Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Правдивая история китайцев
Дата публикации:  3 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Том # 1... (желтого зайца)


0.

Страна китайцев - очень обширная и древняя страна. Как и в любой стране, в ней случалось разное. Что-то утаивалось, что-то забывалось само собой, а на что-то просто не обращали внимания. Поэтому, долгое время сами китайцы имели очень смутное представление о том, кто же они такие, и что у них происходило. После этого времени стали составлять "Правдивую историю китайцев". "Правдивая история китайцев" - очень большой труд. Некоторые считают, что число ее глав даже превышает число самих китайцев. Другие думают, что число ее глав превосходит число иероглифов. Мы же уверены, что "Правдивая история китайцев" превосходит, вообще, все на свете, потому что она превосходна сама по себе!


60. (... как появился этот зверь...)

Когда индусы изобретали для китайцев календарь, они долго не могли решить, какого зверя ставить им 4-м по счету в шахматный круг - зайца или кота (наивные индусы думали, что изобретают шахматы). Промучившись долго, индусы, в конце концов, обратились к китайцам.

Сообразительные китайцы сразу решили: "Ставить надо самого умного. Поймаем зайца и кота, создадим им очень хорошие условия. Это разовьет их мозг, и мы выберем лучшего. Так и сделали. Набрали им побольше еды.

И вот сидит заяц, сильно думает: "Кот умный. Как бы мне сделаться похожим на кота?" И от волнения все время ест и ест.

А кот тоже все время думает: "Заяц умный. Как бы мне сделаться похожим на зайца?" И от волнения ест и ест без конца.

Когда еда быстро кончилась, пошли они посмотреть друг на друга. Заяц увидел кота и кричит: "Ой! Заяц!" А кот увидел зайца и кричит: "Ой! Кот!" Испугались оба, упали на землю и встать уже не могут - так от волнения обожрались.

А голодные китайцы с тех пор и вовсе перестали их различать.


61.

Один китайский ученый, очень давно, разработал устройство страны китайцев. "Каждый китаец, - написал этот умный человек, - должен знать свое место. Если ты нищий - будь нищим и воспринимай это как должное, если ты ремесленник - делай то же самое, если ты сановник Императора - будь хорошим сановником Императора, а Император - всегда Император - он Властелин Поднебесной. Его уважают и ему поклоняются все простые китайцы - от нищего, до сановника Императора. Коль будет так, то в государстве воцарится порядок и благоденствие, и всем будет хорошо. Главное - не притязать на большее, чем имеешь! Все это не должно относиться только к нам - ученым. Нам важно сохранять живость ума, поэтому ученые и философы могут себя вести как захотят или как сочтут нужным!"

Эти слова очень понравились всем китайцам. "Действительно, все здесь сказано справедливо", - рассудили они. С тех пор нет в стране китайцев более уважаемого человека, чем Император, а все остальные терпеливо переносят свою долю. Только ученые чувствуют себя неуютно, потому что видят, что все у них не как у людей.

Не смотря на то, что все китайцы свято чтут заветы того ученого, династии императоров меняются у них довольно часто.


64.

Один известный китайский парикмахер закупил как-то в Африке партию очень модных там и поэтому дорогих бигуди для завивки волос и привез все это в страну китайцев.

Однако его коллега, не менее знаменитый китайский визажист, сказал нараспев: "Ну где ты видел кудрявых китайцев, мой друг? А тем более китаянок. Если они воспользуются этим адским изобретением, их ведь никто не узнает. Тебя разорит эта покупка".

"Зря ты так говоришь, - ответил знаменитый парикмахер, - это у тебя из-за глупостей, присущих многим иноземным визажистам. Лучше бросай их, и находи себе подругу!"

Так и случилось. Бигуди, очень популярные в Африке, совершенно не пользовались спросом в стране китайцев - разорился знаменитый парикмахер. А знаменитый визажист бросил свои глупости, заплел косичку и женился.

Так что, оба оказались правы.


65.

Однажды на всемирном конгрессе по составлению "Правдивой истории китайцев" выступал человек из одной маленькой ближневосточной страны. Он сказал: "Размеры государства и численность населения совершенно не играют роли при составлении правдивой истории какого-нибудь народа. Возьмем, например еврейский народ. В стране китайцев можно свободно разместить не одну тысячу таких народов и таких государств, как у этого народа, тоже. Тем не менее, евреи составили такую интересную историю своего народа, что уже много веков ее постоянно читают и перечитывают во всем некитайском мире. Все, кроме недалеких индусов и упрямых японцев".


65.2.

Однажды участники всемирного конгресса по составлению "Правдивой истории китайцев" поехали в государство Израиль для обмена опытом. Там они нашли очень мудрого по всем признакам человека с длинной-предлинной бородой и обратились к нему:

- Почтеннейший, - сказали участники конгресса, - мы, участники конгресса по составлению "Правдивой истории китайцев", очень много хорошего слышали о составителях "Правдивой истории евреев" и хотели бы перенять их опыт. Не мог бы ты помочь нам отыскать этих людей.

Пожилой мудрый старец медленно погладил свою окладистую бороду, долго и пристально посмотрел прищуренным глазом сначала на вопрошавших, а потом в ясное небо. Долго-долго. Наконец губы его дрогнули и разомкнулись. И так сказал этот человек:

- Фарра родил Авраама, Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...


66.2.

Надо сказать, что у китайцев, а их сейчас примерно 1 000 000 000 (один миллиард) человек, писатели - это совсем не то, что у других народов.

Чем занимается некитайский писатель? Некитайский писатель занимается тем, что придумывает различные истории из уже готовых слов. Слова эти составлены из уже готовых букв. Так что, по большому счету, некитайскому писателю и придумывать-то уже ничего не надо - все уже есть. Самое существенное, на что годится некитайский писатель, это придумать из букв новое слово - какую-нибудь "финтифлюшку". Но отваживаются на это немногие. И это ерунда.

Совсем другое дело китайские писатели. Китайский писатель, когда начинает творить, берет кисточки, краски, шелковую ткань и, подчинившись высокому порыву вдохновения, рисует новый, очень красивый иероглиф. Таким образом, он придумывает и "букву", и слово, и форму, и образ - все сразу в одном высоком порыве вдохновения. Вот это и есть настоящее творчество писателя.

Из-за этого, кстати, китайцы до сих пор не могут понять, сколько же у них иероглифов. Известно только, что китайских писателей (включая поэтов) сейчас примерно 4 500 000 (четыре с половиной миллиона) человек.


66.4.

Для некитайцев часто остается неясным, чем же китайские поэты отличаются от просто писателей, если и те, и другие занимаются тем, что рисуют красивые иероглифы.

На самом деле отличие громадное и принципиальное. Если писатели используют для своих трудов краски и бумагу или шелк, то поэты рисуют иероглифы в жаркий день водой на горячем плоском камне. Естественно, творения поэтов очень недолговечны. Когда их спрашивают о том, не жалко ли им своих трудов, те отвечают: "Все зыбко в этом мире. Какая разница - один миг или тысяча лет!"

Но особенно трудно китайским школьникам на уроках литературы. Задают, допустим, выучить наизусть стихотворение некоего Ли-Хо "Прекрасный цветок лотоса". А как его учить, если оно высохло на солнце две сотни лет назад? И никто не знает, что этот Ли-Хо в своем стихотворении написал.


67.

Однажды группа благодушно настроенных индусов покурила конопли и подумала: "Что-то наши отношения с великим китайским соседом совсем испортились, - подумала группа благодушно настроенных индусов, - надо бы основать "Общество индийско-китайской дружбы". Так и сделали. Поймали нескольких китайцев и стали предлагать им дружить.

Когда о вероломном поступке индусов узнала китайская общественность, ее возмущению не было предела. Тут же группа китайцев в пику индусам покурила опиума и, преисполнившись благодушного настроения, решила улучшить отношения с великим индийским соседом. Быстренько было основано "Общество китайско-индийской дружбы", поймано несколько индусов и им также стали предлагать дружить.

Обстановка из-за всего этого накалилась так, что вооруженные силы обеих стран были приведены в повышенную боевую готовность.

"Почему их общество дружбы называется "Обществом индийско-китайской дружбы" - китайцев-то больше? - справедливо возмущались китайцы. - Мы должны быть на первом месте".

"А почему их общество дружбы называется "Обществом китайско-индийской дружбы", - Индия-то выше? - необоснованно притязали индусы. - Мы должны быть на первом месте".

Потребовалось вмешательство миротворцев всех ведущих мировых держав и длительные согласования и переговоры, чтобы как-то уладить спор.

В конце концов, в Кэмп-Дэвиде была заключена сепаратная сделка, по которой оба общества преобразовывались без аннексий и контрибуций.

Теперь это соответственно "Общество китайско-китайской дружбы" и "Общество индийско-индийской дружбы".


71.

Китайцы, а их сейчас примерно 1 000 000 000 (один миллиард) человек очень обижаются, когда их обвиняют в том, что их расплодилось больше всего в мире и от них, якобы, нет нигде проходу.

"Как же, - удивленно восклицают китайцы, - такое можно говорить, когда китайцев всего-навсего примерно 1 000 000 000 (один миллиард) человек, а некитайцев - гораздо больше. Врете вы все. Как раз некитайцев-то гораздо больше, чем китайцев, и все мы под угрозой ассимиляции".

И сколько им ни объясняли, что некитайцы все разные, сколько ни проводили пропаганду и агитацию других народов, сколько ни рассказывали про русских и про индусов, и про казахов, и про цыган, и даже про бразильцев с американцами - ничего не помогает.

"Ну да, - говорят, - у нас тоже были разные династии императоров: и Минь, и Цинь, и Сюнь, и даже Инь, и еще похлестче, однако все они были Императорами Поднебесной, а мы простыми китайцами. Так и тут - дело же не в названии".


72. (20.2.)

Неурожаи риса в стране китайцев случаются довольно редко. Тем не менее, из-за того, что страна китайцев очень древняя, у них накопился богатый опыт в области замены риса другой провизией.

"Вот, - удивляются китайцы, - где-то не едят свиней, где-то коров, где-то коней, где-то зайцев, где-то собак, где-то лягушек, где-то ящериц и змей, где-то пауков и кузнечиков, где-то морских гадов, где-то цветы, где-то побеги, где-то грибы, где-то водоросли, где-то мясное и жирное, где-то яйца, где-то молоко - нельзя им, видите ли, по каким-нибудь соображениям!

Да если бы мы в годы неурожаев риса всего этого не ели, мы бы давно все вымерли с голоду и не было бы великого китайского народа численностью примерно в 1 000 000 000 (один миллиард) человек...", - и едят все подряд.

В некоторых районах страны китайцев были отмечены отдельные случаи людоедства. "Голод не тетка - съешь и красотку", - говорят китайские людоеды, развивая всекитайскую гастрономическую идею. Однако людоедов в стране китайцев не любят.

Вообще же, гастрологи отмечают удивительную крепость китайских желудков - ничем их не проймешь, кроме, разве что, кумыса.


73.

После того, как китайцы, а их сейчас примерно 1 000 000 000 (один миллиард) человек, решили заняться бизнесом, они поняли необходимость рекламы. "Реклама, - рассудили китайцы, - поможет нам лучше продавать наши товары. Надо придумать что-нибудь такое, что бы привлекло внимание покупателей".

На первый взгляд, удобнее всего было бы поручить придумать рекламу кому-нибудь из округа ПАО, однако все китайские писатели были заняты - они сажали деревья. Тогда китайские бизнесмены (1 000 000 человек) объявили конкурс по всей стране китайцев, за исключением округа ПАО (4 500 000 человек) на самую лучшую рекламу для своих товаров. Победителей ждало крупное вознаграждение - 200 000 000 юаней.

Большой приз соблазнил многих, и в конкурсе приняло участие 300 000 000 китайцев. Каждый из конкурсантов придумал замечательные рекламные слова: "Все китайское самое лучшее!"

Эти рекламные слова и заняли первое место на конкурсе. Победителям раздали по 1,5 юаня, и с тех пор у 1 000 000 китайских фабрик и заводов есть своя реклама - "Все китайское самое лучшее!", а их конкуренты яростно чешут себе затылки от зависти.


95.

Один китайский изобретатель, автор многих полезных приспособлений, придумал как-то хитроумное устройство, при помощи которого можно разговаривать людям, находящимся за сотни и даже тысячи ли друг от друга. Прибор, который в переводе на некитайские языки назывался "Волшебное ухо", был полным аналогом мобильного телефона.

О своем изобретении этот проницательный человек тут же с радостью поведал Императору и его комиссии по изобретениям и открытиям.

"Всем хорош твой прибор, - справедливо заметил Властелин Поднебесной, - безопасен, удобен, красив. Однако, до изобретения радио, телеграфа, азбуки Морзе и простого - проводного - телефона появление его явно преждевременно. Будь ты моим сыном, еще можно было бы что-то решить, а так иди и попробуй придумать что-нибудь попроще".

Таким образом, мобильный телефон изобретали в стране китайцев дважды до его появления в свободном пользовании.


97.

Как-то грубые и богатые американцы приехали в страну китайцев. Приехали они туда в ненасытной погоне за экзотикой, хотя какая может быть экзотика в стране китайцев, существующей уже не одну тысячу лет, - все, что в ней есть, давно известно и привычно для лучшей части человечества.

И вот ненасытные американцы решили отведать китайской кухни. Заходят в ресторан (китайский, разумеется) и говорят:

- Что у вас есть?

Им отвечают:

- Лапша у нас есть.

"Странно, - думают американцы, - а где лягушки и собаки?" Идут в другой ресторан. Спрашивают то же самое. Им в ответ - то же самое. "Странно, - думают, - а где пауки, гусеницы, кузнечики и тараканы?"

И так они обошли много ресторанов, и везде им отвечали - "лапша", и никто не предложил ни морских гадов, ни побегов, ни водорослей, ни лепестков.

В конце концов, американцы разозлились, налопались гамбургеров в "Макдоналдсе" и уехали домой. Да и что еще было ждать от этого грубого народа. Они даже ни разу не догадались спросить, из чего сделана лапша.


98.

Однажды китайцы по примеру русских решили организовать Еврейскую автономную область. Стали искать среди себя евреев, но почему-то не нашли (возможно, те уже переселились в Америку).

Тогда сообразительные китайцы решили: "Для еврейской автономной области возьмем корейцев. Они ничуть не хуже". Так и сделали. Наловили корейцев и поселили их компактно. Корейцы возмущаются:

- Почему мы живем в Еврейской автономной области?

А китайцы им:

- Да какая вам разница? "Еврейская", "корейская" - звучит очень похоже, почти не отличишь.

Но корейцы не понимают своего счастья и все ворчат: "Лучше уж уедем в Биробиджан". Поворчали, поворчали и, действительно, все уехали.


105.

Птиц в стране китайцев долгое время недолюбливали. Это было связано с тем, что птицы находятся наверху, а в стране китайцев недолюбливают все, что находится наверху. С другой стороны о том, что птицы умом не блещут, было известно и так, без всяких там философских теорий. Поэтому в один из неурожаев риса китайцы решили пересмотреть свое отношение к птицам. Оказалось очень даже ничего. С тех пор едят их за милую душу. Кур даже разводят. Правда, курица - умное существо. Она имеет крылья, но вверх не стремится. Поэтому питаться курами китайцам как-то приятнее, и поймать их проще. У китайцев есть на этот счет поговорка: "Птица - дура, петух - молодец".


114.

Когда границы страны китайцев и страны русских достигли друг друга, китайцы (а их сейчас примерно 1 000 000 000 (один миллиард) человек) задали резонный вопрос русским: "Зачем вам столько много земли, если вы такой малочисленный народ? Лучше бы отдали это нам".

На что русские ответили: "У нас и так очень тесно. Это с виду страна русских такая большая, а на самом деле везде, где нет ядерного полигона или свалки химических отходов, или военной базы, или искусственного моря, - везде живут люди. Давайте лучше устроим общество дружбы".


114.2.

Когда границы страны китайцев и страны русских достигли друг друга, встал вопрос о создании обществ дружбы между двумя этими народами. Но в то время такого не практиковалось, и все так и осталось в мечтах. Общества вражды тоже создавать не стали. "Ну их, этих русских; ну их, этих китайцев", - подумала каждая сторона.


114.3.

Когда все же стало возможным создать общества китайско-русской и русско-китайской дружбы, стали искать добровольцев для поимки соответственно русских и китайцев. Надо же кому-то предлагать эту дружбу. Но добровольцев не нашлось. Уж больно обе стороны были запуганы коварством и свирепостью друг друга.


114.5.

Один человек придумал песню, где были такие слова: "Русский с китайцем - братья на век". Песня очень понравилась и тем, и другим. И уже совсем, было, получилось организовать общество дружбы, но тут кто-то подсунул китайцам "Правдивую историю евреев". Они почитали эту книгу и стали отвечать: "Да разве мы сторожа братьям своим". Русские тоже были знакомы с этой книгой, и они тут же подумали про невнимательных китайцев нехорошее.


115. Выборы китайского Императора

В разное время в стране китайцев жили два великих мудреца, каждого из которых китайцы очень почитают. Один сказал, что мудрец должен быть ниже всех остальных, чтобы его великий ум вбирал в себя все прочие умы, подобно великой реке, вбирающей в себя все прочие реки, и эти слова понравились китайцам. С тех пор никто из них не стремится наверх.

Другой сказал, что для хорошей жизни в стране китайцев, каждый китаец должен знать свое место, и все китайцы должны почитать своего Императора. Император же является верховным китайцем, и перед ним и даже при упоминании его имени каждый падает ниц. Эти слова тоже очень понравились китайцам, и с тех пор все падают ниц перед Императором и его именем.

Некитайцам может показаться, что таким образом китайцы сильно оскорбляют своего Императора, согласно словам первого мудреца, но на самом деле все обстоит по-другому.

С малых лет китайские учителя внимательно следят за маленькими китайцами и отбирают самых любопытных. Таких мальчиков, которые могут поставить в тупик любого мудреца своими вопросами, свозят в специальное место и отбирают из них опять самых любопытных. Такое происходит до тех пор, пока не выберут из всех только 10 самых любопытных. Этих уже в пустующем императорском дворце сажают в разные комнаты, дают им в изобилии бумагу и кисточки и оставляют на месяц под хорошим присмотром.

Через месяц смотрят, кто из мальчиков написал больше вопросов. Этого и сажают на трон. Ведь Властелин Поднебесной всегда только тем и занимается, что спрашивает своих подданных о том, что творится в его стране. Страна велика, и вопросов надо задавать множество - поэтому-то и берут самого любопытного.

Дабы лучше ответить, подданные падают ниц и, таким образом, становятся гораздо сообразительнее. Поэтому ответы большинства китайцев своему Императору на редкость точны и рассудительны. Что и требуется.

Каждый новый Император после восшествия на престол, как правило, учреждает "Всекитайскую Императорскую комиссию по изобретениям и открытиям". Должность председателя комиссии передается по наследству вплоть до выборов нового Императора.


118.

Один китайский изобретатель, создавший многое, как-то тайно от отца покурил индийской конопли. Его посетило озарение, и он за одну ночь изготовил прибор, в переводе на некитайские языки названный "Волшебный глаз, позволяющий видеть и близкое, и далекое", - аналог современного телевизора.

Утром пришел он на "Всекитайскую Императорскую комиссию по изобретениям и открытиям" и стал показывать свое устройство. "Этот прибор позволит видеть и слышать дальнее и ближнее, - сказал он Луноликому, - правда, звука пока нет, нет и цвета. Также временно отсутствует изображение. Но как только мы сумеем получить более прозрачный фарфор (для кинескопа) и более прочную бумагу (для динамиков) и научимся добывать электричество (для питания устройства), и близкое, и далекое предстанет перед тобой во всей красе, о, Император".

Услышав все это, Властелин Поднебесной так обрадовался, что даже подпрыгнул на троне. "Молодчина, сынок, - воскликнул он, - наконец-то ты придумал что-то путное! Сходи в казну, возьми немного денег и купи себе новый дворец".


120.

Сохранению богатства китайской природы способствуют не только специальные книги: одна о драконе, а другая - особая поваренная книга, где перечислены временно ядовитые животные, находящиеся под угрозой исчезновения. Способствует этому и сам китайский календарь. Как известно в этом календаре каждый год связан с определенным животным. Все дело в том, что по старинной традиции при наступлении года какого-нибудь из 12 животных все китайцы прекращают употреблять это животное в пищу. Так, в год крысы никто не кушает крыс и даже не делает из них лапши, в год тигра не едят тигров, а в год желтого зайца не едят не только зайцев, но еще на всякий случай котов и кроликов (см. 60). Благодаря этому, в стране китайцев всегда проживает по меньшей мере 12 различных видов животных, и это служит основой богатства и разнообразия здешнего животного мира.

Из описанной выше традиции есть только одно исключение: драконов в стране китайцев не едят никогда.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Глеб Павловский, Ельцин. Свобода. Стальная дверь /31.01/
В 1988 году рынок стальных дверей переживал бум. Поставив себе двери, граждане СССР сочли государство излишним. Возьми себе столько государства, сколько унесешь на себе, - решил Ельцин и сам поступил так же. История перестала существовать.
Александр Зайцев, Пpогpамма Магадан-2 /28.01/
Необходимо pазpушить легенду о пенитенциаpности колымской земли. Никакой Магадан не сpавнится по густоте pепpессивной атмосфеpы с Москвой. Всякий мегаполис pепpессивен, но в московской pепpессивности есть особая нота. Так что чем вам Москва не Магадан? В Магадане хоть есть моpе и белые ночи.
Сергей Кирухин, Дела партийные: немецкие христианские демократы в глухой обороне /27.01/
Мы-то с вами знаем, чем заканчивается долгое всевластие одной партии. Гельмут Коль признал, что партия получила от торговца оружием К.Шрайбера сумму в 1 млн. марок. Как бы ни кончилась эта афера, уже сейчас ясно, что ничего хорошего она немецкому обществу не принесла.
Александр Зайцев, Пpограмма Магадан /20.01/
Когда человек засыпает, он отпpавляется в Магадан. Для избавления от навязчивых сновидений этим сакpальным словом назвали колымский гоpод. Хотя внутpенне люди тесно связаны с Магаданом, на обыденном уpовне они не испытывают должного подъема настpоения пpи пpоизнесении этого слова. Этот диссонанс и явился пpичиной pаспада СССР.
Кирилл Куталов-Постолль, Не заграница /19.01/
Зачем мы ездим в Прагу? Попить пива, поесть, прибарахлиться, покурить травы, посмотреть достопримечательности, виза не нужна? Нет. Просто ни одна другая страна не дает такого ощущения близости к дому: выехать за границу и чувствовать себя как дома, отдавая себе отчет в том, что ты за границей - ощущение, и в самом деле, уникальное.
предыдущая в начало следующая
Виктор Перельман
Виктор
ПЕРЕЛЬМАН
vvvppp@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100