Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

/ Образование / Учебники < Вы здесь
Политик(а) как объект.
Дата публикации:  19 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Издания Центра Политического консультирования "Никколо М", Москва:

  • Политическое консультирование. Под редакцией Е.Егоровой-Гантман, И.Минтусова.
  • Е.Егорова-Гантман, К.Плешаков. Политическая реклама.
  • А.Л.Ильин, В.Ф.Кадацкий, К.В.Никифоров, Л.Г.Пихоя. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России.

    Политика сегодня, наверное, единственная сфера отечественного "производства", где наблюдается постоянный и стабильный рост, а финансирование с каждым годом растет, как на дрожжах. Неудивительно, что быть так или иначе к ней причастными стремятся многие. Кто-то идет в политики. Некоторое (и достаточно изрядное) количество граждан честно зарабатывает на выборах. Иные (иногда создается впечатление, что их даже больше, чем доморощенных пиарщиков и политиков вместе взятых) пишут книги на животрепещущую в предвыборные деньки тему. Что рождает совершенно, как мне кажется, закономерный вопрос. Коль скоро поголовье авторов книг "для профессионалов", явно знающих о происходящем более рядового избирателя, давно измеряется сотнями, если не тысячами, почему количество политиков на выходе до сих пор хотя бы не сравнялось с количеством граждан, которым данная сфера деятельности абсолютно не интересна? А если серьезно, вопрос в том, какой навык в данном случае стоит считать профессиональным. Особенно если учитывать тот факт, что эта сфера деятельности для нашей страны относительно нова, а политический ландшафт меняется с неимоверной для нашей страны скоростью.

    Отрадно хотя бы то, что немногие сегодня легко купятся на произведенное где-нибудь в Урюпинске пособие типа "Как с гарантией стать депутатом за одну неделю". Книги, выпущенные Центром Политического консультирования "Никколо М", в эту категорию явно не попадают.

    Причин этому, по меньшей мере, несколько.

    Например, это едва ли не единственные на данный момент издания, отметившие момент настолько очевидный, что внимания ему не уделяет практически никто. Как ни странно, политик - прежде всего человек. А потому любое действительно профессиональное политическое консультирование просто обязано начинаться именно с личности потенциального политического лидера (кстати, этим же объясняется порядок книг в подзаголовке рецензии - как движение от общего к частному).

    Еще один значимый момент, который столь же редко присутствует, как часто оговаривается. Все сколь-нибудь серьезные отечественные авторы книг по политическому консультированию сходятся во мнении, что Россия обладает совершенно отдельной спецификой и простая адаптация западных технологий вряд ли возможна. Конечно же, полное игнорирование западного опыта также нереально. Но, в данном случае, авторы сумели найти вполне разумный баланс между необходимостью учитывать те стандарты, которые существуют в мировой практике, и конкретными примерами работы Центра в предвыборных кампаниях разного уровня на территории России и стран СНГ. А такой элемент работы политического консультанта, как, например, психологическое сопровождение клиента в процессе предвыборной кампании, аналогов в мировой практике не имеет.

    Но главное в книгах Центра "Никколо М" - то, что, кажется впервые в отечественной практике, они подробно рассматривают деятельность в этой сфере не только как некий комплекс возможных манипуляций с имиджем политика. Профессионализм, с точки зрения авторов, определяется, помимо набора соответствующих умений, таким не менее значимым фактором, как профессиональная этика. Что проявляется в очень многих моментах. Начиная с того, что, несмотря на множество примеров из собственной практики Центра, авторы практически не называют имен (за исключением наиболее общих моментов, не наносящих ущерба имиджу политика). И заканчивая структурой представленных книг. На первом месте (так же, как в работе психоаналитика) всегда - потенциальный клиент. А то, с чем приходится сталкиваться консультанту на практике, включая возможные собственные ошибки, проблемы разделения функций внутри команды, вопросы адекватной оплаты (что еще раз свидетельствует о реальном начале формирования новой профессиональной группы), - во многом вытекает именно из этой предварительной работы.

    Можно отметить еще один, быть может, малозначительный, но в то же время достаточно показательный момент. Списки использованной литературы, помимо неизбежного наличия работ западных "классиков", представлены прежде всего достаточно серьезным набором книг по различным аспектам психологии. Трудов отечественных знатоков в области политики в них практически не присутствует. (Например, фигурировавший на страницах Русского Журнала господин Почепцов отмечен лишь в качестве источника цитаты из зарубежного автора.) Что, возможно, несколько снижает привлекательность книг для среднего читателя, но является серьезным достоинством для тех, кому необходимы реальные знания, а не ликбез на заданную тему.

    Практически любой из отмеченных в книге "Политическое консультирование" проблем можно посвятить отдельную достаточно объемную книгу. "Политическая реклама" тому яркий пример. Сегодня в России мы наблюдаем небывалый расцвет сего нетривиального жанра. Именно реклама наиболее ярко отражает один из главных парадоксов любой околополитической деятельности. Как и политика вообще, реклама, несмотря на наличие достаточно строгих закономерностей, во многом явление творческое. Тем более учитывая, что она выполняет еще одну крайне важную функцию - она привлекает интерес людей к политике, ибо только при наличии интереса у них появится желание разобраться в том, что рекламируется. И тогда, возможно, наши политики будут стараться более соответствовать по своему уровню таланту и возможностям российских дизайнеров.

    Да не смутит потенциального читателя кажущаяся простота темы. Конечно, многое из описанного в книге нам хорошо знакомо. А на волне предстоящих выборов потенциальными иллюстрациями к книге мы будем обеспечены более чем с избытком.

    Это и до боли привычная негативная реклама (ей посвящена отдельная глава). Или политический плакат, вылившийся в последние месяцы века в достаточно любопытную "войну рекламных щитов". Впрочем, и здесь специалисты из "Никколо М" рассматривают не столько конкретные примеры (хотя без них, конечно же, не обошлось), но принципы работы. Начав с истории явления (в сопровождении богатого иллюстративного материала от известного плаката времен Великой французской революции "Марат - друг народа" до американских пепельниц в виде головы потенциального президента), они проводят читателя через весь цикл создания имиджа политика, начиная с технологии создания сообщения в политической рекламе до стратегии кандидата во время избирательной кампании.

    А в качестве примера практического применения - маленькое теленаблюдение, отчасти спровоцированное данной книгой. Программа Доренко. Гость (в данном случае Кириенко) справа. Что практикуется достаточно широко - учитывается известная закономерность человеческого восприятия. При этом постановка камеры такова, что на фоне ведущего гость кажется едва ли не в полтора раза меньше. Доренко в этой беседе вполне корректен. Но - представлен как явно доминирующая фигура. Собственно политическая реклама, по большей части, состоит как раз из таких вот достаточно сложно идентифицируемых моментов, зачастую благополучно минующих стадию сознательного восприятия.

    Подобных примеров в изданиях Центра "Никколо М", конечно, нет. Более в силу того, что они рассматривают общие закономерности, а потому практически не затрагивают конкретные политические персоналии. Пожалуй, единственное исключение - книга "Отзвук слова", посвященная работе спичрайтеров первого российского президента. Но и в ней читатель не найдет информации, порочащей или задевающей кого бы то ни было. Это, прежде всего, книга о профессионалах и для профессионалов, обобщающая опыт, для нашей страны уникальный.

    А если взглянуть чуть глубже: то, что происходит в российской политике, - опыт еще и для всех нас. Возможно, многое происходило бы совершенно иначе, если бы мы всего лишь лучше понимали происходящее.

    P.S. Маленькое замечание в качестве завершения. На фоне неплохого литературного языка несколько удивляют некоторые подписи к эпиграфам. Турецкий султан Магомет П. и полководец Г.Помпей, безусловно, звучат гордо. Помнится один мой знакомый, в глубокой молодости, писал по псевдонимом П.Пилат. Пока начальство не вопросило - отчего, собственно, не И.Христос...


  • поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Новые книги по литературоведению /31.01/
    Потеря истории и литературы - зеркало современного умственного пепелища. Личный поиск новых методик, нового профессионального языка формируется в условиях, когда прежний идеологический "каркас", старые нормативы почти десятилетие как "списаны". Однако капитальный ремонт затягивается...
    Галина Зыкова, После книг Ефима Курганова /31.01/
    Традиционные представления об истории литературы как о последовательной смене направлений сейчас активно критикуются, само понятие литературного направления признается вполне неплодотворным. Между тем обойтись без этого традиционного понятия в некоторых случаях оказывается достаточно трудно. Например, когда мы имеем дело с вопросами межкультурных контактов первой трети XIX в.
    Татьяна Зырянова, "То ли остров не тот, то ли впрямь, залив..." /31.01/
    Сегодняшний читатель настолько отучен от нормального языка, ясного изложения, авторского стиля, - что он не раз в изумлении перечитывает фрагмент за фрагментом, возвращаясь к ключевым пассажам. Может быть, выход "Сравнительных жизнеописаний" Ефима Курганова - знак возвращения, казалось бы, окончательного разрушенного за последние десятилетия жанра качественной научной прозы?
    Леонид Костюков, Садись. Два. /31.01/
    Дали мне тут на рецензию учебник Лотмана по русской литературе. Что делать? Хвалить как-то неудобно. Ругать - практически то же самое.
    Егор Отрощенко, Об одном сюжете книги С. Г. Бочарова /31.01/
    Теоретические пристрастия С.Г.Бочарова известны.Являясь учеником М.Бахтина, трудно не испытывать его влияния. Но противопоставление Бахтина формалистам и, в частности, Тынянову вряд ли продуктивно.
    предыдущая в начало  
    Олег Карелин
    Олег
    КАРЕЛИН
    НИКОЛАИЧ

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки: