Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
"Субботние" люди на Балканах
Дата публикации:  9 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Одним из ярких балканизмов, интересных для анализа Homo Balcanicus и его поведенческих и культурных ролей в народной культуре, является комплекс представлений о рождении (иногда и зачатии) в субботу. Известно, что время рождения, как и другие параметры, диктуют человеку его жизненный сценарий. Для балканских народов, если говорить о дне появления на свет, пожалуй, наиболее устойчивым является маркированность субботы вообще или нескольких суббот в году (в святки, канун Пасхи и некоторые другие). Интенсификация признака, его мифологическая оформленность, обрамление быличками и переплетение с демонологическими сюжетами - характерная черта этих "эпизодических" рождений.

Подобные верования встречаются у славянских и неславянских народов Балкан (румын, албанцев и греков). Исследование ареалов распространения и концентрации рассказов о "субботних" людях1 показывает, что количество свидетельств увеличивается с севера полуострова на юг. Так, если в Румынии практически не известны подобные поверья, то на территории всей Болгарии и Македонии, значительной части Сербии и Черногории и особенно в Греции рождение в субботу считается значимым событием.

Рожденные в субботу именуются сьботник (саботник, събуптик, сьботниче), сьботничав, сьботарник (болг., макед.); суботник, суботан, субот▄ак (сербск.), σαββατιανοι (греч.) и др., и эти полунарицательные-полусобственные имена закрепляются за ними на всю жизнь, обозначая их выделенность в социуме. Доминирующим и оказывающим самое сильное влияние на эти представления является восприятие субботы как дня мертвых, последнего и несчастливого дня, отчасти дня нечистого, подобного святкам ("нечистым дням"). "Субботнему" человеку на Балканах приписывается множество характеристик, которые варьируют от положительных до отрицательных и нередко снимают традиционные оппозиции: хороший/плохой; счастливый/несчастливый; здоровый/больной; живой/мертвый; человеческое/демоническое; культурное/природное и пр. Статус рожденного в субботу зависит от тех способностей, которыми его наделяют согласно местной традиции, и может быть полярным - от восприятия его как демона, как обычного "профессионала" до почти святого.

В некоторых регионах появившегося на свет в субботу ребенка встречают с радостью (Западная Болгария, Восточная Сербия, Подгорица, Тимок) как своеобразного защитника дома, человека-оберега. "Субботний" обладает особым зрением - только он может распознать нечистую силу (типичных балканских демонов - вампира, караконджолу, плытеника, таласыма, самодив, орисниц и др.) и увидеть персонифицированные болезни (чуму, оспу, рожу - црвени ветар (сербск.) и др.). Он не только их видит, но может защитить окружающих от них - хотя бы благодаря тому, что в дом (село), где есть "субботние", нечистая сила и болезни не заходят. Широко распространены поверья (и былички), что только рожденным в субботу (и еще ряду персонажей - детям вампиров или появившимся на свет после смерти отца) под силу уничтожить вредоносных демонов, особенно вампиров. Специальные обрядовые лица - светичари (изгоняющие оборотней при помощи иконы и молитвы, известной только им) и глогинковци (протыкающие вампира колом из боярышника (глог) - должны непременно быть "субботними" (болг., макед.).

У "субботних" есть еще и другие роли: ясновидцев (они видят будущее, прозорливы, предсказывают смерть); целителей (для лечения больных используется одежда людей, рожденных в субботу); удачливых кладоискателей.

Восприятие человека "субботнего" как защитника и охранителя накладывает особый отпечаток на ритуальный сценарий родин. Если ребенок появляется на свет в субботу, его мать должна надеть на него обыденную рубашку, изготовленную в то время, пока длились роды, крестить такого младенца следует только в субботу и при крещении дать имя в зависимости от пола Събчо или Събка (Юго-Восточная Болгария).

Согласно другому комплексу представлений "субботние" дети несчастливы (Шумадия, Северо-Восточная Болгария и др.): живут недолго (макед.), болезненны (сербск., макед.), беспокойны, по ночам их мучают кошмары (им снятся змеи и покойники), им мерещатся оборотни (Бессарабия), нередко они становятся пьяницами (юг Болгарии). После смерти, подобно некрещеным, зачатые или крещеные в субботу дети становятся демонами (устрели, Странджа), они могут превращаться в змеев. Это уже не герои, а мученики, страдальцы, жертвы, поэтому родителям следует выполнять ритуалы (например, обязательно стирать по субботам одежду ребенка до достижения им семилетнего возраста и др.), призванные уберечь ребенка от обозначенного ему субботним рождением жизненного сценария.

Определенный субъектно-объектный шифт присущ "субботним" в такой важной области народных верований, как сглаз. Некоторые уверены, что их взгляд смертоносен для людей, другие полагают, что рожденные в субботу легче всего поддаются сглазу.

Итак, рождение/зачатие/крещение в субботу - это знак судьбы, определенный сценарий, которому следует ребенок и его окружающие в течение жизни. Мотивы видения невидимого, связи с потусторонним миром и с миром демонов сочетаются с "нормальным", естественным восприятием "субботних" и даже их почитанием. Снятие существенных оппозиций в данном случае - это одно из проявлений балканской мифопоэтической картины мира.

Примечания:

Вернуться1 Эти поверья относятся не только к людям, но и к животным (особенно собакам, но также и коровам, волам и пр.), о которых рассказывают много быличек.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Файер, Homo Balcanicus /09.04/
В конце марта прошли Шестые Балканские чтения. В числе наиболее интересных оказались доклады Ирины Седаковой "Субботние" люди на Балканах и Натальи Злыдневой Югославянский примитив как модель поведения, посвященный югославянским "наивным" художникам (в тексте имеются иллюстрации!).
Егор Отрощенко, О детях /05.04/
Детская периодика иногда кажется деструктивной - например, стихи Г.Остера. Я не против игрового начала в литературе и не хочу, чтобы повторилась ситуация, когда был запрещен Чуковский. Но у Чуковского, кроме стилевой игры, оставались вечные истины; у Остера же - вполне традиционный, грубоватый юмор, понятный взрослым, но непонятный детям.
Владимир Соколенко, Сотворение мира. День первый. О любви /27.03/
Позволю себе предположить, что любовь закономерна до легкомыслия. Легкомыслен был Даниил Хармс Блаженный. "Видит горы и леса, облака и небеса. Но не видит ничего, что под носом у него".
Ревекка Фрумкина, Книги у изголовья - 7 /20.03/
Писатель не рождается классиком. Он даже не становится им. Классиком его делают современники и потомки. Книга Елены Толстой - о Чехове без ретуши, без глянца. Он "один из", его упрекают в отсутствии "идеи", в антисемитизме, в карикатуре на революционные настроения. Чехов отвечает - и отвечает раздраженно. (отзывы)
Галина Зыкова, "Цензором может стать любой" /20.03/
Интервью с С.М.Александровым, редактором словаря "Русские писатели: 1800-1917". Филолог, который читает литературу третьего, четвертого ряда, должен владеть способами описания текстов. Но оказывается, что характеристики - самое трудное. Вокруг классики уже есть масса готовых мнений, здесь же их нет. Тут-то и видно, что может наша филология.
предыдущая в начало следующая
Ирина Седакова
Ирина
СЕДАКОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100