Русский Журнал / Образование / Учебники
www.russ.ru/edu/uchebnik/19991014_ionov.html

Накипь
Виктор Ионов

Дата публикации:  14 Октября 1999
(текст написан для второго номера журнала "Со-общение")

Эти книги находятся на гребне даже не одной, а сразу двух волн моды. С одной стороны, в прямой пропорции с ростом престижа образования и в обратной - с осознанием массами необходимости тратить время и деньги на его получение, книжные прилавки завалили учебники и краткие курсы всех практически наук, кроме, разве что, истории КПСС. От практической магии до высшей математики. С другой - после выборов 96 года избирательные технологии и техники манипуляции общественным мнением превратились в своеобразный фетиш; а уж о деньгах, которые крутятся в этой сфере, ходят рассказы, достойные лучшего из имиджмейкеров - самого барона Мюнхгаузена.

Странно после всего этого было бы, если бы в продаже не появились популярные учебники политических технологий. Они и появились. Самый старый из обнаруженных уже может, пожалуй, претендовать на звание библиографической редкости. "Самый короткий путь к власти. Технология выборов" (каково название?) - Таганрог, 1995, коллектив авторов.

Те, кто не умеет снимать сливки, стремятся разжиться хотя бы за счет накипи. Сливки, конечно, дороже, но и торговля отходами кухни приносит свой, пусть скромный, барыш.

Самый короткий путь к власти, вообще-то, занимает целых 256 страниц, но - крупной печатью и с большими интервалами, в расчете на вкусы потенциального потребителя.

Начинают авторы с главного - с денег. Которые сами они уже получили, раз книга куплена и читается. Что ж, надо оправдывать доверие. Способов честного отъема денег у населения перечислено куда меньше четырехсот, и все они какие-то незамысловатые. Не указан, кстати, и тот, который более всего удался авторам: написание и продажа книг о выборных технологиях. В разделе "Российские особенности" сообщается: "Прошедшие выборы опровергли непреложную для Запада аксиому о том, что "чем больше средств у партии, тем больше у нее шансов на хороший результат на выборах". К хорошим деньгам необходимы еще и хорошие мозги плюс хорошие руки". Здесь вам, в общем, не город желтого дьявола, где все продается и все покупается.

Ошарашив таким образом читателя свежестью мышления, авторы далее пространно объясняют, к чему стоит хорошие руки прикладывать. Сперва - изучить народные песни выбранного региона. Затем - выяснить, кто у нас соперники. Затем - познать самого себя (на это несложное дело отведено две страницы). Затем - заручиться поддержкой семьи (своей, своей, не пугайтесь). Затем выяснить, где собирается побольше народу ("рынки, торговые центры, станции метро, остановки автобуса"). И - действовать, действовать, действовать.

Прежде всего надо доказать народу, что ты - "отличный парень". Для этого предлагается составить программу, тезисы которой примерно совпадают с содержанием вкладышей жевательной резинки "Love is", и говорить как можно больше, но как можно проще. О сопернике предлагается сообщить: "Он - негативный для публики персонаж". О себе: "Я, как и вы, вышел из самых низов".

Авторы относительно честны. Неизбежной победы они не обещают, скромно оговариваясь: "У настоящих серьезных политиков выборные кампании продолжаются всю их политическую жизнь". Пилите, Шура, пилите. Ничего, правда, не говорится о том, что кандидата, решившего двинуть по самому короткому пути к власти, электорат начнет довольно скоро избивать на рынках, в торговых центрах и даже на остановке автобуса. Но это - описанный в книге прием "умалчивания", общий как для выборных кампаний, так и для рекламных, по продаже литературы определенного сорта, например.

Впрочем, таганрогская книжка - провинциальный антиквариат. Но имеются и вполне свежие столичные образцы того же уровня. Вот, например, книга Ю. Любашевского, С. Гармаева и А. Щербакова "Долгосрочные избирательные программы", Москва, 1998. Чуть ли не на первой странице читателю сообщают, что если он собирается в 1999 году в Думу, то он, скорее всего, уже опоздал. Но ничего страшного, можно попробовать в следующий раз. Дальше - а вот дальше отягощенные многими титулами авторы, нагромождая один на другой англицизмы и наспех вводя не меньше десятка аббревиатур (можно испугаться, наткнувшись на предложение "сформировать команду СА", но СА в данном случае - Супер Актор, опять же, не трансформер из мультфильма, а всего лишь кандидат), многое обещают, но тайны раскрывать не спешат. Так что перед нами даже и не учебник, а что-то вроде рекламного буклета. Приходите, договоримся. Если уж не думцем, то "политиком федерального уровня" станете с гарантией. Не случайно ведь сообщается, что с 1993-го депутатское место "сильно подорожало".

А вот книги, явно претендующие на статус учебного пособия: "Формирование имиджа политика в России" Автандила Цуладзе и "Как позволить другим делать по-вашему. Речевые и поведенческие стратегии журналиста" М. Кузнецова и И. Цыркунова. Обе - Москва, 1999.

Цуладзе берется за дело с размахом. Целая глава посвящена загадочной русской душе. В ней со ссылками на Лебона и Мамардашвили доказывается, что Россия - страна многонациональная. Вообще, книга изобилует цитатами из самых разных источников, таблицами и данными исследований. Чтобы упростить чтение, в текст вставлены истории о Ходже Насреддине. Тот же прием использовали, кстати, авторы "Самого короткого пути к власти", только там текст разбавлялся плохими и несвежими американскими анекдотами.

Обилие источников, а также благожелательные отзывы Гаджиева и Амелина, приведенные на последней странице обложки, - неоспоримо свидетельствуют, что книга, скорее всего, является переработкой диссертации. Вот только слишком много работы было проделано впустую. Выводы, к которым приходит почтенный и начитанный автор, настолько банальны, что известны не то что специалистам, а даже и просто вдумчивым читателям газет: имидж в России важнее программы, политики делятся на радикалов и консерваторов, у каждой позиции есть свои плюсы и минусы. Свои плюсы надо выпячивать, чужие минусы - критиковать. Но критиковать аргументированно (а уж список видов критики, позаимствованный из третьесортного учебника логики, и вовсе умиляет). Автор, правда, забыл еще добавить, что воровать нехорошо и нельзя объять необъятного, зато особо подчеркнул, что очки, например, не всякому идут.

Авторы книги для журналистов, в отличие от Цуладзе, с самого начала заявляют: "Мы старались избегать умных слов". Через страницу становится понятно, почему. Журналист, руководствующийся этой книгой, должен начать работу с набора вопросов, напоминающих диковатую пародию на Кантову "Критику чистого разума": "Зачем я? Кто я? Во что верую? Что могу? Что делаю? Кто вокруг?". Очевидно, что похмельный синдром для существа, озабоченного такими вопросами, - самое привычное состояние. Наиболее рафинированные субъекты заканчивают подобное утреннее исследование вопросом: "Как нам обустроить Россию?", который авторы упустили из виду. Популярны также "Что делать?" и "Кто виноват?".

Дальше следует стандартный набор приемов, которые рекомендует использовать при взятии интервью любой американский учебник. Однако перед нами не банальный перевод, а оригинальная авторская разработка. Потому что поясняется суть приемов совершенно по-особому. Вот как, например, авторы дают понять, что такое рефрейминг:

"-Что-то ты, батенька, расти стал.

-Куда там, это ты стоптался.

Вот, собственно, и весь прием".

Впрочем, пример не характерный. В массе своей приемы иллюстрируются неизвестно откуда позаимствованными восточными притчами. Ну да, ведь доказал же Цуладзе (ссылкой на Бердяева), что Россия - страна по преимуществу восточная. В знак солидарности с Цуладзе на сто пятой странице нас ждет Ходжа Насреддин. Хотя он уже и на сорок пятой попадался. Не символично ли это наличие пятерки в номере страницы?

Кстати, для любителей символики и отчасти даже оккультизма имеется книга Д. Мисюрова "Политика и символы" (Москва, 1999). Данный автор не претендует на знание предвыборных тайн. Он вообще не поучает, он систематично описывает все, что видит. Даже пишет о синтактике и семантике политической символики как знаковой системы, приводит мудреные формулы из теории вероятностей, по которым подсчитывается количество возможных сочетаний символов в разных системах. Жаль только, что тезис, из которого он исходит, - что политическая символика существует в качестве замкнутой системы знаков, очень трудно доказать. Мисюров, впрочем, и не пытается. Более того, нигде даже не описывает специфики предмета, что сильно снижает качество работы. Да. Насчет того, что в изложении отсутствует дидактика, - это лукавство. Книгу открывает цитата из самого Наполеона: "С помощью этих побрякушек можно управлять людьми".

Откровенно говоря, не удивляет ни обилие, ни качество такого рода пособий и исследований. Между прочим, в любом крупном книжном магазине вам смогут предложить еще десяток-другой наименований, вот только ничего нового вы из этих книг, скорее всего, не почерпнете. Странно, повторюсь, не это. Странно то, что при наличии такого (и почти только такого) рода учебников факты доказывают, что в России существуют грамотные специалисты по public relations и политическому консалтингу. Что выборы, как справедливо отмечали авторы одной из описанных книг, вот уже лет шесть как не проводятся без применения политических технологий. И технологии работают, а значит, применяют их грамотно. Откуда же берутся те, кто их применяет? Не иначе, получают знания из уст в уста, как шаманы. Или размножаются почкованием.