Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Югославянский примитив как модель поведения
Дата публикации:  11 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Из материалов, представленных на Шестых Балканских чтениях.

Визуальный код, изобразительность всегда были очень важны для балканского сознания. Эта специфика Балканского культурного пространства известна еще с древних времен. Не случайно регион считается прародиной европейского письма - здесь обнаружены неолитические пиктограммы (культуры Караново в Болгарии и Винчи в Сербии), возникшие, судя по авторитетным исследованиям, независимо от протописьма Ближнего Востока и Малой Азии. Устойчивую тенденцию артикулировать поведенческие роли в визуальном коде можно проследить вплоть до наших дней.

Мы будем говорить о югославянской живописи "наивных" - о примитиве ХХ века в лице знаменитой Хлебинской школы в Хорватии. Это самодеятельные крестьянские художники во главе с наивным живописцем Иваном Генераличем из села Хлебине: их творчество получило известность в предвоенные годы, а в последующие десятилетия оказало влияние и на творчество сербских живописцев и скульпторов-самоучек.

Примитив - типологически устойчивый вид поэтики. Возникая в рамках различных художественных формаций и эпох, он располагается в пограничной зоне между высоким, профессиональным, авторским искусством и низовым, фольклорным, коллективным. Сама деятельность в рамках поэтики примитива очень характерна для балканского менталитета с его обостренным восприятием границ, переживанием граничности.

В судьбах искусства ХХ века примитив сыграл особо значимую роль, выступая как зримое воплощение принципа "нулевой степени письма". Отрицавший школьную традицию, он стал закваской авангардной поэтики. Югославянский примитив возник в 30-е годы именно на волне местной разновидности авангарда - как следствие "хождения в народ" группы социально-радикально настроенной художественной интеллигенции (во главе с художником Кристо Хегедушичем), ищущей подпитки своим левым экспрессионистским и сюрреалистически ориентированным исканиям. Искусство югославянских "наивных" художников стало популярным во всем мире после войны, а в 50-е годы пережило свой "бум". Между тем, к концу века хорватские и сербские художники-"самоучки" в значительной мере утратили свою "наивность": среда служителей искусства отказывает этой живописи в праве на существование, расценивая ее как коммерционализированный кич. "Примитивность" стала компонентом ролевого поведения профессиональных мастеров, вставших на путь легкого бизнеса. Однако именно благодаря своей пара-художественности (эстетической редуцированности) эта квази-наивная продукция, эксплуатирующая зрительные и поведенческие стереотипы среднего класса, обнажает инварианты "балканизмов". Последние отличают эту живопись от современного примитива других стран (например, польского примитива или искусства так называемых "художников воскресного дня" во Франции).

Польский примитив - изысканно литературен (мастер Никифор), восточнославянский очень близок к изобразительному фольклору, африканский - подчеркнуто декоративен (орнаментален), американский основан главным образом на творческой деятельности особых этнических групп - например, на негритянском американском искусстве, французский примитив ориентирован на национальную школу живописи и парафразирует высокое искусство и так далее.

Югославянский примитив очень прочно укоренен в балканской почве, потому что функционально и по своей технике (главным образом, гуашь по стеклу, хотя есть и масло - как на холсте, так и по дереву, но все же стекло - главное, именно с него все началось, и эта техника во многом обусловила своеобразие хорватского примитива) он восходит к народным иконам на стекле, распространенным в альпийских областях Европы, а также по всему балканскому ареалу, особенно на территории нынешних Словении, Хорватии и Румынии.

Специфика его состоит в том, что он открыто нарративен. Культурные стереотипы в наивном искусстве югославянских художников проявляются прежде всего в мотивике. Доминируют жанровые сцены крестьянского быта (мини-рассказы). Общий рефрен произведений - утопическая интонация потерянного рая, идиллического счастья крестьянина-труженика на лоне природы, в близости к матери-земле. Наиболее распространенные темы - сельскохозяйственный и жизненный цикл (обработка земли, сбор урожая, времена года и природные стихии, календарные обряды, свадьбы, крестины, похороны), а также атрибуты "сельскости" (петух, подсолнух - солярные символы; корова или бык, конь - плодородие).

Сюжеты картин анекдотичны, обращены к стереотипным поведенческим сценариям Homo balcanicus (типы этнического поведения, половых и социальных ролей). Так, женщина показана в хозяйственных заботах по дому, мужчина в строительной деятельности, которая отражает космогонический характер его предназначения. Цыган - непременно в пути. Вообще для Homo balcanicus очень важна тема пути (по-особому понятого: преодолевать путь, оставаясь на том же месте).

Среди основных черт балканской мифопоэтической картины мира - восприятие локуса-дома как космоса, отождествление дома и космоса (в живописи, например, И.Рагузина образы сжатой земли-ежа и земли-сосуда), особая значимость архетипа Великой Богини. Крестьянский быт, хозяйственный акт, вещь сакрализуются (живопись И.Генералича; "наивный" маньеризм М.Ковачича). Крестьянскому труду уподобляется труд художника (ср. стихотворение сербского примитивного поэта С.Митича: "Стой, быстроногий,/ дай напиться волам,/ весь день мы пахали: / они - землю / я небо".

Картины наивных мастеров активизируют мифопоэтические функции изображения. Творчество приобретает космогонический характер. Картина может стать сакральным актом: изображение оказывается заговором на благополучие. Это обнаруживается в рассказах художников о картинах (И.Генералич, "Похороны Штефа Лачека"; "Рогатый конь"; "К семидесятилетию Тито").

Вообще, рассказы о создании картин являются существенной частью восприятия зрительного образа - изображения. Здесь проявляется типично балканский принцип "все во всем", порожденный многоязыкостью региона, полиморфизмом культуры Балкан, где не только соположены однородные явления, но и спрессованы разные ярусы существования явлений (в какой-то мере это аналогично частому у балканских художников образу сжатой земли-ежа).

В устных и письменных высказываниях "наивных" художников проявляются стереотипы культурного поведения a lá homo balcanicus:

a) легенда "мне никто не показывал, как писать картину". Здесь есть и коммерчески обусловленное стремление обозначить себя в круге примитива, но есть и характерная для Балкан идея локальной самодостаточности, самостийности таланта, жизни, мира (отграниченность Балканского полуострова);

b) важность оппозиции свой/чужой: (см. рассказ Франьо Мраза об искусстве канадских эскимосов по аналогии с югославянским примитивом);

c) эстетическая редукция как модель поведения: картина для "наивцев" больше чем искусство (впечатления И.Генералича от Парижа). Балканское сознание превращает вещь в ритуальный объект и одновременно снижает художественный объект, подчиняя его хозяйственным функциям. (Это двуединство проявилось - уже совсем на другом уровне художественного мышления и в другом культурном контексте - и у профессионала, выдающегося скульптора ХХ века К.Бранкузи, но это уже тема другого разговора.)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Эрхарт Нойберт, Для всех, но не для всего /10.04/
Революцию 1989 г. в Германии называли "протестантской": вся оппозиция была под защитой церкви. Во время революции тесная связь между церковью и оппозицией продолжала существовать. С появлением новых оппозиционных организаций отделение оппозиции от церкви совершилось.
Олег Шалимов, Отношение ранних Отцов Церкви к проблеме насилия /09.04/
Христиане совершили переворот в отношении к насилию. В учении о Боговоплощении содержалась идея абсолютной ценности человека. Любить врага немыслимо, если его личность не столь же драгоценна, уникальна в глазах Бога, как и личность оскорбленного.
Владимир Файер, Homo Balcanicus /09.04/
В конце марта прошли Шестые Балканские чтения. В числе наиболее интересных оказались доклады Ирины Седаковой "Субботние" люди на Балканах и Натальи Злыдневой Югославянский примитив как модель поведения, посвященный югославянским "наивным" художникам (в тексте имеются иллюстрации!).
Егор Отрощенко, О детях /05.04/
Детская периодика иногда кажется деструктивной - например, стихи Г.Остера. Я не против игрового начала в литературе и не хочу, чтобы повторилась ситуация, когда был запрещен Чуковский. Но у Чуковского, кроме стилевой игры, оставались вечные истины; у Остера же - вполне традиционный, грубоватый юмор, понятный взрослым, но непонятный детям.
Владимир Соколенко, Сотворение мира. День первый. О любви /27.03/
Позволю себе предположить, что любовь закономерна до легкомыслия. Легкомыслен был Даниил Хармс Блаженный. "Видит горы и леса, облака и небеса. Но не видит ничего, что под носом у него".
предыдущая в начало следующая
Наталья Злыднева
Наталья
ЗЛЫДНЕВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100