Русский Журнал / Образование / Научное сообщество
www.russ.ru/edu/academ/20000118_misurov.html

Всероссийское совещание работников образования РФ
Дмитрий Мисюров

Дата публикации:  18 Января 2000

"Чем тесней единенье, тем кромешней разрыв"

Если в школьном сочинении пишут "До свидание" - ставим "двойку". На карандашах, выданных участникам Совещания, "начертано" - "Минобразование России"

Из выступлений.

14 - 15 января в Москве состоялось Всероссийское совещание работников образования, где в целом была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Как утверждалось, доктрина - плод многолетних трудов чиновников и народного творчества "низов". Мероприятие подобного масштаба последний раз было в 1988 году. В 2000-м собралось пять тысяч человек из всех регионов и "образовательных" слоев , от чиновников Минобразования до учителей обычных школ. Подбор участников возложили на региональные власти, что несомненно повлияло на характер высказываний в Государственном Кремлевском Дворце. Главным идеологом Совещания выступил министр образования РФ В.М.Филиппов, а официальное шефство взял и.о.президента РФ В.В.Путин. Возглавила Оргкомитет В.И.Матвиенко. Вообще, мероприятие приобрело политический оттенок, и участникам совещания даже пришлось голосовать за поддержку выдвижения В.В.Путина на президентский пост ("против" было 14 человек). Что касается образования, то рассматривались семь вопросов:

1. О Национальной доктрине образования в РФ.

2. О концепции структуры и содержания общего среднего образования (о 12-летней школе).

3. Об обеспечении государственных гарантий права граждан на общее образование.

4. О создании Федерального координационного cовета по общему среднему образованию.

5. Об учреждении почетного звания Народный учитель РФ.

6. Обращение участников Всероссийского совещания работников образования к Президенту РФ, Правительству РФ и Федеральному собранию РФ.

7. Обращение участников Всероссийского совещания работников образования.

Выступая на совещании, глава государства В.В.Путин отметил, что в бюджете на 2000-й год расходы на образование предусмотрены на 54% больше, чем в 1999-м. Решение Правительства РФ увеличить оклады работников сферы образования с 1 апреля на 20% вызвали не очень довольный гул в зале. Но Путин призвал к трудовым достижениям, ответственному отношению чиновников, помянул ЮНЕСКО и ООН, с которыми также надо сотрудничать, пожелал, чтобы дети не становились объектами преступного воздействия etc. Присутствующим в зале Г.Зюганову и В.Жириновскому было чему поучиться. Министр образования РФ в своем докладе "Российское образование: состояние, проблемы, перспективы" выразил гордость за то, что в современной России студентов больше, чем за всю историю: 260 студентов вузов на 10000 жителей (в СССР - 219), а если с учреждениями среднего профессионального образования - 400 на 10000. Министр не сказал о проценте устраивающихся по специальности после окончания учебы, не заострил внимание на весе "стимулов", типа отсрочки от армии, но отметил, что в наше время существует альтернатива: профессиональное образование либо профессиональная преступность. Отмеченные как достижения вариативность (введение дополнительных предметов и часов на них), гуманизация (увеличение веса гуманитарных направлений по сравнению с точными, естественными, техническими) в образовании 90-х годов можно рассматривать как благо, а можно и как недостаток в эру высоких технологий и специализации. Призыв к широкому университетскому образованию, "углубленному" изучению русского языка, сокращению и совершенствованию многих курсов, постепенному (несколько лет) переходу на необязательную 12-летку и многие другие новации были внимательно выслушаны участниками совещания и в целом молчаливо одобрены. На фоне других проблем для большинства многое действительно несущественно. Через несколько лет в связи с демографической ситуацией количество учащихся уменьшится настолько, что конкурса при поступлении в государственные учреждения 2009-го года не намечается. В некоторых регионах (в частности, в Санкт-Петербурге и на северо-западе страны) это произойдет уже в 2004 году. В ситуации, когда количество учеников уменьшается с каждым годом на всех уровнях образования, стоит подумать о своем будущем всем работникам этой сферы. Еще есть задолженность по зарплате 2,5 млрд. руб. (это "прогресс" - 1 января 1999 года было 5,9 млрд. руб.). Путаница с федеральными и муниципальными долгами, нецелевое использование средств, минимальные ставки, установленные законом и прочее привели к тому, что получает наш учитель значительно меньше прожиточного минимума. И никакие сравнения с исторически бедственным положением в российском образовании (не раз звучавшие с трибуны совещания) не являются оправданием тому, что на Алтае задержка выплат достигает 9 месяцев, в Чечне дети годами не ходят в школу, а проблем больше, чем после Великой Отечественной войны. Российское образование есть и будет одним из лучших в мире - в прошлом году 29 (из 31) российских участника международных олимпиад заняли призовые места. Конечно, мы живем в эпоху контрастов, есть сравнительно благополучные регионы, благополучные преподаватели и отдельные учебные заведения, отдельные ученики получают отличное образование, но фон, на котором все это происходит, справедливо оставляет желать лучшего. Как не раз говорилось на совещании, восприятие образовательных реформ напрямую зависит от улучшения материального положения и статуса работника образования. Поэтому в принятой доктрине приведены хотя и спорные, но конкретные параметры по оплате труда, льготам работникам образования, в то же время говорится о льготах, стипендиях учащихся. Для души на совещании восстановили почему-то пропавшее со времен СССР звание Народного учителя, попросили возможности награждать им даже работников высшей школы. Участники совещания высказали недовольство государственным рассмотрением образования как затратной, остаточной сферы и привели пример стран Юго-Восточной Азии и других регионов, где инвестиции в образование привели к экономическому росту, национальному возрождению. Вот такой урок для Правительства, которое и так все прекрасно знает.

Национальной доктрине образования в РФ предполагается придать статус закона, утвердить Правительством РФ и Федеральным собранием РФ как основной документ, определяющий жизнь данной сферы общественной жизни. На совещании после принятия документа в целом решено было в 10-дневный срок внести изменения, отражающие пожелания участников в рабочем порядке. Насколько это демократично и юридически правильно - судить трудно, так как с таким решением согласилось подавляющее большинство ("против" - 3). В тексте много декларативных заявлений, но есть и вполне осязаемые положения. В доктрине (многие предлагали убрать слово национальная, как не подходящее для России) говорится, что она "определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года". Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова В.А.Садовничий, как и многие другие, считает, что 25 лет - большой срок для слабо предсказуемого современного мира, и можно ограничиться хотя бы 15 годами. Стратегические цели: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Доктрина признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается. Утверждается, что документ отражает интересы граждан России и призван создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

В результате реализации доктрины российская система должна обеспечить:

- бесплатным дошкольным образованием - всех желающих,

- обязательным и бесплатным основным общим образованием - все население,

- общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием - все население,

- общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих,

- общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием - всех желающих,

- бесплатным высшим профессиональным образованием - каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования,

- бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу,

- дополнительным образованием - всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе,

- общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех нуждающихся.

Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию права на образование детей-сирот, детей-инвалидов, детей из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.

Для обеспечения достойного уровня жизни и творческой деятельности педагогических работников решено установить следующие размеры оплаты труда:

- минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников - не ниже начисленной средней заработной платы в Российской Федерации,

- средняя ставка (должностной оклад) педагогических работников дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования - в размере, превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза,

- средняя ставка (должностной оклад) профессорско-преподавательского состава вузов - в размере трех начисленных средних заработных плат в Российской Федерации.

Всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, предоставляется право на получение государственной пенсии (за выслугу лет), в том числе при продолжении ими педагогической деятельности. Для профессорско-преподавательского состава и научного персонала вузов устанавливаются пенсии по возрасту в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы.

Из доктрины следует, что в Российской Федерации стипендии обучающихся будут следующих размеров:

- учащихся начального профессионального образования, не находящихся на государственном обеспечении, - не менее 35% прожиточного минимума в РФ,

- учащихся начального профессионального образования, находящихся на полном государственном обеспечении, - не менее 25% прожиточного минимума в РФ,

- студентов учреждений среднего профессионального образования - не менее 40% прожиточного минимума в РФ,

- студентов высших учебных заведений - не менее половины прожиточного минимума в РФ.

Как видим, много интересного, ценного и спорного даже в перечисленном. Есть еще несколько разделов. Если в России будет руководство, идеология, стратегия дружественные образованию и заинтересованные в его развитии, доктрина не будет мешать, ее можно будет дополнить. Если же наоборот - никакой закон не поможет. Скорее всего, будет промежуточное состояние, где на доктрину будут обращать внимание, лишь когда это выгодно. Всероссийское совещание работников образования и принятие Доктрины образования в РФ прежде всего призваны привлечь внимание общества к проблемам образования, что и было сделано.