Русский Журнал / Образование / Научное сообщество
www.russ.ru/edu/academ/19990923_zverev.html

Нетрадиционные образовательные ориентации
Михаил Зверев

Дата публикации:  23 Сентября 1999

Конечно, по пальцам можно пересчитать сегодня те родовые признаки, те стилистические клише, которыми обросла некогда неразрывная пара "наука-образование". Вроде бы и понятно: площадка видная, - на ней счастливо сошлось многое: и политика, и бизнес со своими, за светлые годы реформ сложившимися традициями академического рэкета, напором новых академических "бандформирований", конфликтами частных и общественных интересов, чиновничьим переделом иностранной интеллектуальной собственности, судорогами архаистов и новаторов от образования, впрочем, мало отличающихся друг от друга.

Сентябрь - а уж тем более сентябрь предвыборного, к тому же последнего года уходящего тысячелетия, - это показательное время премьер, дебютов, запусков новых образовательных программ и проектов. По интенсивности последних образование четко равняется на политику. Именно в этом симбиозе, ревностном и ревнивом внимании друг к другу, рождается все остро нетрадиционное.

Эксплуатация школьно-вузовских "видных" подмостков - новая разновидность политического хэппенинга, границы которого я лишь намечу, напомнив только о нескольких разномасштабных событиях, на первый взгляд не прямо связанных друг с другом.

Премьер Владимир Путин, в перерывах между взрывами, успел не раз предупредить, что "нынешнему поколению молодых людей предстоит ответить на вопрос, что такое русская идея, что такое национальная идея в России". Довольно устрашающе прозвучало, что к 30 ноября будет разработан, вынесен на обсуждение и представлен в правительство проект новой глобальной доктрины. РЖ, пытаясь узнать подробности, связался с Управлением правительственной информации, но нас встретил стойкий отпор и туманные объяснения, согласно которым "доктрина будет нетрадиционная".

"Нетрадиционное" буквально заразило наш язык, наше сознание - то и дело в СМИ можно встретить "нетрадиционные технологии", "нетрадиционные решения", нетрадиционные концепции выборов, нетрадиционные стратегии, действия... - ряд бесконечен. Понятно, что именно "страдательная пара" - образование и наука - губкой всосала тенденцию, наспех переработала, и выдала свету плохо переваренный продукт. Кроме того, только за 1998 год в России сменились три (!) министра образования. Естественно, что каждый приводил свою команду и разворачивал все проекты в нужном стратегическом направлении.

Только за сентябрь все уважаемые и знающие себе цену структуры поспешили отчитаться в успехах по "нетрадиционной части". Их немало. Один поразительней другого. Например, пора знать, что вузы на пороге новой тихой революции, первым сигналом которой станет отмена сессий. Вообще. Подготовлена масса документов, приказов, постановлений о переходе к новой форме обучения, взаимодействия преподавателя и студента - того самого, чьим нервом и кульминационной точкой до сих пор была встреча на экзамене. Теперь такой встречи не будет. Хорошо это или плохо, ретроградно или прогрессивно, деструктивно или собирательно? В лоне национальной традиции либо калька с западной модели? Катарсис или мимесис, в конце концов? Дискуссионное пространство почти безгранично. Выбор туманен, а результаты введения новой практики заведомо неизвестны. В будущее, как всегда, заглянуть неприятно.

В ключевой момент, в накатившей - пока лишь на Москву - волне обсуждений за первую декаду сентября выступление ректора-новатора одного из известных столичных гуманитарных университетов, пламенного революционера и разработчика части национальной доктрины, по количеству убедительных эффектов и словесных фейерверков напоминало Речь Прометея в одном из эссе Андре Жида. Помните? Как зал Новолуния стал наполняться людьми, как Дамоклюс выбрал место подле левого центра, а Фемистоклюс повел себя, как отъявленный правоцентрист, как появление Прометея было встречено шквалом аплодисментов?

"Господа, - начал Прометей, - прекрасно сознавая, что содержание моей речи вряд ли может вас заинтересовать, я решил принести с собою этого орла. После каждого занудного пассажа нижеследующего выступления он соблаговолит выполнить несколько пируэтов над нашими головами. Я также захватил скабрезные фотографии и несколько шутих...После каждой части моей речи, господа, я буду счастлив продемонстрировать вам кормление орла - а всего таких частей будет три.

Первое: без орла нам погибель.

Второе: впрочем, у каждого из нас он, слава Богу, есть.

Третье положение нетрадиционным образом воспоследует из первых двух; дадим, так сказать, волю вдохновению. В конце, господа, мой орел облетит вас со шляпою в клюве".

Но это еще не все, под видом всего нового и нетрадиционного отменяется сама идея вариатизации образования. Под вопросом сейчас и его светский характер. Министерство только что приняло предложение патриарха о создании совместной светско-религиозной комиссии для "освобождения государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебников и учебных пособий от проявления воинственного атеизма". Новые чистки грядут.