Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Sex = Idee sex
Дата публикации:  17 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Эта написанная в 1995 году статья предназначалась для книги В.Н.Некрасова и А.И.Журавлевой "Пакет", куда не вошла по техническим причинам. В ответ на нашу просьбу автор любезно разрешил опубликовать фрагменты текста.

Не за то отец сына бил, что тот врал,
а за то, что оправдывался

Да какая там экономика. Экономика экономикой, но вы, думаю, удивились бы, узнав, сколько голов, сколько умов, сколько голосов отобрала у вас ваша сексучая провокация.

...Человечество, глупое в своей хитрости, прикидывается, что правда не знает, откуда само, откуда все и откуда дети. Что-то там врет и путает, мелет насчет опыта своих небывалых, престижнейших, нечеловеческих неиспытанных чувств и ощущений - и начинает с того, чтоб ради неиспытанных предать испытываемые, ради нечеловеческих - самые человеческие, благодаря которым только оно, человечество, собственно, и не переводится все еще на свете, несмотря на все вранье и кривлянье, свою всю идеологию.

Идеоложь. Идеоложество. Сексуальная революция - идеоложество, добравшееся, наконец, и до того, на чем свет стоит, по известному старинному выражению. И эту проверку на вшивость, тест на бездарность и наглость, стадность и трусливое предательство - трусливое чисто, без внешних угроз и принуждений - прошли практически со стопроцентно положительным результатом.

Не знаю - мне не попадалось, кроме статьи Кичина - совершенно, по-моему, канувшей в никуда, без единого на нее отклика - и столь же безотзывной заметки Д.С.Лихачева в ЛГ, ничего вразумительного по этому трепещущему живо вопросу (и ведь что характерно - как раз в момент, когда по случаю любого выступления Дмитрия Сергеевича по любому вопросу у них полагалось немедленно бить во все тазы и сковородки. А тут - нет. Тихо. Смотрите-ка).

Нет, уж конечно было что-то, небось и много раз было, и с удовольствием было во всяческих "Днях" и "Завтраках" - так ведь в том-то и дело. В том-то и бедствие. В том и проигрыш.

"Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься".

Ну, не знаю. Про Господа Бога рассказывают разное: Он и суров, и справедлив, и милосерд, и всеблаг и изощрен, но не злонамерен. Но едва ли наивен. И вряд ли должен припасать еще и радости спасения хитрым эдичкам, наперед рассчитывающим на выгоды покаяния, предвкушая удовольствия прегрешения. Хитрости убогие. Всеобщее равное среднее обязательное многие ругают. Но и оно на что-то годится - во всяком случае, лишает возможности корчить из себя неграмотных - все. Приехали.

Все все знают, и все просят всех дураков не валять.

"Ибо невозможно в реку нечистоты валить, и думать, что от того вода в ней чище будет" (Щедрин о ретивом начальнике).

Ей-богу, наши хитрые эдички, сережи шолоховы, всякая пригота и нежить, разом ринувшись познавать и растолковывать публике все бездны разниц между паскудством и похабщиной - то бишь между эротикой и порнографией - кажется, и сами, забалдев, всерьез вполне на этой волне держали сексуальную революцию за что-то вроде буржуазной, демократической революции, за некоторое завоевание-установление разума наподобие системы выборов, свободы слова, парламентской демократии и вообще Прав Человека...

...Я плохой. Я погрешимый. Нарушил, нарушаю заповеди, известные всем. И большинство нарушает, если не все нарушают - только это никак не должно значить - тем хуже для заповедей. Это значит одно: да, нарушаю заповедь, как бы ни было это мне неприятно. Что хорошего: теперь мне жить с этим моим нарушением и этим моим неприятным понятием о моем нарушении. Но попробуй я так или иначе обмануть такую мою неприятность - выпячивать ее, раздувать, изничтожать или изворачивать - вот это будет хуже всего...

Человек не блоха, ко всему привыкает, как говорил Зощенко. К бесстыжести привыкает быстрей и легче, чем ко многому другому. Но, во-первых, не до конца, во вторых - не бесплатно. Да, те же сиськи по телевизору в любое время у меня, например, вызывают уже зевоту. Но, во-первых - это мои реакции, у другого они могут быть и другие.

Во-вторых, совсем я не уверен, что это хорошо. И для меня хорошо, и вообще...

Кто вам сказал, что природа человека - это только биологическая природа человека, и оскорбление всякой другой должно проходить даром? Если вы и надавите коллективом, оравой, запичкаете отравой, заставите, запихаете в глотку человеку - его не вырвет, не пронесет как-нибудь? А если и не стошнит, не вырвет немедленно, так не закидает его прыщами или чешуей чуть погодя? А если не чуть, так и не вылезет оно через какое-то время хвостом сбоку или рогом внутрь?..

...Собственно, революционерами называется тип людей, которые, рекламируя свое стремление решать проблемы других, норовят, по сути, навалить на других свои собственные.

А то не знал Лимонов Эдичка, сматываясь отсюда, что едет ни на что, на фу-фу... Кругом ему в один голос все только это и долбили. Так же Эдичка ломал комедию незнания, неведения, как и комедию разочарования по приезде на Дикий Запад. "Вините вашу пропаганду - она у вас слишком хорошо работает..." Где, когда, какая пропаганда обещала смывшимся отсюда эдичкам на Западе миллионерское житье? Да, Лимонов уезжал отсюда, имея имя как поэт - такое же примерно, какое имел здесь и еще десяток-другой непечатавшихся. Другой-третий-четвертый... Плюс две тогда - если не ошибаюсь - публикации переводов на немецкий. Что бездарней - эдичкины совокупления с нью-йоркскими неграми или эдичкины фырканья на щи с мясом по вэлферу? Не клевал эдичек жареный петух. Работала ли советская пропаганда хуже, лучше американской (та работала, а эта трудилась ударно: раз у противника за пропаганду работает простая информация...), но не уверен, чтобы всем поэтам из этих десятков гарантировались тут ежедневные щи с мясом... Не пропаганда - слишком хорошо, выходит, работали программы, работал тот самый вэлфер...

Я имел случай в упор наблюдать Эдичку Лимонова с Еленой Щаповой буквально накануне их отъезда - на такое зрелище позвал Кабаков. (С Лимоновым это была единственная личная встреча.) И зрелище было не из легких. Разговоры - о захолустности Пицунды, из которой парочка только прибыла, против Ниццы, куда сейчас отбывает с пересадкой в Париже.

Хозяин, по-моему, непрерывно хихикал внутренне. Жена Вика, человек более естественный и неплохой, осторожно пыталась внушать осторожность наводящими вопросами, хоть было ясней ясного, что поезда все ушли и самолет улетает завтра. И я тоже ловил радиоголоса - их все ловили - но ни по какому из них ничего близко похожего на такую клоунаду никогда мне не слышалось.

...Все так и вышло, как по писаному, сотню раз Лимонову сказанному. По расписанному-предначертанному унылому и бездарному графику, сценарию - когда берутся ломать комедии обольщений-разочарований, ослеплений-прозрений и прегрешений-покаяний-беснований-воцерковлений и когда заранее известно, что одно другого стоить будет заведомо. Что одно и другое - просто одно и то же, только заходя по порядку сперва с одной, потом с другой стороны. Прочитав в боковском "Ковчеге", в котором печатал Боков и меня, злосчастного "Эдичку", я написал Бокову, что об этом думаю, и обрисовал все лимоновские перспективы. И в точности. В одном ошибся - думал, пойдет расшибать лоб красоваться Эдичка по глазуновскому варианту. По церковному. Эдичка же пошел и вовсе по советскому. Велика разница.

Небось, уже забыли - а ведь Глазунов в начале карьеры в 50-е очки набирал как хунвейбин сексуальной революции - советской нашей, комсомольской, сексуальной революции - первой и самой, пожалуй, оглушительной, поскольку... дело не в абсолютной величине завоеваний революции, а в сравнительной, удивительной; и первые сантиметры пути впечатляют больше завершающих, когда уже и сантиметров не остается. Набирал и впечатлял, обгоняя Евтушенко-Вознесенских удивительной и совершенно сенсационной картинкой "Утро". Небольшой, па(о)стельной, изображавшей в розовеньком цвете такую же модельку на утренней постельке голую, но по пояс. Ни-ни-ни ничего подобного советская публика на вернисажах к тому времени уже лет 30 не видывала. И публика оглушалась.

И ослеплялась. И захлебывался, заходился в похвалах молодому-прогрессивному художнику кто-то вроде Рассадина, такой же молодой-прогрессивный в "Литературке" - со всей смелостью-прогрессивностью сопоставляя Глазунова с Рубенсом, Джорджоне: "...А классические Венеры и Данаи продолжали покоиться на ложе любви..." Действительно. Вообще любимейший же был спорт, родной жаргон: обличать ханжество и лицемерие. Отличавшаяся актуальным сексуальным свободомыслием и вольным поведением героиня явилась даже в романе Кочетова - Юлия, не то Клавдия. Вплотную встал вопрос о нашем советском социалистическом сексе. И что вы думаете - таки да, разрешался. В рабочем порядке. Колхозном - тоже.

Вот, оно, оказывается, в чем было основное несчастье советской власти и ее же очередные задачи - в приличности, по-старинному выражаясь. А задачи - чтоб теперь, значит, с ней, приличностью, и побороться. Во главе движения встали свеженькие силы из цекавелекесеме, и можно признать: с точки зрения поддать пены и работенки своим прогрессивным рассадиным, вообще сбить с толку и с цели, затеяно было не так глупо - как провокация. О двух концах обоюдоострая - как всегда. С одной стороны - развлекала, привлекала и, главное, отвлекала, с другой - взводила пружинку, и тоже нашу: комсомол, понимаете, или в комсомоле буржуазные веяния, которые ведь, если что, и придушить приятно? И полезно.

Девочки
в бюстгальтерах
Мальчики
без галстуков -
В бой!
ой
ой
ой
ой

Ты говорила шепотом:

Считайте меня
Коммунистом!

Ужасно старались отрабатывать и зарабатывать свой паек популярности евтушенки-вознесенские. Вознесенский же был единственный - единственный на десятки лет автор, кому партия доверила писать (печатать) без знаков препинания. Зря, что ли? Смеетесь... Совершенно новаторская по форме-содержанию рифма

неприличности
расстегнутые лифчики

одним движением распахивала перед бедным советским читателем мир передового комсомольского коллективного интимчика - тошнотворный что тогда, что сейчас... Журнал "Юность", другие органы живо наладили производство комсомольской литературы, где кульминацией служил разговор своего парня с не нашим человеком: - Чего? ЭТОГО? Это - пожалуйста. Но святого не трожь, понял? Революцию не трожь. "Советского секса не было"? Ну. Зачем уж так: был. Был как миленький. Молоденький, прогрессивненький...

Да, конечно, я сейчас не в том уже возрасте, чтобы мне выступать по этому предмету. Не в актуальном. В идеале секс-революция вообще ведь диктатура того, у кого яйца свежей. Но такой диктатуры нет и в обезьяньем стаде, не то и стаду не поздоровится. И неудивительно, что нет: стадо - нет, настоящее обезьянье стадо - оно же неграмотное... А лет с 25 назад я успел высказаться по данному вопросу.

Понял ты
... ты понял

...
понял

Но и ...-то свой
ты понял
не так

Ты
хуебин
великой
мировой
сик-сик-сик-сик-
свальной - *

Хуебин
ну и иди
на ...

* Вы имеете в виду
" -РЬГЬРЬГЬЭВОЛЮЦИИ"?..

Имейте
в виду

В нескольких экземплярах "37" это было напечатано. В остальных все-таки решили - не стоит.

...Начать хоть со слова секс. Было слово где-то в науке, а в обиходе слово новое. Употребительно стало на нашей памяти - ну, мы тут отстали, за занавесом, - значит, там слово "секс" в ход так пошло поколения на два, на три раньше - где-то при Честертоне. И если это слово и вправду обозначает то, что якобы обозначает - то, на чем свет стоит, из-за чего человечество не переводится - тогда ничего непонятно.

Человечеству же не три поколения отроду. Как же так слова для собственной своей основы у него не было раньше?

Слова-то были, и не одно. Были все слова, какие надо, а когда явилось лишнее - явилось оно не для "секса", который был всегда, а для идеи секса - идеи секс, - которая явилась вместе со словом.

Слово "секс" обозначает само себя...

Обозначает комедию. Комедию "науки", комедию идеологии... По-моему, даже Маркс честней Фрейда как ученый - Маркс пытался строить "научные" утопии насчет будущего человечества, доктрину для диктатуры, он доктринер, но еще не сам диктатор - а Фрейд здесь вот, сам уставясь человеку в глаза, диктует-внушает этому человеку про него самого, что только взбредет Фрейду в голову. Не про будущее, а про настоящее. И называет это наукой...

Как бы лирика, только в точности наизнанку, вроде сатанинской мессы. Ну что вы давите мне на мозги в самом-то деле вашей пропагандой, мне же рассказываете, как вот это меня же успокаивает и разряжает - согласно вашей науке?..

И после такого успешного испытания по существу на вывих мозгов, подлость и предательство интимнейших сторон собственной своей натуры, такой подмены, извращения самого ядра человеческого нутра, с человеком дальше "наука" и шарлатанство, пропаганда, идеология делают уже что угодно: преобразуют природу человека...

"Дети мои, душа человеческая уже пять тысяч лет одна и та же" - сказано тому назад полторы тысячи лет... От свободы "освободить" можно. От жизни. Но никто не сможет освободить человека от унижающей его химеры, которая называется совестью - чья такая фразочка, помните? - пока человек сам не пожелает от своей совести освободиться...

И не видно, чем объяснить тишину. Почему корчатся и блюют так по-тихому... Прорываются иногда только какие-то вопли домохозяек, к которым с удовольствием демонстрируется соответственное отношение. Не видно этому объяснения, кроме инстинкта, который называется инстинктом самоуничтожения. Если внятный отпор наглому напору идеологии бесстыжести человек сейчас видит практически только в церкви - или в секте - он и пойдет в церковь. Да еще в какую... Этого хотите? Это и получите...

...Я слышал об успехах современного естествознания в мире духов, далеко-далеко продвинувшегося со времен Менделеева... человечество с прозрачной границей между жизнью и смертью - если такое грядет - это, наверное, совсем другое человечество с иным душевным устройством, иной душой... Такое неведомое человечество - просто не мое дело. И вряд ли еще ваше. А наше, а мое - вот это. И вот эта душа, какая она. А она такая, по-моему. Пока еще тут все так вот: в единстве, но по отдельности - вот тело, вот душа.

...И пока тут не может быть досконального знания, тут знание какое-то другое. И пока мы не инкубаторские, не из пробирки все как один и в чистом виде, не рассказывайте нам про науку, добившуюся здесь наконец полной ясности, не толкуйте о разоблаченной любви... Не надо, что прабабушки здесь чего-то не знали... А вот у нас серьезный шанс крупно в чем-то и ошибиться, спутав случаи: случай знания и случай тайны. Это у государства нет и не должно быть тайн от человека - у государства, у банка, у организации. Все должно быть прозрачно. И известно по возможности досконально. А человек без тайн не живет. Не бывает. Человек = душа+тело... У тела нет тайн - есть секреты. Секрет открыть можно. А душа - пока сама тайна...

И если мы после семи десятков - если не шести сотен лет - разобрались-таки, наконец, в чем-то, разоблачив... случай гостайны, государственного интима - это никак не должно значить, что... со всеми случаями веры, упования и т.п. разделались мы навсегда. А просто тут у нас получалась путаница, просто государство - не предмет для наших глубоких вер, упований и тайных трепетов...

Но покуда человек живет и умирает, от веры-надежды в разных видах человеку никуда не деться... От опять же веры-надежды-любви... И выделять из любви этот самый секс как чисто ли техническую сторону продолжения жизни или, наоборот, желая от этой семейно-репродуктивной обязаловки целиком наконец эмансипироваться идеологически - одна из самых бездарных и убогих потуг преобразования природы... Затея очевидно дурацкая в эпоху экологического бума...

...Либо то, что называется у нас любовь, не имеет отношения к жизни-смерти - тогда из этого можно извлечь и секс, и мало ли какую механику со скуки, и механикой забавляться - только скуку в итоге вряд ли обманешь...

Либо имеет. Имеет отношение к жизни-смерти, страху, вере, надежде, и самое прямое отношение из всех человеческих страстей: опять же по определению - так природа захотела. Разоблачать-раскрывать-рассекречивать в тайне жизни-смерти, тайне души нечего - можно только сфальшивить. Провраться. Оскорбить. А вот оскорблять, простите меня, не положено.

Не положено идти по улице и орать во всю глотку - может, встречному и все равно, а может, и неприятно. Мало ли - голова болит. Может, воплем ты ему помешал сообразить, вспомнить что-то. Не принято нахрапом вторгаться в мир другого человека, и потому этот юридический казус - молчащий мешает орущему, орущий мешает молчащему - решается элементарно в пользу молчащего, который мешает только орать - если протестует, а орущий мешает чему бы то ни было, кроме одного - слушать его орание. Презумпция тишины естественна.

...Бедный человеческий подвал, да, фундамент существа, самый основополагающий и исконный, тем не менее, бунтует, когда крыша, поехавши, желает выпереть теперь именно его на место чердака или бельэтажа. "Пусть фундамент - основа, но я не живу в фундаменте", - говаривал Леонид Ефимович Пинский...

Что хуже - что сексуальная или что революция?.. Допустим, 95% смысла приличий в условностях, но условностями человек и живет после того, как приобрел разум. Условности не нужны собаке (и то с большими оговорками), но у собаки нет и человеческого сознания, а для человека, попробуй он убрать и вправду условности, окончательно безусловной останется, пожалуй, одна смерть. Что на самом деле его не соблазняет. Если даже стыд и условен, из этого никак не следует, что стыд не реален для человеческого существа...

Никакого коммунистического счастья-благополучия реально Октябрьская революция не принесла, как ни старалась его симулировать. "Серп и молот = война и голод" - сказано было в 18-м году раз и навеки. Но предположим, какое-то бы благополучие она принесла. Какое-то. Чего бы стоило благополучие, во имя которого надо идти на массовые убийства, на преступления?..

Благополучие было болтовней, болтовней и осталось... Реальностью остались убийства и преступления ради этого обмана будущим якобы благополучием.

На то она и революция. И не надо говорить о каких-то якобы достижениях и результатах революции сексуальной, что результаты ее реальны, а те самые навыки приличий, смятые ради этих результатов, дескать условны, эфемерны и уже забыты, уже все равно в прошлом. Насчет реальности результатов бабушка надвое сказала, а вот насчет реальности жертв - все равно давно в прошлом и жертвы революции Октябрьской - но далеко не все равно для настоящего и будущего, каким именно образом отошли они у нас в прошлое.

"Только недостаточной культурой населения можно объяснить, что в редакции еще не выбиты все стекла." Ильф, "Записные книжки".

В октябре 93 весь этаж, вся лента стекол "Московского Комсомольца" оказались разбиты-выбиты. Никто не пострадал.

В октябре 93 мы с Аней исправно явились к Моссовету, потолкались и прошлись организованным шествием вокруг стен Китай-города традиционно на Красную площадь. Там было темно и непонятно. Пошли опять к Моссовету. Там было светло и уже весело - "Останкино отбили!.." Время был почти час, дернули на метро и еле успели. Из автомата же не стрелял в жизни.

Но я себе представляю. Тот же я, но не совсем - пьяный, что ли... Но я, себя помнящий. В общем, вот он я, вот он, "Московский Поросенок" - и вот он у меня автомат. Почему-то. Лучше бы, конечно, не такой, который дырявит, а с гарантией стекло высадит - пластиковой или резиновой чушкой. Но у нас таких вроде нет.

Народу - никого. Всем не до того, и тоже с гарантией - не до меня и не до Поросенка.

И с каким же я своим полным удовольствием не оставил бы ни одного стеклышка ни в одном переплете - аккуратненько, сколько бы хватило зарядов.

...Хоть за спецсексэкспресссервис рекламу и объявления. Справочки, телефончики. Да не какие-нибудь, а с музыкой - и там уже за много чего - за один за материальчик воспитательного характера - и того же, кажется, 93 года - а, может, 92-го.

Типа "ответы нашим читателям" - в таком примерно роде. Отвечает московская комсомолка - видимо, из заслуженных. И по крайней мере еще в 1949 году в уборной мужской вполне средней школы Свердловского района столицы начертан был исчерпывающий смысл ответа:

"Искореняй невинность как безграмотность".

От редакции.
Нам показалось интересным сравнить то, что написано в статье Вс.Некрасова об Э.Лимонове с тем, что пишется об этом герое сейчас. Одна из последних "творческих командировок" Эдуарда Лимонова закончилась в тюрьме: сайт НБП, НТВ.ru, СМИ.ru, Газета.ru.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Соколянский, Вижу вариант-2 /17.04/
Какой безбожный гад превратил Великую Субботу в день телевизионной нервотрепки? Расклад понятен: народ едет на кладбища, святит куличи, гуляет, на митинги не пойдет. В понедельник газеты почти не выходят, а за три дня можно прибрать к рукам не только телестудию, но телеграф, зоопарк и даже Центральный рынок. Ох ты, умник, боком тебе выйдут оставшиеся проценты!
Елена Голубева, Свобода приходит нагая /16.04/
Многие учебники английского вроде избавляют учеников от каких бы то ни было усилий; иной раз ключи печатаются на одной странице с упражнениями. Счастливый оболтус спишет и пойдет гонять монстров на компьютере. Когда человек доказывает себе, что ему "не слабо", он начинает чувствовать себя увереннее. Учебники с ключами не предоставляют ему такой возможности.
Моя филологическая жизнь /13.04/
Профессор филфака МГУ Валентин Хализев: Представьте себе монолог: "Достоевский позволил себе оскорбительные слова по адресу людей других национальностей. Поэтому у меня нет желания его читать". Как бы Вы отнеслись к человеку, который из высоконравственных побуждений отказался бы читать "Братьев Карамазовых"? (отзывы)
Владимир Соколенко, Сны одинокого Джедая в День Коcмонавтики /12.04/
Тридцатилетняя годовщина гибели "Союза-11" - первого экипажа, который страна увидела на предполетной пресс-конференции. Второе издание Империи не состоялось.
Максим Кронгауз, Мы говорим на разных языках /20.04/
"Говорить по-русски" значит не только "правильно", но и с удовольствием, а сленг эмоциональнее литературного языка. Не наезжай! Не грузи! Не гони! Наш предок из 70-х не понял бы ничего. Владимир Беликов. Сколько норм в русском языке? Не меньше двух - московская и питерская. Причем толковые словари составляются именно в Питере.
предыдущая в начало следующая
Всеволод Некрасов
Всеволод
НЕКРАСОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100