Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Циклы научного исследования
Отношения между уровнями исследования и формами исследовательской деятельности

Дата публикации:  16 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Описание и анализ, как показано выше, представляют собой самостоятельные исследовательские процедуры и могут осуществляться как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. При этом можно выделить эмпирические объекты описания - особей, эмпирические объекты анализа - аналитические объекты, а также объекты описания на теоретическом уровне - таксоны и типы, и определить все эти объекты как отношения между уровнями исследования и видами деятельности (табл. 1).


При описании на эмпирическом уровне исследователи фиксируют существование соответствующих объектов - особей, отдельностей23, находящихся (живущих) в своих естественных отношениях, таких как родство, соседство, происхождение, симбиоз и т.п.

Эмпирическому уровню анализа соответствуют признаки особей - или аналитические объекты. Молекулы, клетки, организмы, гены - примеры частичных представлений особей в аналитическом знании. Особи могут иметь тело, клеточную структуру, могут анализироваться на молекулярном и субмолекулярном уровнях, но в аналитическом представлении особей (т.е. в абстракции) признаки наделяются самостоятельным существованием при некоторых нестрого определенных начальных условиях.

Теоретическому уровню описания соответствуют таксоны и типы. В представлениях о таксонах и типах многообразие особей и отношений между ними свертывается в нечто обозримое в рамках предметных теорий существования (таксонов) и функционирования (типов).

Ранее говорилось о наиболее интересном для методологов объекте - объясняющих теориях, или теоретических мирах. Их можно отождествить с отношением "анализ на теоретическим уровне". Теоретическому уровню анализа соответствуют совокупности идеальных объектов - теоретические миры, или, если следовать традиции естествознания, берущей начало от И.В. Гете, архетипы. За архетипами предполагается функция объяснения, которая не реализуется ни одним из упорядоченных схемой (табл. 1) отношений между уровнями и видами деятельности.

Задачи науки на эмпирическом уровне состоят в накоплении фактов и эмпирических обобщений, на теоретическом уровне описания - в научно подтверждаемых представлениях о существовании таксонов и типах функционирования. И только анализ на теоретическом уровне (архетипы) содержит ответ на вопрос - почему происходит нечто, изучаемое наукой. При анализе на теоретическом уровне происходит формирование картины мира данной конкретной науки и совокупности научных представлений группы наук24.

Приведенный в табл. 1 упорядоченный список объектов науки, заданных отношениями между уровнями исследования и видами исследовательской деятельности, логически полон. Это своего рода аксиоматика, необходимость и достаточность которой для решения задач данного исследования определяются возможностями доказательства "теорем", формально вводящих структуру циклов исследовательской деятельности как отношений между элементами табл. 1 и имеющих еще и некоторые другие интерпретации.

Примечания:


Вернуться23
Представление о том, что считается особью, не инвариантно. Оно ревизуется в процессе освоения мира научным знанием. В.И.Вернадский пишет: "Раздробленность живой материи на мелкие части - неделимые, колонии и т.п. - является самой характерной ее особенностью. Отдаленную аналогию представляют минералы, но для минералов этот признак в геохимических процессах не играет такой роли, как для живой материи┘ В живой материи, в неделимых ее составляющих, мы имеем естественный минимум возможного для исследования вещества. Меньше неделимого нельзя взять для анализа, так как состав неделимого неоднороден и его части химически различны. В то же время каждое неделимое автономно и действует в природе повсюду" (Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе: Размышления натуралиста. - М.: Наука, 1975. - С. 213).


Вернуться24
Проблемы анализа на теоретическом уровне традиционно являются основным предметом методологии науки. В работах многих авторов рассматриваются миры объясняющих теорий и специфичные для них отношения, предикативные возможности, возникающие при построении теоретических миров, а также определяющая роль объясняющей теоретической схемы по отношению к эксперименту. Преимущественное внимание к теоретическому уровню анализа в методологии науки, при всей важности проблем, формулируемых и решаемых при этом, оставляет тем не менее вне поля зрения методологов отношения, принципиально отличающиеся от теоретико-аналитических, в частности описание.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ксения Зорина, Шведское ассорти #4 /01.12/
Особенности национального управления в XVII веке; психология солдата; российские бизнесмены открывают Америку; студент как маргинал; теория и практика жертвенности в индийском исполнении; муки историка.
Ксения Зорина, Шведское ассорти #3 /27.11/
Блеск и нищета варваров; повседневная жизнь средневекового города; война и мир с татарами; Китай глазами русского эмигранта; мифы Зимней войны; легенда о Бизерте.
Дмитрий Стахов, Халява, сэр! /22.11/
Шариковский принцип "все поделить" остается верным ориентиром. С верой в доброго "царя", с красным - по примеру нового курского губернатора - бантом, халявщики ждут новой раздачи. Печальная история метаморфоз Клима Чугункина их не исправит.
Ревекка Фрумкина, Размышления о честном слове дворянина /21.11/
Некогда один дворянин сказал известному математику: "Зачем мне доказательство Вашей теоремы? Вы √ дворянин, и я - дворянин, мне достаточно Вашего честного слова". Шутки - шутками, но этот апокриф остается поучительным.
Вадим Белов, Империя тела: идеологические модели сексуальности /17.11/
Культура устанавливает норму, предлагает, описывает, наконец, диктует личности как она должна выглядеть. Культура становится зеркалом, посмотревшись в которое, можно увидеть свой образ, свое социальное "Я".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100