|
||
/ Вне рубрик / < Вы здесь |
Мышизмы Дата публикации: 14 Сентября 1999 получить по E-mail версия для печати Одной из ключевых фигур в деле мышкинского "возрождения" совершенно естественным образом стал Владимир Гречухин, тут же, за связь с московскими либералами в нашем лице, изгнанный из районной газеты. 30 лет назад Гречухин создал Народный музей - очаровательную кунсткамеру, через которую прошла вся сегодняшняя мышкинская элита. Он же - создатель и директор "Музея мыши" и мой верный корреспондент, дважды в год сообщающий о событиях в городке на Волге. Очередное письмо Гречухина - любопытный знак продолжающихся перемен. Уважаемый Вячеслав Леонидович! В письме своем Вы сказали, чтобы я не исчезал с горизонта. Вот и не исчезаю. И хочу рассказать Вам о тех изменениях (социальных) в нашем городе, что явились в жизнь нынче, в этом году. ...Три года туризм в Мышкине шел, как бы не сливаясь с живой жизнью горожан. Он как бы не "приклеивался", не прирастал чем-то непосредственно своим, массово понятным, нужным и конкретно полезным. Будто текли, не смешиваясь, два потока - мышкинской жизни и туристического времяпрепровождения. Туризмом как отраслью хозяйства, как прибыльным или хотя бы прокормительски важным делом занималось очень малое число людей. Я с большой надеждой ждал, когда же "привой" даст свои результаты или хотя бы качественно заявит о себе. И вот - заявил. На четвертый год. Теперь по пунктам. Первые годы в немалой части городского общества царила некая атмосфера "гордой нищеты", "нежелания унизиться" до туристических дел. А также некое видение в приезжих, особо иностранцах, людей чуждых и как бы враждебных по всему, от привычек до миропонимания. Сейчас это у большинства в прошлом, турист - это человек, живущий несколько по-другому, но отторжения не вызывающий, чувства ущемленной гордости не пробуждающий. С ними жители в большинстве просты и ненатянуто любезны, в худшем случае - равнодушны. И, что для нас очень важно, туризм становится привычно важным хозяйственным городским делом. А самые примитивно рациональные люди в туристах видят "приезд денег". Чего стоит диалог в городском автобусе! Видя подходящий к пристани теплоход, мужик равнодушно говорит: "Опять туристы приехали!" Его расчетливый, материально мыслящий сосед жестковато-грубо поправляет его: "Это деньги приехали! Денежные мешки!" Несмотря на явное преувеличение денежных возможностей большинства туристов, главная прицельность заявления меня вполне устраивает. Если часть населения видит в притоке людей в город какие-то материальные возможности - это уже неплохо. ВТОРОЕ. В самом начале туризма для меня трогательной первой ласточкой было несмелое желание двух (!) девочек поторговать возле музея своими шитыми мышами-игрушками. Сейчас у музея торгуют около тридцати человек. А у пристани торговый ряд размахнулся во всю площадь Петра и Павла и вышел прямо к дороге. Да еще захватил и скамейки для отдыха туристов. Торгуют всем - от картошки до книжек и от рыбы до катаний на лодках. Туристам предлагают квартиры, прогулки на автомобиле по городу и окрестностям. Прорыв общественного сознания - явный. ТРЕТЬЕ. Предприниматели, владельцы кафе и магазинов на первом году вовсе не учли ситуацию. (Это было даже обидно...) А сейчас они четко ориентируются на каждый заезд туристов: столики - на тротуар, выигрышный товар - на вид, продавцы - бодрость и внимательность. То есть начинает вырабатываться нормальное отношение к "подаренному" потоку покупателей. ЧЕТВЕРТОЕ. Большинство из торгующих у пристани на площади Петра и Павла - это молодежь и дети. Причем торгуют СВОИМ товаром. Каким? Шитьем, бисерными и гончарными изделиями, деревянными игрушками, копченой рыбой, яблоками, ягодами. Гораздо меньше ребят торгует чем-то перекупленным. Что я во всем этом вижу? Дети, относящиеся серьезно к предпринимательству, зарабатывающие копеечку себе и даже деньги семье, вырастут людьми качественно новыми, более приспособленными к новому миру. Они не сравнимы с детьми, скажем, пятилетней давности событий, они много здравей, крепче, дельней. Что очень значимо, все эти дети из хороших семей. И торговать они пошли не из бедности явной, а из хорошего интереса, из желания попробовать свои силы. И пробуют нехудо, в случае задержки родителям зарплаты в дело идут их денежки. А дети из совсем бросовых семей в дело и не пошли. Они пошли попрошайничать. Это же язва... Их пока всего шесть человек по всем городу, но будет, конечно, больше. Поворот детей к зарабатыванию денег родителями поощряется. Люди интересуются предпринимательством ребят, советуются, склонны помогать. Во всем этом я вижу важный существенный знак поворота в общественном сознании. И это у нас происходит быстрей, нежели в соседних малых районных центрax. (И заслуга в этом, конечно, туризма: он приблизил и конкретизировал рынок, сделал его предметным и осязаемым). Есть и еще одно примечательное проявление последствий туризма. Я уже писал, что в городе появилась новая профессия - экскурсовод. Но! Эта профессия неожиданно и красиво стала... элитной. Самой завидной. Учителя, прежде отрицательно относившиеся к занятиям туризмом, во множестве пришли в нее и гордо носят некий ореол особости. Ведь это именно они, и только они, умеют так показать город, так знают о нем, так смело и уверенно водят группы любых гостей, в том числе и привередливых иностранцев. У них явилась своя корпоративность, свое дружество, своя сплоченность. И они оказались надежной опорой городских дел, смелыми и гордыми пропагандистами всего нового и полезного для города. Это ИХ дело, они ему служат, да и зарабатывают дополнительно в бюджет семьи. Любопытное явление происходит также с местным книжным делом. Местная мышкинская краеведческая литература имеет неплохой спрос, каждый год мы издаем несколько книг. И вот уже второй год за ними приезжают московские "коробейники", продавцы книг, и охотно берут наш скромный товар. В целом туризм оказался на четвертом году неким глотком свежего воздуха, единственным движением вперед во всем городском хозяйстве. Вот какие наблюдения хотел я сообщить Вам. С глубоким уважением, поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||