|
||
/ Вне рубрик / < Вы здесь |
Циклы научного исследования
Отношения между уровнями исследования и формами исследовательской деятельности Дата публикации: 16 Мая 2001 получить по E-mail версия для печати При описании на эмпирическом уровне исследователи фиксируют существование соответствующих объектов - особей, отдельностей23, находящихся (живущих) в своих естественных отношениях, таких как родство, соседство, происхождение, симбиоз и т.п. Эмпирическому уровню анализа соответствуют признаки особей - или аналитические объекты. Молекулы, клетки, организмы, гены - примеры частичных представлений особей в аналитическом знании. Особи могут иметь тело, клеточную структуру, могут анализироваться на молекулярном и субмолекулярном уровнях, но в аналитическом представлении особей (т.е. в абстракции) признаки наделяются самостоятельным существованием при некоторых нестрого определенных начальных условиях. Теоретическому уровню описания соответствуют таксоны и типы. В представлениях о таксонах и типах многообразие особей и отношений между ними свертывается в нечто обозримое в рамках предметных теорий существования (таксонов) и функционирования (типов). Ранее говорилось о наиболее интересном для методологов объекте - объясняющих теориях, или теоретических мирах. Их можно отождествить с отношением "анализ на теоретическим уровне". Теоретическому уровню анализа соответствуют совокупности идеальных объектов - теоретические миры, или, если следовать традиции естествознания, берущей начало от И.В. Гете, архетипы. За архетипами предполагается функция объяснения, которая не реализуется ни одним из упорядоченных схемой (табл. 1) отношений между уровнями и видами деятельности. Задачи науки на эмпирическом уровне состоят в накоплении фактов и эмпирических обобщений, на теоретическом уровне описания - в научно подтверждаемых представлениях о существовании таксонов и типах функционирования. И только анализ на теоретическом уровне (архетипы) содержит ответ на вопрос - почему происходит нечто, изучаемое наукой. При анализе на теоретическом уровне происходит формирование картины мира данной конкретной науки и совокупности научных представлений группы наук24. Приведенный в табл. 1 упорядоченный список объектов науки, заданных отношениями между уровнями исследования и видами исследовательской деятельности, логически полон. Это своего рода аксиоматика, необходимость и достаточность которой для решения задач данного исследования определяются возможностями доказательства "теорем", формально вводящих структуру циклов исследовательской деятельности как отношений между элементами табл. 1 и имеющих еще и некоторые другие интерпретации. Примечания:
поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||