Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

/ Образование / Научное сообщество < Вы здесь
Две политологии
Дата публикации:  9 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
I

Политология у нас в стране имеет пока что короткую биографию. Тем более интересно взглянуть и оценить, какой образ приобрела у нас эта дисциплина, родившаяся из странного скрещивания научного коммунизма с некоторыми идеями западной политической науки.

По просьбе редакции РЖ я сделал попытку сравнения проспектов и соответствующих разделов учебных планов двух вузов, готовящих специалистов по направлению "политология": Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). В РГГУ мы имеем дело с "департаментом политологии и специальных политических дисциплин", функционирующим в рамках факультета истории, политологии, права, в ГУ-ВШЭ - с факультетом прикладной политологии. Вряд ли читателям РЖ интересно рассматривать в деталях перечень изучаемых дисциплин, скрупулезно сравнивать количество часов и останавливаться на прочих деталях технологии образования. Интересно другое: какой образ науки имплицитно содержится в этих планах, каков "бэкграунд", что стоит за строчками планов и названиями читаемых курсов, какова, в конечном счете, идеология политологического образования?

II

Но все же для начала сравнить нужно. Перечень базовых дисциплин в обоих вузах приблизительно один и тот же: история политических учений, политическая история Россия, политическая система современной России, политическая социология, сравнительная политология, философия политики, политическая регионалистика, математические модели в политологии и т.д. Различия, конечно, есть, но они не носят основополагающего характера. Это "железный" набор, без которого невозможно говорить о сколько-нибудь полноценном политологическом образовании.

Но потом начинаются различия. И чем больше в них вдумываешься, тем больше убеждаешься, что эти два известных российских университета, во-первых, готовят специалистов разного класса и, во-вторых, предлагают обучающимся под одним и тем же названием фактически две разные науки.

Разберемся по порядку. Возьмем, к примеру, политическую социологию. В РГГУ курсу политической социологии предшествует в качестве "общегуманитарной" дисциплина, называемая просто "социология". В ГУ-ВШЭ подходят к делу более конкретно. Там курс политической социологии обеспечивается глубокой теоретико-методологической базой. Студенты слушают курсы: "теоретическая социология", "методика и техника социологического исследования", "анализ данных в социологии".

Берем другой пример: "математические модели в политологии". Ясно, что говорить о сколько-нибудь внятном понимании такого курса нельзя, если студент не обладает серьезной математической подготовкой. Что мы имеем в смысле математики в РГГУ? Курс, лапидарно именуемый "математика". Что в ГУ-ВШЭ? Три курса: "математический анализ и линейная алгебра", "теория вероятностей и математическая статистика", "теория игр". Математика изучается четыре семестра и только потом, на пятом семестре, студенты переходят к собственно политологическим моделям. Мне думается, что это единственно возможный подход. Переходить к математическому моделированию, прослушав курс "математики", - профанация серьезного и перспективного дела.

Кстати, ГУ-ВШЭ - единственный из вузов страны, дающих политологическое образование, который ввел математику в качестве приемного экзамена на факультет прикладной политологии.

Точно так же обстоит дело и с рядом других профессионально значимых дисциплин. Так, в РГГУ для студентов-политологов обязательна "экономическая теория", а в ГУ-ВШЭ - "экономическая теория", "институциональная экономика", "экономика России". Также несравненно более серьезным по сравнению с РГГУ выглядит набор правовых дисциплин, изучаемых студентами ГУ-ВШЭ.

Есть такая вещь, как государственный образовательный стандарт. Создается впечатление, что в РГГУ следуют этому стандарту один к одному. Сказано в стандарте, что должна быть математика - вот вам "математика", сказано социология - вот вам "социология". Но современному политологу недостаточно "стандарта", то есть того же, что достаточно другим; сфера деятельности политолога сегодня некоторым образом надпрофессиональна. Недостаточно, чтобы он только "слыхал" о математике, экономике, социологии и т.д. Он должен, именно будучи политологом, еще быть и социологом, и математиком, и экономистом.

Так что в том, что касается базиса профессионального образования, ГУ-ВШЭ определенно выигрывает.

III

Теперь о том, что касается надстройки, то есть узких специализаций в рамках политологии. Здесь буду краток. РГГУ четкого перечня специализаций не предлагает. Разве что под специализациями понимать так называемые спецсеминары, названия которых частично просто повторяют названия учебных курсов, и далее их содержание не расшифровывается.

ГУ-ВШЭ, наоборот, дает четкий перечень специализаций; их четыре: "Государство и общество (public poilicy)", "Политическое консультирование", "Корпоративные связи с общественностью (PR)", "Медиа-менеджмент и медиа-маркетинг".

Содержание каждой из специализаций на факультете политологии ГУ-ВШЭ раскрывается, в частности, через перечень курсов, читаемых в их рамках. Например, по последней специализации ("Медиа...") обязательны курсы: "Классификация и рынки СМИ", Медиа-исследования и медиа-планирование", "Маркетинг СМИ", "Основы медиа-бизнеса", "Правовое регулирование СМИ".

Надо сказать, что в РГГУ в рамках того же департамента имеется отдельно от направления "политология" еще и направление "связи с общественностью". Программа этого направления частично перекрещивается с третьей и четвертой из названных выше специализаций ГУ-ВШЭ, только с очевидным уклоном в сторону традиционного журналистского образования.

IV

К каким выводам приводит это краткое и, несомненно, далеко не исчерпывающее рассмотрение и сравнение учебных программ по политологии двух известных российских университетов?

Первое: традиционная составляющая академической политологии в РГГУ и в ГУ-ВШЭ представлена, если судить по учебным планам и рекламным материалам, примерно одинаково.

Второе: степень подготовки по некоторым жизненно важным для современного политолога направлениям в ГУ-ВШЭ существенно (если не сказать: неизмеримо) глубже, чем в РГГУ.

Третье: дифференциация и специализация политологического образования в ГУ-ВШЭ также гораздо глубже, чем в РГГУ (в последнем она практически отсутствует).

Четвертое: в политологическом образовании в ГУ-ВШЭ, при сохранении фундаментальной составляющей, тем не менее преобладает практическая, прикладная ориентация, а тем самым ориентация на потребности рынка специалистов. В РГГУ эта сторона дела выражена гораздо слабее.

V

Но есть и еще одно, с моей точки зрения, решающее различие.

Мы все время говорим, что и там, и там преподается одна и та же наука - политология. Как определяют эту науку оба университета?

РГГУ: "Политология "требует... максимального внимания к человеку как непосредственному участнику политической жизни, центру политического пространства [последнее сомнительно - О.Ж.] ...Общая политология, сравнительная политология, прикладная политология, международные отношения и мировая политика приобретают черты по-настоящему гуманитарных дисциплин" (РГГУ: факультет истории, политологии, права. 1998).

ГУ-ВШЭ: "политология, как она должна преподаваться в ГУ ВШЭ, - не традиционная гуманитарная наука, преподаваемая ныне под именем политологии практически повсюду в нашей стране. Это социально-инженерная, или социально-технологическая дисциплина. ...Достаточно формализованная дисциплина с богатым математическим аппаратом и технологическим потенциалом" (Концепция политологического образования в ГУ-ВШЭ. 1998).

Как любил говорить Карл Маркс, hic Rhodus, hic salta. Все дело в том, как понимать сам термин "наука" и в каком смысле говорить о политологии как науке. У нас все - наука: и политология, и философия, и астрология (последняя, хотя и "псевдо...", но тоже наука). В то же время английское science, которое мы беззаботно прилагаем ко всему, чему угодно, обозначает, как известно, лишь точные науки, а именно: математику, физику, химию, биологию и т.п., то есть то, что мы называем естественными науками. Все остальное (история, философия, литературоведение и пр.) - это humanities.

Научное изучение политики, начавшееся на Западе, с самого начала называется не политологией, а политической наукой (poilitical science). Политическая наука - это не гуманитарная "политология", а наука, которая, если и не является пока точной, то стремится стать таковой и берет своим идеалом точность естественнонаучного знания.

Это достаточно грубое, но здесь для наших целей достаточное разделение. На этом основании мы можем сделать обоснованный вывод о том, что в этих двух университетах - РГГУ и ГУ-ВШЭ - преподаются под одним именем две существенно разные дисциплины. В первом (РГГУ) - гуманитарная политология, во втором (ГУ-ВШЭ) - точная (то есть стремящаяся быть точной) политическая наука.

VI

Можно было бы сказать, что это дело вкуса, и каждый выбирает то, что ему нравится. Лично я с этим не согласен. Пытаясь сделать политологию, а тем более прикладную политологию, "по-настоящему гуманитарной" дисциплиной, мы рискуем безнадежно отстать от всего мира. На этом пути мы добьемся, например, того, что российский политолог, успешно окончивший университетский курс, будет не в состоянии понять добрую половину статей в зарубежных профессиональных политологических изданиях, где авторы активно используют математику и формализацию.

Но это еще полбеды. На этом же пути мы рискуем превратить политологию в новое издание научного коммунизма, который тоже, как известно, был "по-настоящему гуманитарной" дисциплиной, то есть был основан на ценностных суждениях, спекулятивен и полностью оторван от эмпирической реальности. Он тоже именовал себя наукой, а представлял собой, по сути, разговорный жанр.

От редакции

Как мы повсюду предупреждаем, мнение авторов статей не обязательно совпадает с мнением редакции. Мы хотели бы продолжить обсуждение поднятой автором проблемы. В дальнейшем РЖ намерен провести также сравнение подходов к преподаванию политологии в других наших университетах, а также попытаться выяснить, что понимают под политологией учителя средней школы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Савин, Тонкий подход, или здесь не Гарвард. /27.10/
Готовая кандидатская стоит около 500 долларов, и забрать ее можно через две недели после оплаты. Диссертация на заданную тему обходится дороже. Писать ее будут месяца два-три и возьмут за работу 2000-3000 долларов. Правда, в эту сумму входит и изготовление автореферата, аннотации, отзывов рецензентов и даже текстов научных публикаций. Именно так для одного налогового генерала недавно написали и во весь рост оформили кандидатскую о роли НДС в экономике стран Латинской Америки.
Лев Московкин, Завершился юбилейный конкурс "Учитель года" /13.10/
Победитель Виктор Васильевич долго давал интервью с букетами в руках. Обладательница второй премии, химик Зайрат Байбагисова из Карачаево-Черкесии, говорила о том, как их запугивали перед поездкой в Москву, уверяли, что здесь очень плохо относятся к гостям с Кавказа, и вспоминала о молчании политиков, когда задолго до вторжения в Дагестане строились укрепления.
Георгий Тольт, Вузовская пресса on-line: казус или норма? /08.10/
Если ваша любимая... спит на спине, свободно раскинув руки и ноги ("королевская поза"), следовательно, ощущает себя в хорошей форме. Эта женщина знает, что находится в центре внимания и любима. Человек, спящий на спине, уверен в себе и открыт миру.
Николай Алов, А нужен ли Гарвард? /05.10/
В последнее время позиции Гарварда в реальном мире существенно потеснены. Снобизм профессионалов, а также культ "штучности" оказались невостребованными. Предприниматели, буквально в одночасье сделавшие миллионные состояния на Интернете, а также барышники новых СМИ в Гарварде точно не учились. А что? "Для успеха в бизнесе ученые степени - явно лишнее", - считает один из них.
Несколько гуманитариев в поисках литературы /23.09/
Юрий Манн, Дмитрий Бак, Андрей Зорин. Обращает на себя внимание глубокая пропасть, которая до самого последнего времени разделяла науку о литературе и преподавание литературы в средней школе. Возможно ли выработать единый, универсальный язык для описания всего, что связано с литературой? Готовы ли мы к открывшейся ныне свободе научного описания "литературных фактов"?
предыдущая в начало следующая
Орест Ждан
Орест
ЖДАН
доктор политических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки: