Русский Журнал / Образование / Научное сообщество
www.russ.ru/edu/academ/19990906_red.html

Новый учебный год: прогнозы профессионалов.
Вячеслав Прокофьев

Дата публикации:  6 Сентября 1999

Первое сентября, сколько к нему ни готовься, наступает всегда внезапно, и редакция, не успев еще отойти от активного летнего отдыха, осознать неизбежное окончание каникул и наступление осени, спешно стала перебирать "образовательное хозяйство" - соображая, что первоочередно, что отложить, что было, что будет? Понятно, что карту событий - перемен, конфликтов, ситуаций тупиковых и разрешимых, успешных и провальных проектов - полностью представить невозможно, тем более что именно событийно лето оказалось отнюдь не каникулярным. За лето на этой гипотетической карте еще явственнее проступили пятна (трудно определимого цвета). Прокомментировать, описать их мы попросили экспертов, предложив им несколько вопросов. Стиль беседы, ответы и умолчания, на наш взгляд, крайне показательны.

Итак, опрошенным предлагались три темы:

1. Cюжеты и тенденции развития отечественного образования в этом году.

2. Перипетии взаимодействия творческих новаций - подходов, методов, технологий - и государственной политики в области образования.

3. Новое поколение учащихся. В чем их отличие от предыдущих? Каким образом строятся их отношения с отечественной образовательной системой? Насколько она способна реагировать на предъявляемые ими требования?

Ответы - перед вами.




Адамский Александр Изотович - председатель Совета министерства образования РФ по Федеральным экспериментальным площадкам, обозреватель газеты "Первое сентября".

1) Весь этот учебный год будет проходить под влиянием выборов. Как это ни странно, но под флагом выборов образование может получить дополнительные крохи для своего существования. Все будут стараться продемонстрировать свою заботу о детях и о школе. Объективно же говоря, ситуация в образовании продолжает ухудшаться. Я имею в виду вполне прозаические вещи: здания школ не ремонтируются (в этом году даже в Москве не было выделено средств на ремонт школ); детское питание и по деньгам, и по качеству совершенно недостаточное. Знаете, это как во время боевых действий: солдаты в горячих точках сначала высаживаются, а потом им подвозят полевую кухню и прочее. В наших школах точно так же. Все, наверное, обратили внимание, что сведения о вспышках инфекций приходят в последнее время все чаще и чаще из школ. Кроме того, если раньше школа была местом менее опасным, чем "улица", например, то сейчас, в школу все больше проникают насилие, наркотики... И если все это сложить: разваливающиеся здания, плохое питание, все социальные пороки, которые без всяких трудностей попадают в школу, - то становится ясно, что те крохи, которые перепадут образованию, не компенсируют системных факторов. Такая ситуация сложилась из-за того, что стабилизация школьной системы, улучшение финансирования не выгодно центральной власти. Фактически школа стала тем полем, на котором разыгрываются скрытые политические войны. Чем хуже ребенку в школе, чем хуже ситуация, тем "очевиднее" тезис о том, что муниципализация провалилась. А вот если все централизировать, все права отдать государственным органам власти, да еще если их и назначать (чтобы "поответственней" были) - вот тогда и будет порядок. Поэтому школа оказалась спекулятивным аргументом в пользу жесткой бюрократической эволюции, которая, собственно, и будет определять жизнь системы образования в следующем году.

2) Мы создаем сеть федеральных экспериментальных площадок. Эта сеть выросла из инновационного педагогического движения, из клуба "Эврика", и сегодня мы пытаемся эту сеть строить в партнерстве с министерством образования РФ. Я могу сказать что то, как устроено министерство, то, как привыкли действовать сотрудники управления и даже заместители министра, то, какова природа ведомства, управляющего образованием, дает мне основания сказать: реально партнерство государственных органов управления и профессиональной общественности почти невозможно. Но, с другой стороны, без создания механизма государственной поддержки инициатив (учительских, директорских, школьных, ученических, родительских) российское образование не будет развиваться. И это вопрос не только изменения содержания образования, но и проблема выживаемости школы. Потому что сегодня хозяйственная, финансовая жизнь школы определяется не приказами и инструкциями свыше, а инициативой и предприимчивостью директора и его коллектива. Но бюрократическая эволюция, о которой я постоянно говорю, направлена как раз на искоренение инноваций, а не на их поддержку, и это означает, что теряется главное содержание современного образования - не закон Ома, а моделирование гражданского общества, педагогическая ситуация, при которой гражданская, человеческая инициатива имеет возможность себя реализовать. Поэтому я считаю, что сейчас инновационные движения в России - основной ресурс не только развития, но и спасения школы.

3) Очень важный и интересный вопрос. Я его подробно обсуждал в нескольких номерах газеты "Первое сентября" и назвал этот феномен "новые дети". Во многом это тайный, скрытый для нас феномен. То, что эти дети новые, - это очевидно; то, что у них другие идеалы, ценности и цели, - это тоже очевидно. Но трудность для учителя в том, что эти новые детские идеалы и ценности - это то, чему нам, современным учителям, приходится учиться. Ситуация перевернулась: не мы обязаны передать нашим детям оправдавшие себя ценности и цели, а они могут с нами поделиться своими идеалами. Захотят ли?




Кондаков Александр Михайлович - заместитель министра образования РФ.

1) По линии международного сотрудничества министерство образования предпринимает активные усилия по созданию единого образовательного пространства в рамках СНГ, по расширению наших научных и деловых контактов. Большим своим достижением мы считаем, что с этого года введена квота для обучения граждан из стран СНГ во всех ВУЗах России. Большое место в наших программах занимает помощь соотечественникам в ближнем зарубежье - программами, учебниками. Кроме того, мы стараемся поддерживать активные отношения с западными партнерами, в т.ч. с советом Европы, по линии новых образовательных программ как на межвузовском, так и на межгосударственном уровне. Наша главная задача - интеграция России в мировое образовательное пространство, в том числе мы стараемся увеличивать число иностранных граждан, обучающихся в наших ВУЗАх.

2) Мы сейчас переходим к очередному этапу реформ в образовании. Идеологически наша система образования вообще достаточно восприимчива к инновациям, и сейчас наша главная задача - сохранить то, что было накоплено за годы реформ. Среди очередных задач - переход на двенадцатилетку, создание новой, более эффективной, системы финансирования, в которой важная роль будет отводиться попечительским советам и т.д.




Зискин Константин Евгеньевич, сотрудник Совета по педагогическому образованию министерства образования.

1-2) Дело в том, что вся государственная политика в области образования будет формироваться после выборов президента, т.е. этот год - год ожидания, или подготовительный. Различные силы ждут исхода политических сражений. Государственная политика не понятна. Закон об образовании критикуется, стандарты критикуются, гос. стандарты по педагогическому образованию, например, сейчас переписываются, но я не уверен в их адекватности именно из-за того, что не ясен "заказ".




Головко Елена Алексеевна, помощник дирекции мега-проекта "Развитие образования в России" (фонд Сороса).

1) В этом году, наверное, будет происходить все тот же процесс: регионы будут пытаться выстраивать свое собственное образовательное пространство, проявлять самостоятельность и добиваться учета своих пожеланий. В целом, как мне кажется, мы перешли от бездумных инноваций к более сознательному умению договариваться, в т.ч. выстраивать отношения между различными структурами, например, между министерством, фондом Сороса, мировым банком - это очень важно. Институт Открытое общество сейчас занимается, среди прочего, активной разработкой мега-проекта под названием "Развитие образования в России".

3) Самое главное, что это уже люди, у которых в подкорке нет "совкового" страха, которые более рационально относятся к своему будущему, более, я бы сказала, жизне-практико-ориентированные и, может быть, менее романтические существа. Хотя, конечно, всякая характеристика однобока. В рамках наших проектов мы встречаемся с самыми разными детьми, но в целом это люди, которые серьезно задумываются о том, что они хотят получить в этой жизни, которым свойственна внутренняя независимость и для которых важно, чтобы никто не указывал - что и как делать.




Миронов Владимир Васильевич - доктор философских наук, декан философского факультета МГУ.

1-2) В этом году мы впервые проводили рекламную кампанию нашего факультета. Не знаю, в результате этого или нет, но наш факультет среди гуманитарных фактически занимает первое место - у нас конкурс 4,9 человека на место. Такого конкурса, как мне известно, не было 17 лет. Поэтому надеемся, что мы отобрали большое количество сильных абитуриентов.

Вторая хорошая тенденция - это то, что увеличивается процент иногородних студентов, так как преобладание среди студентов уроженцев одного региона, а именно Москвы, означает доминирование одного типа образования, в данном случае "репетиторского", что сужает вариативность образовательного поля.

Теперь о перспективах. Мы в этом году будем заниматься существенной переделкой учебных планов, потому что навязанная нам типовая структура не позволяет развиваться. Я считаю, что учебный план философского факультета должен быть разнообразным и строиться по принципу циклов, которые предоставляют возможность выбора и для студента, и для преподавателя. Что для меня означает выбор курсов? Я все время иронизировал : "Легли бы вы на стол к хирургу, который "свободно" посещал занятия по анатомии?" Для меня свобода - это свобода выбора. Одна из связанных с этим проблем состоит в том, что университет мало использует возможности, предоставляемые разными факультетами. Одна из возможных схем выбора - это когда студенту выделяется определенное количество часов, в рамках которых он сам выбирает на своем факультете либо в университете - это не имеет значения - определенный курс по своему интересу. Цикловой план это позволяет.

Еще одна проблема, которую нам предстоит решить, связана с отделением политологии. В свое время нам удалось повернуть колесо "научного коммунизма" в сторону теории политики. Вторая задача, которая, как я считаю, стоит перед отделением политологии - это поворот в сторону реальных проблем. Это аналитическая работа и практическое приложение предмета политологии. В принципе, мы должны, конечно, перестраивать структуру отделения политологии по этим современным направлениям. Это, кстати, связано и с тем, что отделение политологии - структура, которая способна реально приносить нам доход, потому что политологи сейчас востребованы. Нам удастся заявить о себе как о серьезном политологическом центре, если мы сделаем это отделение значимым, известным среди политиков и у нас в стране, и за рубежом.

Еще одна проблема - "старение" педагогического состава. Мы думаем сейчас о том, чтобы обеспечить приток молодых специалистов.

Лично я в этом году буду впервые на философском факультете читать новый курс по онтологии, где попытаюсь дать сравнительный анализ различных философских течений в рамка этого раздела философии.

Что касается высшего образования в целом, то главная проблема здесь - финансы. Университет, конечно же, находится на особом положении, но и у нас практически весь бюджет уходит на зарплату преподавателям. А финансовые проблемы тянут за собой то, что люди должны устраиваться на дополнительную работу. Соответственно, остается все меньше времени на собственно научную деятельность. Другая проблема - проблема псевдореформ. Я не против реформ, я против проведения их чиновниками. Наши предложения ни разу не были востребованы. Я все время боюсь этих решений сверху. То же самое - с отменой вступительного экзамена по философии в аспирантуру. Может быть с нами и не нужно было советоваться (понятно, что мы будем свой огород хвалить), но с научной общественностью, с крупными университетами...? Это ведь странно: из-за того, что где-то плохо преподается математика, ее же не отменяют во всех ВУЗах? Для меня ясно, что в классических университетах типа Московского, Санкт-Петербургского философия должна оставаться обязательной.

3) На мой взгляд, потенциал студентов вырос. Например, практически все знают один или даже два иностранных языка. Вообще современный студент - человек достаточно прагматичный. Иногда этот прагматизм переходит в цинизм. С другой стороны, эти люди прагматичны в хорошем смысле - они требуют реальных знаний, которые помогут им жить в этом мире. Популярность философского факультета не падает. Я объясняю это следующим образом: у нас в стране не очень профессиональный бизнес, не очень профессиональная экономика. И на первый план выходит коммуникация во всех ее видах, в т.ч. и просто умение общаться. И здесь философский факультет дает студенту достаточно много. Ребята приходят за конкретными знаниями, но в то же время мы должны помнить, что философ - свободная профессия, и жестких гарантий трудоустройства здесь нет.




Тубельский Александр Наумович - генеральный директор НПО "Школа самоопределения", президент ассоциации инновационных школ.

1) У меня неутешительный прогноз, во всяком случае до июня следующего года - в связи с известными событиями. И не только потому, что общественное внимание переключено на политику. А потому, что ситуация в образовании все больше и больше бюрократизируется. Это и от министерства идет, и от местных органов власти. Нужна даже не смена власти, а смена парадигмы власти. До тех пор, пока мы не поймем, что у нас должно быть гражданское общество, образование останется узковедомственным делом. Чиновники изобретают массу предписаний, стандартов - законных и незаконных, от этого все труднее становится тем, кто реально пытается что-либо в образовании сделать.

2) У меня есть твердое убеждение, что образование развивается прецедентами. Если кому-то удалось в отдельной школе создать нечто интересное, современное, новое - вот это и нужно обсуждать, распространять, а это, естественно, делается не циркулярами.