Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

/ Образование / Учебники < Вы здесь
Немного о здравом смысле
Дата публикации:  25 Августа 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) Пер. с англ. Н.М. Никольской. Ред. Ю.С. Рассказова. - М.: Издательство "Лабиринт", 1999. -192 с.; ISBN 5-87604-082-7

Отечественное книгоиздание все же явление совершенно уникальное. В силу множества причин мы умудрились столь долго не издавать столь многое, что, несмотря на, казалось бы, давно исчерпавший себя книжный бум, в России продолжают выходить совершенно не известные здешнему читателю книги, принадлежащие перу ученых с мировым именем.

Такова судьба одной из наиболее известных работ едва ли не самого влиятельного американского философа, основателя научной школы инструментализма Джорджа Дьюи. Тем более поучительная, что еще до 1930-х годов он почитался в Советском Союзе как достаточно авторитетный ученый. Во всяком случае его работа "Как мы мыслим", впервые увидевшая свет в 1910 году, уже в 1922-м ( Россия еще не оправилась от войн и революций!) выходит в нашей стране. Впрочем, именно наука сыграла в судьбе наследия Дьюи в России не последнюю роль. Он, написавший начиная с 1877 года несколько десятков известных во всем мире учебников и книг по этике, логике, истории философии, педагогике, воспринимал жизнь как естественное продолжение своего учения, своей науки. Отсюда - проведенное Дьюи именно научное, а не политическое расследование дела высланного из СССР Л.Д.Троцкого, приведшее его к выводу о полной абсурдности обвинения. Тем более если учесть, что о своих выводах он рассказал посетившему его председателю комиссии, расследующей дело. В итоге на долгие годы работы Дьюи стали привилегией закрытых фондов библиотек и учащихся "идеологического" философского факультета. И открываются нами с опозданием, достойным только глубочайшего сожаления. Тем более что интерпретации, коими в этой стране снабжали в том числе и студентов, слишком часто бывали весьма вольны .
Чем же "страшен" Дьюи? Дело, наверное, прежде всего в том, что в нашей стране прагматизм, как специфически американский способ философствования, долгое время воспринимался как нечто сугубо негативное. Понятие прагматизм (происходящее от греческого "дело, действие") вполне можно было бы счесть синонимом американской философии, если бы за ним не закрепилось только джемсовское значение действия социального индивида, ориентирующегося и выживающего в обществе благодаря имеющейся у него моральной установке-вере. Тогда как книга Дьюи прагматична в самом возвышенном смысле этого слова. По сути дела, она о том, чем ученый занимался всю свою долгую жизнь. Он писал одну-единственную книгу о Жизни Науки, или о Науке Жизни. Потому в его книге совершенно на равных выступают и строгая теория первых двух частей, описывающих схему нормального познающего мышления с точки зрения философии и психологии, и кажущаяся предельно простой третья часть, посвященная взгляду на проблему с точки зрения педагогики.

Не следует пугаться кажущегося несовершенства и излишней простоты письма. Это прежде всего говорит о степени выношенности и продуманности его мыслей. Тем более что Дьюи (будучи, как и положено американцу, американцем) чаще всего неизбежно следует стандартно американскому науковедческому методу. Суть которого - объяснение действия, пошаговая инструкция (от Эмерсона до Карнеги и айбиэмовских мастеров подсказок). Однако это совершенно не отменяет того, что Дьюи применяет в своей работе методы всех традиционных видов философии - от формальной логики до феноменологии и метафизики.

Структура книги проста. В первых двух частях автор строит схему "нормального" познающего мышления, такого, которое на практике возвышается до мышления видового (имеющего в виду интересы своего вида - семьи, профессии, общества, нации), а в теории - до общенаучного, логического. Третья часть является психологическо-педагогической феноменологией, описанием порождения процесса мышления. Таким образом, текст как бы распределен по логическим уровням, начиная от основы мышления, понимаемой как осознание возможной вещи на основании данной, то есть с наиболее "вещного", и вплоть до "умозрительного", абстрактного и даже идеологического. Дьюи заканчивает книгу фактически собственной идеологией образования, воспитания и преподавания как "передачи", контакта личностей и мышлений.

Но главное в книге Дьюи - ее практическая сторона. Он не просто рассматривает проблему. Его книга учит мыслить с гармонической полнотой. Показывает, как нужно учить мыслить. Именно поэтому его книга жизненно необходима для каждого преподавателя и ученого. Тем более что количество предрассудков и просто очевидных ошибок в педагогике и преподавании за почти сто лет, прошедшие с момента появления книги, практически не уменьшилось. Можно цитировать почти подряд - все это будет о нашей системе образования и наших преподавателях.

Тем более должно отметить, что, в отличие от большинства преподавателей всех, наверное, времен и народов, Дьюи - вовсе не закостеневший теоретик и ученый сухарь. Едва ли не один из главных выводов, которые он делает в завершающей главе книги, - недопустимость разделения работы и игры, призыв "быть игривым и серьезным в одно и то же время". Потому что "игра ума есть свобода ума", что применимо и к самому автору, легко переходящему от серьезно-научного к шутливому афоризму в нужном месте и в нужное время. Например, что-нибудь вроде: "Где башмак жмет, там есть указание на аналитическое рассмотрение".

И напоследок - еще одна цитата. Более из удовольствия от того, насколько точно Дьюи понимает сущность настоящей педагогики, чем по необходимости. "Настоящая передача (знаний) заключает в себе элемент заразы..."


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Карелин, А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики /05.08/
XX век ознаменован появлением многочисленных дисциплин "на стыке" - "пограничных наук", занимающихся проблематикой, не укладывающейся в рамки сложившихся научных представлений. Уже поэтому выход в свет первого отечественного учебника по психолингвистике, - событие. Рождение науки.
Виктор Трошкин, Александр Реформатский. Введение в языковедение. /29.07/
Учебники стареют быстрее своих авторов. В гуманитарных дисциплинах это особенно заметно. Исключением оказался учебник А.А.Реформатского, выдержавший с 1947 года уже четыре переиздания и ставший одним из элементов русской культуры второй половины ХХ века.
предыдущая в начало следующая
Олег Карелин
Олег
КАРЕЛИН
НИКОЛАИЧ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: