Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20001230_bur.html

Why rock'n'roll sucks in '2000
Влад Бурьян

Дата публикации:  29 Декабря 2000

Бывает "ссылка дня", бывают также и "10 фильмов недели", а вот "почему рок-музыка превратилась в полный отстой" - почему-то не бывает. Хотя тема волнует многих, да что там говорить, очень многих, факты -замалчиваются.

Когда Илья О. несколько лет назад сказал, что "рок умер", все стали пристально следить за тем, когда его, наконец, закопают (имеется в виду рок). Сообщаю, что, по всем основным признакам, в истекшем году закапывание успешно завершилось. Теперь ему оттуда не выбраться.

Для пущей убедительности возьмем и проанализируем последние, как говорят, релизы мастеров жанра.

Oasis, Standing On the Shoulder Of Giants

По мнению известного сексопатолога И.С.Кона, "упорный, настойчивый онанизм действительно вреден". Мысль, как выражаются дизайнеры, спорная, однако пример величайшей рок-группы всех времен и народов - довольно серьезный аргумент за. В контексте пронизывающего все творчество Оазиса дурмана под названием "битлз форева" их новая работа - наиболее вопиющие кинопробы в честь сабжа. Глядя на музыкантов, как-то слабо верится, что они просто слишком сильно любят своих кумиров и поэтому хотят во всем на них походить. С такими рожами речь о любви идти не может, точно вам говорю.

Radiohead, Kid A

Некоторые умеют преодолеть отвращение к славе, богатству и культовому статусу, а некоторые не умеют. Подобное умение один весьма тоскливый английский рок-коллектив Radiohead упорно пытается выдать за творческий метод; на самом деле, единственное ноу-хау, которым они овладели - это непрерывная мимикрия, оправданием которой служит инфантильная идея "прогресса" и "эволюции", уже сгубившая не одно поколение утонченных натур.

Их первый альбом в 1993 году был типа гранж и на нем была песня Creep, т.е. "Чмо". Песня была и впрямь заводная. На этом бы Radiohead и остановиться, но пресловутая эволюция довела их совсем до ручки: сначала они превратились в типа бритпоп, потом - в типа пинкфлойд. Расплодившиеся в миллиардных количествах поклонники Radiohead целых три года с нетерпением ожидали результатов покупки вокалистом Томом Йорком полного каталога "продвинутого лондонского лейбла WARP". Изучив творчество электронно-экспериментальных масс, Том Йорк сделал, какие смог, выводы и, войдя в новый образ, принялся вещать электронно-экспериментальным голосом о том, что "просыпается сося лимон". Это уже типа дженесис. Эволюция, в прямом смысле слова.

U2, All That You Can't Leave Behind

Очень расстраивает тот факт, что на концертах U2 играют не дружно, а вокалист их, Боно, как правило, только надувает щеки от важности и при этом заметно фальшивит (в тех редких случаях, когда поет, а не просто выдувает важность обратно). Все это разительным образом непохоже на студийные записи U2. Подозреваю, что вокальные партии для U2 вместо Боно записывает Том Йорк, который - вероятно, в силу возраста, - еще способен заливаться соловьем. Голоса же у обоих - на слух среднестатистического музыкального центра с чумовым джог даелом - неразличимы.

Второе негативное воспоминание о новом альбоме U2 - это бесстыдный плагиат. В песне "Beautiful Day" вместо того, чтобы придумать и спеть что-то свое, У2 зачем-то исполняют целый кусок из произведения A-HA 1985 года, которое называлось "The Sun Always Shines On TV". Рокеры, а передирают попсу - нагло, беззастенчиво и вульгарно. Фу.

Bon Jovi, Crush

Если бы Бон Джови постарался и в этом году выпустил бы еще раз Greatest Hits, как он сделал это несколько лет назад, все было бы не так плачевно. Новые произведения у него получаются не в пример хуже, чему доказательством, собственно говоря, все его новые произведения.

15 лет назад этот молодой (в ту пору) человек сумел оседлать строптивого (в ту пору) коня под названием "хэви-метал" и превратить монстра в некое подобие пони, способствуя, тем самым, росту популярности жанра в дошкольной среде и проложив дорогу двум десяткам "Европ" - что само по себе делает его фигурой эпохальной. В нынешнем же состоянии Бон Джови несколько несвеж: можно заплакать, глядя на его изображение в видеоклипах.

Справедливости ради следует отметить в Бон Джови полное равнодушие к чувствам "вкуса и стиля", что в наше нелегкое время делает честь любому популярному артисту.

Limp Bizkit, Chocolate Starfish and the Hotdog Flavored Water

Чего не скажешь о Limp Bizkit.

AC/DC, Stiff Upper Lip

Во всех рок-энциклопедиях вам напишут, что AC/DC в середине 80-х "пережили творческий кризис". Знайте, что это неправда, поскольку найти какие-нибудь различия между двумя любыми песнями из их тридцатилетнего репертуара совершенно невозможно.

Последние сомнения в степени вменяемости членов AC/DC у большинства нормальных людей дожны были развеяться приблизительно ко второму альбому (1977 г.), а всего этих альбомов, между тем, теперь (2000 г.) стало семнадцать. Я бы уподобил австралийский квинтет заводным дятлам, которые, потехи ради, поскачут-поскачут, а потом на время засыпают. Последний сон длился у AC/DC целых 5 лет, что сулило надежду на вечный покой, но не тут-то было. Как сказал бы Стивен Кинг, "Дятлы Проснулись". Добро пожаловать, у нас тут 2000 г. уже. Некоторые даже целый каталог продвинутого лэйбла WARP успели изучить.

Smashing Pumpkins, MACHINA / The Machines of God

Только из чувства глубокого человеческого сострадания не хочется ничего добавлять к тому многоголосому хору охальников, что набросился на классиков альтернативной музыки. Певец и гитарист Smashing Pumpkins все же проявил себя достойнейшим образом - наконец-то вслушавшись в собственные произведения, испугался и принял единственно верное решение - ликвидировать предприятие. Возможно, пример Б.Коргана вдохновит иных из его ровесников и коллег по классике альтернативной музыки на что-нибудь аналогичное. При этом не буду показывать пальцем на Pearl Jam, Bush, Stone Temple Pilots и Foo Fighters.

Rage Against The Machine, Renegades

Жутко агрессивные и неимоверно бескомпромиссные, а в реальности глуповатые и простодушные (судя хотя бы по их названию) Rage Against The Machine в уходящем году ни с кем не боролись, а вместо этого записали альбом кавер-версий, и, нужно признать, сумели не превратить серьезное занятие в караоке. Всегда приятно, когда кто-нибудь перестает валять дурака и начинает играть по нотам. Для Rage Against The Machine исполнить что-нибудь из репертуара Cypress Hill - дело настолько же ответственное, как для Металлики отдолбить легендарный трехчасовой концерт с симфоническим оркестром. Самая лучшая на свете юная скрипачка Маша Борозина

Кстати. Хорошая идея одна не ходит. Прошлогодний филармонический подвиг Металлики повторила в этом году любимая группа М.С.Горбачева Scorpions, тем самым вторично дефлорировав Музу бас-гитарою. Как видим, на старости лет у мастодонтов рока даже мысли совпадают. Хочется надеяться, что, по крайней мере, ни в чем не повинной юной скрипачке из упомянутого оркестра во время выступления ничего такого страшного музыкой не навеяло. Все-таки, юные скрипачки - они куда как более ценны для нашего общего дела - искусства. Илья О. подтвердит.

****

PS. Мой обзор тенденциозен. Перечитывая его, я обнаружил, что он даже слишком тенденциозен. Но исправить уже ничего нельзя. Придется в следующий раз написать о блистательном дуэте двух мальчуковых групп - Queen и 5ive. А еще - о неплохом, в общем-то, альбоме мальчуковой группы Iron Maiden.