя Романова. Это очень сильный преподаватель по правам человека. Она проходила стажировку в Америке, участвовала в различных проектах. Я знал, что в Рязани сильная правозащитная группа плюс сильное отделение рязанского общества "Мемориал". Таким образом обозначилась вторая точка. И третья точка - это моя школа, которую я заканчивал в Татарстане.

В связи с Татарстаном выявился интересный блок - там актуальна тема межнационального взаимодействия и федеративного устройства. Об этом не то чтобы стараются не говорить, но просто нет другого способа обсуждать это, кроме как на языке официоза. А между тем интересно научиться говорить о межнациональных проблемах, дать образец дискурса, корректного, уважительного обсуждения без нивелирования каких-то вопросов. Таким образом, три точки были обозначены, а поскольку конкурс "Современное общество" фонда "Евразия", в рамках которого мы это делаем, был ориентирован на региональные площадки, то все получилось очень удачно.

О.З.: Кто финансирует ваш проект?

В.П.: Финансирование осуществляется фондом "Евразия" через американское посольство. Мы очень долго получали этот грант (в рамках этой программы выдавались гранты до 25 тысяч долларов), боялись, не связана ли задержка с политическими нюансами. Оказалось, что нет - были просто организационно-финансовые трудности. И вот через 10 месяцев мы можем считать, что проект "прошел".

О.З.: И все-таки, почему именно "Граждановедение"?

В.П.: Концепция предмета "Граждановедение" имеет в виду те смыслы, которые мы подразумеваем, говоря о демократических ценностях, ценностях демократического общества. Но зазор между российской действительностью и тем, что предлагается, как правило, велик, и это работает на отчуждение содержания предмета. Это обстоятельство послужило исходным толчком для построения проекта. Мы же спорим на кухне о косовских проблемах, при этом всплывают какие-то важные ценностные аспекты. Дети реагируют на эти разговоры, они очень чутко воспринимают все, что носится в воздухе. Наш проект - попытка предложить новый педагогический метод, при котором можно было бы задать такой контекст во время занятий, чтобы это действительно стало интересно.

Мы также хотим инкорпорировать в проект фрагменты методики "критическое мышление". Я не так давно познакомился с ней - очень технологичная, очень яркая вещь. Ее особенность заключается в том, что она требует таких непривычных для российской школы вещей, как, скажем, самореализация и очень высокая активность учащихся. В то же время для этой методики характерна неприлично малая роль преподавателя. У нас преподаватель всегда в центре, всегда на кафедре, а там он лишь модерирует дискуссию, предлагает материалы на обсуждение. Таким образом, знания, смыслы и значения в процессе обучения не просто пассивно передаются, а конструируются тут же на уроке в групповых обсуждениях. Это очень технологичная вещь, так как работает на 90%, даже если преподаватель не очень хорошо обучен и аудитория трудная. Как правило, знакомство с этой методикой сильно продвигает преподавателей в осознании того, что они делают, как делают и зачем.

Сначала мы планируем обучать участников проекта, для этого у нас есть установочно-проектировочные семинарские занятия непосредственно для педагогов. Через полгода мы должны выработать некую программу, подход, методику, которую можно применить к "Граждановедению". Этой программе мы будем обучать порядка 60 преподавателей в регионах.