/ Образование / Учебники < Вы здесь |
Немного о здравом смысле Дата публикации: 25 Августа 1999 получить по E-mail версия для печати Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) Пер. с англ. Н.М. Никольской. Ред. Ю.С. Рассказова. - М.: Издательство "Лабиринт", 1999. -192 с.; ISBN 5-87604-082-7 Отечественное книгоиздание все же явление совершенно уникальное. В силу множества причин мы умудрились столь долго не издавать столь многое, что, несмотря на, казалось бы, давно исчерпавший себя книжный бум, в России продолжают выходить совершенно не известные здешнему читателю книги, принадлежащие перу ученых с мировым именем. Такова судьба одной из наиболее известных работ едва ли не самого влиятельного американского философа, основателя научной школы инструментализма Джорджа Дьюи. Тем более поучительная, что еще до 1930-х годов он почитался в Советском Союзе как достаточно авторитетный ученый. Во всяком случае его работа "Как мы мыслим", впервые увидевшая свет в 1910 году, уже в 1922-м ( Россия еще не оправилась от войн и революций!) выходит в нашей стране. Впрочем, именно наука сыграла в судьбе наследия Дьюи в России не последнюю роль. Он, написавший начиная с 1877 года несколько десятков известных во всем мире учебников и книг по этике, логике, истории философии, педагогике, воспринимал жизнь как естественное продолжение своего учения, своей науки. Отсюда - проведенное Дьюи именно научное, а не политическое расследование дела высланного из СССР Л.Д.Троцкого, приведшее его к выводу о полной абсурдности обвинения. Тем более если учесть, что о своих выводах он рассказал посетившему его председателю комиссии, расследующей дело. В итоге на долгие годы работы Дьюи стали привилегией закрытых фондов библиотек и учащихся "идеологического" философского факультета. И открываются нами с опозданием, достойным только глубочайшего сожаления. Тем более что интерпретации, коими в этой стране снабжали в том числе и студентов, слишком часто бывали весьма вольны . Не следует пугаться кажущегося несовершенства и излишней простоты письма. Это прежде всего говорит о степени выношенности и продуманности его мыслей. Тем более что Дьюи (будучи, как и положено американцу, американцем) чаще всего неизбежно следует стандартно американскому науковедческому методу. Суть которого - объяснение действия, пошаговая инструкция (от Эмерсона до Карнеги и айбиэмовских мастеров подсказок). Однако это совершенно не отменяет того, что Дьюи применяет в своей работе методы всех традиционных видов философии - от формальной логики до феноменологии и метафизики. Структура книги проста. В первых двух частях автор строит схему "нормального" познающего мышления, такого, которое на практике возвышается до мышления видового (имеющего в виду интересы своего вида - семьи, профессии, общества, нации), а в теории - до общенаучного, логического. Третья часть является психологическо-педагогической феноменологией, описанием порождения процесса мышления. Таким образом, текст как бы распределен по логическим уровням, начиная от основы мышления, понимаемой как осознание возможной вещи на основании данной, то есть с наиболее "вещного", и вплоть до "умозрительного", абстрактного и даже идеологического. Дьюи заканчивает книгу фактически собственной идеологией образования, воспитания и преподавания как "передачи", контакта личностей и мышлений. Но главное в книге Дьюи - ее практическая сторона. Он не просто рассматривает проблему. Его книга учит мыслить с гармонической полнотой. Показывает, как нужно учить мыслить. Именно поэтому его книга жизненно необходима для каждого преподавателя и ученого. Тем более что количество предрассудков и просто очевидных ошибок в педагогике и преподавании за почти сто лет, прошедшие с момента появления книги, практически не уменьшилось. Можно цитировать почти подряд - все это будет о нашей системе образования и наших преподавателях. Тем более должно отметить, что, в отличие от большинства преподавателей всех, наверное, времен и народов, Дьюи - вовсе не закостеневший теоретик и ученый сухарь. Едва ли не один из главных выводов, которые он делает в завершающей главе книги, - недопустимость разделения работы и игры, призыв "быть игривым и серьезным в одно и то же время". Потому что "игра ума есть свобода ума", что применимо и к самому автору, легко переходящему от серьезно-научного к шутливому афоризму в нужном месте и в нужное время. Например, что-нибудь вроде: "Где башмак жмет, там есть указание на аналитическое рассмотрение". И напоследок - еще одна цитата. Более из удовольствия от того, насколько точно Дьюи понимает сущность настоящей педагогики, чем по необходимости. "Настоящая передача (знаний) заключает в себе элемент заразы..." поставить закладку написать отзыв
|
НИКОЛАИЧ |
|
||