Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20000531.html

О народном просвещении в городе Ё
Дмитрий Рузаев

Дата публикации:  31 Мая 2000

Кулечки

Продав букинисту очередную полку книг и отправив в нужник пыльную стопку черновиков и оттисков, я решил навестить родной город Ё. Зеленый омнибус уже не раз был обнесен изнутри прохладительными и даже горячительными напитками, когда в моем отсеке появились дачного вида дама с юной барышней и одним на двоих пучком благоухающих Ё-ских гиацинтов, из тех, которые подобно балтийскому пиву и волжскому шоколаду прославили свой город во всей нашей шагреневой ойкумене. Девочка, образцовая Ё-чка, слизав мороженное и сложив квадратиком обертку, извлекла из голубого рюкзачка яркий учебник и принялась изучать его, тормоша засыпающую маму вопросами. Вопросы эти были: "Что такое Валовый Продукт и почему при коммунистах он был равен нулю? Почему тут написано, что цену определяет рынок, если только продавец не кейнсианец? А правда, если купить десять шоколадок вместо одной, это будет гораздо выгодней?" Вопросы эти, особенно последний, совсем было поставил маму в тупик, но тут ее выручил раздавшийся где-то рядом крик: "Семечки!" Разгулявшиеся Ё-цы сразу бросились потреблять излюбленное свое лакомство и плевать их оболочкой под ноги и друг на друга, однако мои попутчицы интеллигентно изготовили себе кулечки. Для этого девочка вырвала из своего учебника страничку - кулечек для мамы, затем другую - кулечек для себя. Тогда потянулись к ним руки других пассажиров и пассажирок, и девочка оделила страничкой каждого страждущего. Ни одной рожицы не было нарисовано в новеньком этом учебнике, ни одного чернильного пятнышка, - а так и превратился он в грязные кулечки, ни на что другое не сгодившись. Так я впервые столкнулся с народным обучением в городе Ё. А затем появилась шумная и пьяная кучка студентов, время потекло быстрее, и когда моя вторая бутылка пива подошла к концу, все попутчики повскакивали со своих мест, потому что в окнах замелькали наконец башни и купола старинного города Ё.

Пионеры

Строго говоря, я не только не раз сталкивался уже в Ё с народным образованием, но и прошел там первые его ступени, однако тогда образование, называясь "народным", было слишком строгим и разумным для такого эпитета. В те времена, говорят, заводы работали, театры давали спектакли, пенсионеры отдыхали, а школьники зубрили и получали заслуженные свои "двойки". Сейчас все перевернулось: школьник-программист в Ё сейчас зарабатывает больше папы-рабочего, и даже больше бабушки, которая собирает после дискотеки пивные бутылки за его одноклассниками. Городскому театру сборов не хватает на реквизит, а детский хор гастролирует в Европе. Жизнь переплетается со школой, и народ становится главным субъектом обучения. В одной из Ё-ских школ юный хулиган дергал мальчика за косичку, которой тот дорожил, между прочим, сильнее даже, чем сережкой в ухе. Мальчик заплакал и ушел с урока, а через полчаса к школе подъехали два черных джипа, из них высыпали квадратные ребята постарше и спокойно, без мордобоя преподали обидчику, а заодно и директору, урок об уважительном отношении к личной свободе.

В большинстве же школьники - обычные юные пионеры (Ё - город "красного пояса", и там действительно возрождается пионерская организация). Они выходят на парады, иногда помогают старшим и хорошо учатся, благо, школьные программы по всяким нудным математикам и химиям сжимаются, а их место занимают различные странные предметы вроде той же экономики, "культуры" или танцев, относительно которых даже самые опытные учителя не понимают, за что ставить "двойку". В самой дорогой Ё-ской школе - православной гимназии, за которую батюшка удостоился отдельного патриаршего благословения, - изучают еще, естественно, историю религии и другие всякие премудрости; в школах же подешевле или вовсе бесплатных дополняют стандартный ассортимент языками, "менеджментом", чем попало или вообще ничем. Еще в Ё процветают разные кружки и факультативы, на которых изголодавшиеся по естественным наукам школьники пополняют свои знания, а просто голодные преподаватели и профессора местных университетов - свой карман, поскольку их университетская зарплата уступает даже куцым и нерегулярным школьным окладам.

Vivat academia

Да, в Ё множество университетов. Еще какую-нибудь сотню лет назад в губернском городе Ё университета не было, хотя всего учебных заведений было больше, чем церквей, - сто против восьмидесяти, и их выпускники, среди которых несколько всемирно известных писателей и даже один биолог, завершали образование в Казани или в ближайшей столице1. С тех пор количество образовательных учреждений изменилось незначительно, не изменилось и качество, однако появились новые названия. Когда "красный пояс" опоясывал всю планету, возникло слово "институт". Главных институтов в Ё было два: мужской и женский - политехнический и педагогический.

Лет десять назад, однако, королевское правительство баронессы Тэтчер решило преобразовать заморские политехнические институты в университеты. Новые российские власти, относившиеся тогда к властям заморским с благоговением, сразу же переняли идею, и в результате университетами стали называться все Ё-ые вузы, не исключая даже бронетанковое училище. Однако два ведущих университета этим не удовлетворились: их целью стало избавиться от унизительных определений "педагогический", "технический" в названиях и стать настоящим и единственным Ё-ым Государственным Университетом. Ректор педа, лингвист, стала доверенным лицом Президента и Губернатора, и основной общественной, но строго обязательной работой ее студенток стала предвыборная агитация. Ректор политеха прежде был преподавателем гражданской обороны, а теперь стал профессором и членом многих академий, по праву называемых международными, - поскольку наряду с сотрудниками вверенному ему вуза академии включают и несколько членов из сельскохозяйственных советских республик. Он интриговал на уровне министерства образования и Союза ректоров, а также городских властей, которые, принадлежа в основном к сильному полу, были как раз выпускниками политеха. Когда губернатор наконец проворовался, Президент заболел, а городским главой снова выбрали технаря, все было решено: Ё-ый Государственный Университет избавился наконец от ярма слова "технический", и расцвел, как расцветают по весне знаменитые Ё-ские гиацинты.

Борьба двух университетов не прошла даром: в Ё появился настоящий рынок образования. Прежде способные школьники, подобно своим знаменитым предкам, старались уехать учиться в ближайшую столицу, с заслуженным пренебрежением обходя Ё-ые институты. В последние годы, однако, то ли из-за всеобщего пренебрежения ученостью, но скорее из-за истощения родительских средств они стараются остаться дома. При этом девочки не хотят идти в продавщицы, а мальчики - в армию, и они выбирают один из Ё-х университетов. Так что в Ё-ском образовании сформировалась классическая дуополия, причем спрос пока значительно опережает предложение.

Конечно, элементы рынка присутствовали и раньше. Не так давно в политехническом еще институте арестовали едва ли не в полном составе кафедру технической химии, которая, не жалея сил, повышала уровень знаний студиозусов на дополнительных занятиях. Иван Иванович объявлял неудачливым ученикам, что подготовиться к экзаменам помогут уроки опытного репетитора Ивана Никифоровича; последний же, будучи сотрудником той же кафедры, в тех же выражениях рекомендовал своим студентом Ивана Ивановича. Естественно, все обещания об экзаменационных успехах оказывались чистой правдой, поскольку комиссию составляли как раз Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Суд, однако, решил, что якобы рынок этот представляет собой скрытую монополию, и потому историю конкуренции в Ё-м образовании следует вести с начала эпохи университетов.

До сих пор в Ё-м Государственном Университете по-прежнему сохраняются кое-где примитивно-денежные отношения. Право пересдачи "двойки" стоит, кажется, около тысячи, но берет эти деньги не какой-нибудь недобросовестный экзаменатор, а университетская бухгалтерия. Сейчас зарабатывают не отдельные преподаватели, а весь университет целиком, и тратятся эти деньги на премии ректорату, а также на развитие научных контактов. Последние состоят в том, что ректор регулярно путешествует в Америку в какой-нибудь баптистский колледж или подобное заведение, которое только согласится его принять; потом студенты проводят для ответных делегаций экскурсии по старинному городу Ё, и на этом контакт заканчивается.

Конечно, главное проявление рынка не в этих мелочах, а в высокой и благородной конкуренции за детские души: всякие второстепенности, вроде дорогих курсов для поступающих, платных отделений и налогов на пересдачи, приходят уже вслед за ними. Университету положено быть универсальным. Поэтому в обоих Ё-х университетах есть факультеты математики, психологии, экономики. Преподавать на них, естественно, некому, и единственный в городе кандидат права мечется между двумя юридическими факультетами, а если в Ё пожелает перебраться доктор права, то сразу получит квартиру в центре. Впрочем, недостаток в остепененных научных кадрах университеты уже научились восполнять своими средствами. На всех факультетах спешно создаются ученые советы, в которых местные члены ничего не смыслят обычно в требуемой области, а приглашенных для кворума столичных знаменитостей еще в машине так настойчиво угощают знаменитой Ё-й гиацинтовой настойкой, что в их благосклонности можно не сомневаться. Если диссертация по техническим наукам, то справка о внедрении изобретения стоит в ближайшем КБ две бутылки, публиковаться соискатель может в Ё-ских же журналах и сборниках, а голосование в совете не стоит вообще ничего. Что касается более традиционных дисциплин, вроде физики или экономики, то тут сложность в том, что Ё-е диссертации может зарубить Москва. Не знаю, сколько стоит диссертация в Ё: слышал только, что Ё-е аспиранты пишут сперва диссертации за деньги, а потом, разбогатев, для себя.

Впрочем, не все в Ё-х университетах одинаково. В педагогическом, как и положено при таком наименовании, к студентам относятся, как к школьникам. Там, например, дают похвальные грамоты родителям лучших учеников. Однажды ректор должна была выступать перед выпускниками, но опаздывала, и одна отличница часа через два ушла, не дождавшись. На следующий день, при вручении родительских грамот, предназначенную ее родителям грамоту прилюдно порвали со словами, что при таком отвратительном поведении дочери благодарить родителей не за что, наоборот, людей таких следует расстреливать, а род их - истреблять.

В бывшем техническом университете все было бы, наверное, ориентировано на технику, если бы не специфические научные интересы ректора, профессора гражданской обороны. Даже на старейших технических факультетах учебные планы ежегодно перекраиваются, из них исчезают специальные дисциплины и появляются новые, расширяющие кругозор. Будущим инженерам-металловедам читают двухгодичный курс менеджмента, электронщикам - спецкурс по венерическим заболеваниям, а экономистов в обязательном порядке обучают бальным танцам. При этом старые научные школы разрушаются, пожилых профессоров всех почти принудительно отправили на пенсию, а оставшиеся преподаватели, при ежедневной нагрузке в три-четыре пары, едва успевают перед лекцией ознакомиться с соответствующими главами учебника - зато сразу же забывают их после лекции, поскольку при постоянной кипучей деятельности учебной части через год программа курса, его название и даже название специальности будут уже совсем другими.

Впрочем, при отсутствии конкуренции со стороны столиц хороших студентов в университетах прибавилось. Они с младших курсов упражняются в хакерстве или штудируют законы, затем легко находят работу в Ё-х или столичных фирмах и с удовольствием рассказывают случайным попутчикам в электричке о народном просвещении в городе Ё.

Локализация

Я не для того обозначил свой родной город одной буквой, чтобы читатель не смог найти его на карте. Напротив! Уберите со стола клавиатуру, расстелите карту и ткните в любой кружочек покрупнее - вы увидите прекрасный древний город Ё.

Примечание:


Вернуться1
Сведения из издания: Города России. Энциклопедия. - М.: "Терра - Книжный клуб" и "Большая российская энциклопедия", 1998.