Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20010405_otrosh.html

О детях
Егор Отрощенко

Дата публикации:  5 Апреля 2001

Часто приходится слышать о том, что детской периодики нет. Вот, дескать, раньше и "Мурзилка" выходил, и "Веселые картинки", не говоря уж о "Пионерской правде".

Парадоксальность же ситуации состоит в том, что детская периодика на самом деле есть. Все вышеупомянутые издания существуют (у "Пионерской правды" даже приложения появились), выходит и всем известный "Юный техник", и еще множество самых разных журналов и газет.

И все-таки детской периодики нет.

Нет, так как все, что печатается в этих изданиях (пожалуй, за исключением изданий о природе и a lá "Юный техник"), годится разве что для оклеивания стен под обои на даче.

Классифицировать современные детские издания очень легко. Они сами как будто не стремятся выходить за раз и навсегда обозначенные границы.

Есть журналы о природе, есть о технике, есть просто развлекательные.

Первые (о природе): "Муравейник", М., изд. с 1994 г., "Свирель", М., изд. с 1994 г., "Юный натуралист", М., изд. с 1928 г., "В мире животных", М., изд. с 1997 г., "Винни-Пух" (Disney), изд. с 1998 г. и др.

Всю эту группу характеризует два признака - прекрасные иллюстрации, особенно в журнале "В мире животных", и крайне слабые или хрестоматийно известные тексты. Обычно все это читается с интересом, но тут же забывается ("Барсук, обитающий на Крымском полуострове, просыпается после зимней спячки в апреле и выходит...").

То, что разговор о журнале начинается (да и заканчивается) иллюстрациями, едва ли является похвалой.

Вторая группа журналов специализируется на технических вопросах: "Юный техник", М., и его приложение "Левша", М., изд. с 1997 г., "Мир техники", М., изд. с 1999 г., "А почему?", приложение к ЮТ, изд. с 1991 г. и др.

Это издания, которые, наверное, будут существовать без изменений даже после ядерной войны. Я не видел ЮТ лет двадцать, и с удивлением обнаружил, что все в нем, вплоть до цветных вклеек в середине с картинками разных чудесных машин будущего, осталось как прежде.

Самая интересная группа изданий - это, конечно, развлекательные журналы. Их тьмы и тьмы. Остались все старые (вроде "Пионера" и питерского "Костра"), и появилось очень много новых.

Тут разговор особый. Дело в том, что детский журнал не может руководствоваться принципами обычных периодических изданий, когда читатель сам выбирает интересующие его материалы. Дети смотрят и читают подряд, поэтому обычную читательскую работу по отбору того, что может быть прочитано, осуществляет (должен осуществлять) редактор. Это материя очень тонкая, и чем умнее и чутче редактор, тем лучше детский журнал. Однако то ли вышеозначенные качества не являются дифференциальным признаком современных редакторов, то ли безликий, безвкусный и уродливый эклектизм является их принципиальной позицией, но, могу сказать определенно, ни один современный журнал я не порекомендовал бы своему ребенку.

Эти журналы не просто убоги, они как-то агрессивно убоги, они как бы навязывают это свое убожество читателю.

Вот, например, журнал "Шаровая молния" (подзаголовок: "журнал-игра для будущих гениев"), М., изд. с 1999 г. Возьмем два текста из этого издания. Первый - стихи. Они повествуют о том, как "бандит одинокий" ночью забрел на кладбище и, устав, прилег, и не куда-нибудь, а в пустую могилу. Утром же пришел хозяин могилы (скелет) и потребовал освободить помещение. Бандит


Бежит из могилы
В промокших штанах.

Мораль здесь простая:
В чужую кровать
Не надо без спроса
Ложиться поспать.

Смешно? А должно быть смешно (по замыслу автора Е.Куликовой). Мне же ничуть не смешно, - наоборот. Я никак не могу понять: 1. что, кроме гонораров, заставляет писать подобные бездарные и пошлые вирши, и 2. что заставляет редакторов платить эти самые гонорары?

В этом же журнале есть рубрика, посвященная музыке. За подписью DJ Меломанов там опубликовано следующее поучение: "Что самое важное для музыкальной группы? Музыка? Голос? Умение танцевать? Конечно, но это потом.

Самое главное - название..."

Не забудьте, что речь обращена к детям, которые еще не знают, что в журнале тоже могут печататься глупости, и что не все, что напечатано типографским способом, - хорошо.

Наверное, самое удручающее впечатление производит журнал "Клепа" (М., изд. с 1990 г.). Интересно, что если другие издания отличаются своей какой-то "рыхлостью", безыдейностью, отсутствием концепции, то здесь вроде бы есть идея, концепция издания, однако создается такое впечатление, что лучше уж бы этого и не было.

Судите сами. Некая странного вида (с косичкой-спецантенной) девочка Клепа общается со своим напарником собакой Филиппычем (!?), из этого общения дети должны узнавать какие-то новые интересные вещи (о компьютерах, например). Обычное обращение Клепы к собаке: "Оп-па-ля, Филиппыч". Причем, это "оп-па-ля" - самая содержательная часть высказывания. Реплики же Филиппыча вполне соответствуют интеллектуальному уровню собаки. Мне непонятно: неужели, люди, делающие этот журнал, всерьез полагают, что уровень детей - это тупые шутки, бессмысленные междометия плюс познавательные тексты?

Комиксы, содержащиеся в журнале, называются "Клепа и крутой хакер". Тема: "Клепоманы активно готовились к проведению глобальной web-Клеп конференции", им помешал хакер, который впоследствии, общаясь с этой странной девочкой, перековался и стал ей помогать.

Вроде бы пустяки, но нет, тут затронуты очень серьезные вещи. Авторы журнала сознательно культивируют в детях отношение к своим героям как к кумирам. Таким образом, то, что на самом деле плохо (мания чего-либо) становится хорошо, а человек, пытающийся бороться с распространением мании, сам предстает как вредитель.

Если серьезно вдумываться в то, что сейчас предлагается читать нашим детям, становится страшно.

В журнале "Ералаш", например, публикуется всем известный Г.Остер со своими "вредными советами". Это, надо сказать, тоже отдельный предмет для разговора. Начнем с того, что, если серьезно, то на кой они сдались нашим детям, ваши вредные советы. Таких советов им надают еще в жизни, все еще впереди. В этих остеровских советах, на мой взгляд, есть плохо скрытый цинизм, который почему-то называется иронией или юмором. Вообще непонятный мне ажиотаж вокруг этого имени застилает глаза читателям, и они перестают замечать очевидные вещи. Вот, например, совет:


Если ты пришел на Елку,
Свой подарок требуй сразу,
Да гляди, чтобы конфеты
Не зажилил Дед Мороз.
И не вздумай беззаботно
Приносить домой остатки.
Как наскочут папа с мамой -
Половину отберут...

В этом месте образованный читатель должен удивиться тонкой иронии Остера, восхититься и пасть ниц в пароксизме восторга. Однако давайте разберемся. В каждой шутке есть доля шутки, и когда со страниц журналов детям проповедуется: не доверяйте родителям, они коварны, они отберут у вас ваши подарки, нужно от них скрываться... право, не до смеха.

Возможно, стихи Остера - это стихи для взрослых. Детям же ирония понятна далеко не всегда.

Наверное, нужно оговориться. Я совсем не против игрового начала в литературе и не хочу, чтобы повторилась ситуация 30-х годов, когда был запрещен Чуковский. Но у Чуковского, кроме стилевой игры, кроме многочисленных литературных аллюзий, понятных только взрослому читателю, в остатке оставались неоспоримые истины: не нужно быть грязнулей, нужно следить за чистотой в доме, нужно помогать слабым и больным. У Остера же этого нет, а есть литературно вполне традиционный, грубоватый юмор, понятный взрослым, но совершенно непонятный детям.

И если бы это было только у Остера, можно было бы посмеяться и забыть эти "советы", но дело в том, что Остер - вполне в духе времени, поэтому его юмор страшен.

Надо сказать, что о вышепоименованных "тонкостях", по-видимому, никто не задумывается. Но странно, что не понимают каких-то уж совсем очевидных вещей. Например, то, что комиксы на тему "Избрание на российский престол Михаила Романова" (опубликованы в журнале "А почему?") выглядят дико. Зачем нужно рисовать царей и священников с дебиловатыми лицами, стоящих в храме? Как вообще можно в комиксах изображать трагические события нашей истории, напрочь истребляя тем самым чувство уважения к подобным событиям?

Создается впечатление, что людям, рисующим эти картинки, вообще наплевать, что именно они рисуют: скажут - они и Христа намалюют, лишь бы деньги платили.

Есть еще одна, не упоминавшаяся мной до сих пор, малочисленная группа. Это журналы, связанные с путешествиями, географией и т.п. вопросами. Вот журнал "Всемирный следопыт", М., изд. с 1999 г. Интересен подбор материала. Явное предпочтение отдается тому, что связано с катастрофами, о которых подробно и со смаком рассказывается.

Газеты, пожалуй, представляют собой еще более унылое зрелище. Чтение "Пионерской правды" с ее приложениями ("Олимпионик", "Юная Москва") можно рассматривать только как серьезное наказание, скулы сводит от тоски. Впрочем, достоинства "Пионерской правды" можно определить от противного. Она не влияет на психику ребенка, не рассказывает ему о том, что нужно обманывать родителей, не привлекает внимания фотографиями катастроф, и т.д. Таким образом, скука становится положительным качеством периодического издания - успокаивает.

Все газеты изобилуют кроссвордами и комиксами. Есть даже специальная "детская загадочная газета" "Катавасия", целиком состоящая из кроссвордов, ребусов и шарад. Интерес к материалам такого рода - отдельная тема. Если вдуматься, то заложенная в комиксах и разного рода кроссвордах дробность информации, бессвязность и ненужность ее соответствует типу современного сознания, моделью которого отчасти может послужить интернет. И, кроме всего прочего, при чтении (разгадывании) такого рода материалов у самого читателя создается иллюзия, что он занят делом, а значит все в порядке.

Показательной можно назвать чебоксарскую газету "Школьники постарше". Она начала издаваться в 1999 году и, по всей видимости, ориентировалась на вкусы читателей, которые были к этому времени уже сформированы подобными же изданиями.

Основная часть места в газете отдана под кроссворды.

Здесь же публикуется огромное количество объявлений о знакомстве. Может показаться анекдотом, но основная часть объявлений - следующего содержания: "Меня никто не понимает. Я одинока, в моем классе у меня нет друзей. Мне нравятся ребята с выбеленными волосами, а среди моих знакомых таких нет, поэтому я ни с кем не общаюсь..."

В газете также публикуются рисунки читателей... На них - Децл, "Блестящие", Алсу, "Отпетые мошенники" и т.п.

Наиболее интеллектуальный раздел газеты - песенник. Справедливости ради нужно сказать, что там опубликованы и песни "Аквариума", но, естественно, главенствуют тексты песен А.Губина, Земфиры, группы "Демо".

И не надо думать, что это провинциальная газета с небольшой аудиторией. Тираж у нее вполне приличный - больше 35 тысяч. Для сравнения - тираж "Пионерской правды" (вместе со всеми приложениями) составляет 60 тысяч.

К сожалению, редакторы большинства детских периодических изданий не уделяют должного внимания тому, что они участвуют в процессе формирования личности. Последствия от чтения подобного рода изданий можно представить себе, мысленно проделав такой эксперимент. Есть человек, читавший в детстве только детскую периодику и ничего больше. Что с ним станет, если его учат, что все окружающие (включая папу и маму) только и думают о том, как бы у него что-нибудь отобрать, если он знает историю исключительно из комиксов, а примером для подражания ему служит девочка с косичкой-спецантенной. Как будет ребенок относиться к окружающему миру, если его познания о мире ограничиваются количеством жертв стихийных бедствий...

Конечно, я не претендую на целостность картины. Мне только хотелось показать, что одним из основных признаков, которыми отличается нынешняя детская периодика, является деструктивность.

Исподволь, незаметно и даже с юмором растаптывается идея семьи. Вместо статей, заставляющих думать, подсовываются усыпляющие кроссворды, а мир, лежащий вокруг, наполнен катастрофами.

И в заключение напомню, что все это читают наши дети.