|
||
/ Вне рубрик / < Вы здесь |
Sex = Idee sex Дата публикации: 17 Апреля 2001 получить по E-mail версия для печати Эта написанная в 1995 году статья предназначалась для книги В.Н.Некрасова и А.И.Журавлевой "Пакет", куда не вошла по техническим причинам. В ответ на нашу просьбу автор любезно разрешил опубликовать фрагменты текста. Не за то отец сына бил, что тот врал, Да какая там экономика. Экономика экономикой, но вы, думаю, удивились бы, узнав, сколько голов, сколько умов, сколько голосов отобрала у вас ваша сексучая провокация. ...Человечество, глупое в своей хитрости, прикидывается, что правда не знает, откуда само, откуда все и откуда дети. Что-то там врет и путает, мелет насчет опыта своих небывалых, престижнейших, нечеловеческих неиспытанных чувств и ощущений - и начинает с того, чтоб ради неиспытанных предать испытываемые, ради нечеловеческих - самые человеческие, благодаря которым только оно, человечество, собственно, и не переводится все еще на свете, несмотря на все вранье и кривлянье, свою всю идеологию. Идеоложь. Идеоложество. Сексуальная революция - идеоложество, добравшееся, наконец, и до того, на чем свет стоит, по известному старинному выражению. И эту проверку на вшивость, тест на бездарность и наглость, стадность и трусливое предательство - трусливое чисто, без внешних угроз и принуждений - прошли практически со стопроцентно положительным результатом. Не знаю - мне не попадалось, кроме статьи Кичина - совершенно, по-моему, канувшей в никуда, без единого на нее отклика - и столь же безотзывной заметки Д.С.Лихачева в ЛГ, ничего вразумительного по этому трепещущему живо вопросу (и ведь что характерно - как раз в момент, когда по случаю любого выступления Дмитрия Сергеевича по любому вопросу у них полагалось немедленно бить во все тазы и сковородки. А тут - нет. Тихо. Смотрите-ка). Нет, уж конечно было что-то, небось и много раз было, и с удовольствием было во всяческих "Днях" и "Завтраках" - так ведь в том-то и дело. В том-то и бедствие. В том и проигрыш. "Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься". Ну, не знаю. Про Господа Бога рассказывают разное: Он и суров, и справедлив, и милосерд, и всеблаг и изощрен, но не злонамерен. Но едва ли наивен. И вряд ли должен припасать еще и радости спасения хитрым эдичкам, наперед рассчитывающим на выгоды покаяния, предвкушая удовольствия прегрешения. Хитрости убогие. Всеобщее равное среднее обязательное многие ругают. Но и оно на что-то годится - во всяком случае, лишает возможности корчить из себя неграмотных - все. Приехали. Все все знают, и все просят всех дураков не валять. "Ибо невозможно в реку нечистоты валить, и думать, что от того вода в ней чище будет" (Щедрин о ретивом начальнике). Ей-богу, наши хитрые эдички, сережи шолоховы, всякая пригота и нежить, разом ринувшись познавать и растолковывать публике все бездны разниц между паскудством и похабщиной - то бишь между эротикой и порнографией - кажется, и сами, забалдев, всерьез вполне на этой волне держали сексуальную революцию за что-то вроде буржуазной, демократической революции, за некоторое завоевание-установление разума наподобие системы выборов, свободы слова, парламентской демократии и вообще Прав Человека... ...Я плохой. Я погрешимый. Нарушил, нарушаю заповеди, известные всем. И большинство нарушает, если не все нарушают - только это никак не должно значить - тем хуже для заповедей. Это значит одно: да, нарушаю заповедь, как бы ни было это мне неприятно. Что хорошего: теперь мне жить с этим моим нарушением и этим моим неприятным понятием о моем нарушении. Но попробуй я так или иначе обмануть такую мою неприятность - выпячивать ее, раздувать, изничтожать или изворачивать - вот это будет хуже всего... Человек не блоха, ко всему привыкает, как говорил Зощенко. К бесстыжести привыкает быстрей и легче, чем ко многому другому. Но, во-первых, не до конца, во вторых - не бесплатно. Да, те же сиськи по телевизору в любое время у меня, например, вызывают уже зевоту. Но, во-первых - это мои реакции, у другого они могут быть и другие. Во-вторых, совсем я не уверен, что это хорошо. И для меня хорошо, и вообще... Кто вам сказал, что природа человека - это только биологическая природа человека, и оскорбление всякой другой должно проходить даром? Если вы и надавите коллективом, оравой, запичкаете отравой, заставите, запихаете в глотку человеку - его не вырвет, не пронесет как-нибудь? А если и не стошнит, не вырвет немедленно, так не закидает его прыщами или чешуей чуть погодя? А если не чуть, так и не вылезет оно через какое-то время хвостом сбоку или рогом внутрь?.. ...Собственно, революционерами называется тип людей, которые, рекламируя свое стремление решать проблемы других, норовят, по сути, навалить на других свои собственные. А то не знал Лимонов Эдичка, сматываясь отсюда, что едет ни на что, на фу-фу... Кругом ему в один голос все только это и долбили. Так же Эдичка ломал комедию незнания, неведения, как и комедию разочарования по приезде на Дикий Запад. "Вините вашу пропаганду - она у вас слишком хорошо работает..." Где, когда, какая пропаганда обещала смывшимся отсюда эдичкам на Западе миллионерское житье? Да, Лимонов уезжал отсюда, имея имя как поэт - такое же примерно, какое имел здесь и еще десяток-другой непечатавшихся. Другой-третий-четвертый... Плюс две тогда - если не ошибаюсь - публикации переводов на немецкий. Что бездарней - эдичкины совокупления с нью-йоркскими неграми или эдичкины фырканья на щи с мясом по вэлферу? Не клевал эдичек жареный петух. Работала ли советская пропаганда хуже, лучше американской (та работала, а эта трудилась ударно: раз у противника за пропаганду работает простая информация...), но не уверен, чтобы всем поэтам из этих десятков гарантировались тут ежедневные щи с мясом... Не пропаганда - слишком хорошо, выходит, работали программы, работал тот самый вэлфер... Я имел случай в упор наблюдать Эдичку Лимонова с Еленой Щаповой буквально накануне их отъезда - на такое зрелище позвал Кабаков. (С Лимоновым это была единственная личная встреча.) И зрелище было не из легких. Разговоры - о захолустности Пицунды, из которой парочка только прибыла, против Ниццы, куда сейчас отбывает с пересадкой в Париже. Хозяин, по-моему, непрерывно хихикал внутренне. Жена Вика, человек более естественный и неплохой, осторожно пыталась внушать осторожность наводящими вопросами, хоть было ясней ясного, что поезда все ушли и самолет улетает завтра. И я тоже ловил радиоголоса - их все ловили - но ни по какому из них ничего близко похожего на такую клоунаду никогда мне не слышалось. ...Все так и вышло, как по писаному, сотню раз Лимонову сказанному. По расписанному-предначертанному унылому и бездарному графику, сценарию - когда берутся ломать комедии обольщений-разочарований, ослеплений-прозрений и прегрешений-покаяний-беснований-воцерковлений и когда заранее известно, что одно другого стоить будет заведомо. Что одно и другое - просто одно и то же, только заходя по порядку сперва с одной, потом с другой стороны. Прочитав в боковском "Ковчеге", в котором печатал Боков и меня, злосчастного "Эдичку", я написал Бокову, что об этом думаю, и обрисовал все лимоновские перспективы. И в точности. В одном ошибся - думал, пойдет расшибать лоб красоваться Эдичка по глазуновскому варианту. По церковному. Эдичка же пошел и вовсе по советскому. Велика разница. Небось, уже забыли - а ведь Глазунов в начале карьеры в 50-е очки набирал как хунвейбин сексуальной революции - советской нашей, комсомольской, сексуальной революции - первой и самой, пожалуй, оглушительной, поскольку... дело не в абсолютной величине завоеваний революции, а в сравнительной, удивительной; и первые сантиметры пути впечатляют больше завершающих, когда уже и сантиметров не остается. Набирал и впечатлял, обгоняя Евтушенко-Вознесенских удивительной и совершенно сенсационной картинкой "Утро". Небольшой, па(о)стельной, изображавшей в розовеньком цвете такую же модельку на утренней постельке голую, но по пояс. Ни-ни-ни ничего подобного советская публика на вернисажах к тому времени уже лет 30 не видывала. И публика оглушалась. И ослеплялась. И захлебывался, заходился в похвалах молодому-прогрессивному художнику кто-то вроде Рассадина, такой же молодой-прогрессивный в "Литературке" - со всей смелостью-прогрессивностью сопоставляя Глазунова с Рубенсом, Джорджоне: "...А классические Венеры и Данаи продолжали покоиться на ложе любви..." Действительно. Вообще любимейший же был спорт, родной жаргон: обличать ханжество и лицемерие. Отличавшаяся актуальным сексуальным свободомыслием и вольным поведением героиня явилась даже в романе Кочетова - Юлия, не то Клавдия. Вплотную встал вопрос о нашем советском социалистическом сексе. И что вы думаете - таки да, разрешался. В рабочем порядке. Колхозном - тоже. Вот, оно, оказывается, в чем было основное несчастье советской власти и ее же очередные задачи - в приличности, по-старинному выражаясь. А задачи - чтоб теперь, значит, с ней, приличностью, и побороться. Во главе движения встали свеженькие силы из цекавелекесеме, и можно признать: с точки зрения поддать пены и работенки своим прогрессивным рассадиным, вообще сбить с толку и с цели, затеяно было не так глупо - как провокация. О двух концах обоюдоострая - как всегда. С одной стороны - развлекала, привлекала и, главное, отвлекала, с другой - взводила пружинку, и тоже нашу: комсомол, понимаете, или в комсомоле буржуазные веяния, которые ведь, если что, и придушить приятно? И полезно. Девочки Ты говорила шепотом: Считайте меня Ужасно старались отрабатывать и зарабатывать свой паек популярности евтушенки-вознесенские. Вознесенский же был единственный - единственный на десятки лет автор, кому партия доверила писать (печатать) без знаков препинания. Зря, что ли? Смеетесь... Совершенно новаторская по форме-содержанию рифма неприличности одним движением распахивала перед бедным советским читателем мир передового комсомольского коллективного интимчика - тошнотворный что тогда, что сейчас... Журнал "Юность", другие органы живо наладили производство комсомольской литературы, где кульминацией служил разговор своего парня с не нашим человеком: - Чего? ЭТОГО? Это - пожалуйста. Но святого не трожь, понял? Революцию не трожь. "Советского секса не было"? Ну. Зачем уж так: был. Был как миленький. Молоденький, прогрессивненький... Да, конечно, я сейчас не в том уже возрасте, чтобы мне выступать по этому предмету. Не в актуальном. В идеале секс-революция вообще ведь диктатура того, у кого яйца свежей. Но такой диктатуры нет и в обезьяньем стаде, не то и стаду не поздоровится. И неудивительно, что нет: стадо - нет, настоящее обезьянье стадо - оно же неграмотное... А лет с 25 назад я успел высказаться по данному вопросу. Понял ты ... Но и ...-то свой Ты Хуебин * Вы имеете в виду Имейте В нескольких экземплярах "37" это было напечатано. В остальных все-таки решили - не стоит. ...Начать хоть со слова секс. Было слово где-то в науке, а в обиходе слово новое. Употребительно стало на нашей памяти - ну, мы тут отстали, за занавесом, - значит, там слово "секс" в ход так пошло поколения на два, на три раньше - где-то при Честертоне. И если это слово и вправду обозначает то, что якобы обозначает - то, на чем свет стоит, из-за чего человечество не переводится - тогда ничего непонятно. Человечеству же не три поколения отроду. Как же так слова для собственной своей основы у него не было раньше? Слова-то были, и не одно. Были все слова, какие надо, а когда явилось лишнее - явилось оно не для "секса", который был всегда, а для идеи секса - идеи секс, - которая явилась вместе со словом. Слово "секс" обозначает само себя... Обозначает комедию. Комедию "науки", комедию идеологии... По-моему, даже Маркс честней Фрейда как ученый - Маркс пытался строить "научные" утопии насчет будущего человечества, доктрину для диктатуры, он доктринер, но еще не сам диктатор - а Фрейд здесь вот, сам уставясь человеку в глаза, диктует-внушает этому человеку про него самого, что только взбредет Фрейду в голову. Не про будущее, а про настоящее. И называет это наукой... Как бы лирика, только в точности наизнанку, вроде сатанинской мессы. Ну что вы давите мне на мозги в самом-то деле вашей пропагандой, мне же рассказываете, как вот это меня же успокаивает и разряжает - согласно вашей науке?.. И после такого успешного испытания по существу на вывих мозгов, подлость и предательство интимнейших сторон собственной своей натуры, такой подмены, извращения самого ядра человеческого нутра, с человеком дальше "наука" и шарлатанство, пропаганда, идеология делают уже что угодно: преобразуют природу человека... "Дети мои, душа человеческая уже пять тысяч лет одна и та же" - сказано тому назад полторы тысячи лет... От свободы "освободить" можно. От жизни. Но никто не сможет освободить человека от унижающей его химеры, которая называется совестью - чья такая фразочка, помните? - пока человек сам не пожелает от своей совести освободиться... И не видно, чем объяснить тишину. Почему корчатся и блюют так по-тихому... Прорываются иногда только какие-то вопли домохозяек, к которым с удовольствием демонстрируется соответственное отношение. Не видно этому объяснения, кроме инстинкта, который называется инстинктом самоуничтожения. Если внятный отпор наглому напору идеологии бесстыжести человек сейчас видит практически только в церкви - или в секте - он и пойдет в церковь. Да еще в какую... Этого хотите? Это и получите... ...Я слышал об успехах современного естествознания в мире духов, далеко-далеко продвинувшегося со времен Менделеева... человечество с прозрачной границей между жизнью и смертью - если такое грядет - это, наверное, совсем другое человечество с иным душевным устройством, иной душой... Такое неведомое человечество - просто не мое дело. И вряд ли еще ваше. А наше, а мое - вот это. И вот эта душа, какая она. А она такая, по-моему. Пока еще тут все так вот: в единстве, но по отдельности - вот тело, вот душа. ...И пока тут не может быть досконального знания, тут знание какое-то другое. И пока мы не инкубаторские, не из пробирки все как один и в чистом виде, не рассказывайте нам про науку, добившуюся здесь наконец полной ясности, не толкуйте о разоблаченной любви... Не надо, что прабабушки здесь чего-то не знали... А вот у нас серьезный шанс крупно в чем-то и ошибиться, спутав случаи: случай знания и случай тайны. Это у государства нет и не должно быть тайн от человека - у государства, у банка, у организации. Все должно быть прозрачно. И известно по возможности досконально. А человек без тайн не живет. Не бывает. Человек = душа+тело... У тела нет тайн - есть секреты. Секрет открыть можно. А душа - пока сама тайна... И если мы после семи десятков - если не шести сотен лет - разобрались-таки, наконец, в чем-то, разоблачив... случай гостайны, государственного интима - это никак не должно значить, что... со всеми случаями веры, упования и т.п. разделались мы навсегда. А просто тут у нас получалась путаница, просто государство - не предмет для наших глубоких вер, упований и тайных трепетов... Но покуда человек живет и умирает, от веры-надежды в разных видах человеку никуда не деться... От опять же веры-надежды-любви... И выделять из любви этот самый секс как чисто ли техническую сторону продолжения жизни или, наоборот, желая от этой семейно-репродуктивной обязаловки целиком наконец эмансипироваться идеологически - одна из самых бездарных и убогих потуг преобразования природы... Затея очевидно дурацкая в эпоху экологического бума... ...Либо то, что называется у нас любовь, не имеет отношения к жизни-смерти - тогда из этого можно извлечь и секс, и мало ли какую механику со скуки, и механикой забавляться - только скуку в итоге вряд ли обманешь... Либо имеет. Имеет отношение к жизни-смерти, страху, вере, надежде, и самое прямое отношение из всех человеческих страстей: опять же по определению - так природа захотела. Разоблачать-раскрывать-рассекречивать в тайне жизни-смерти, тайне души нечего - можно только сфальшивить. Провраться. Оскорбить. А вот оскорблять, простите меня, не положено. Не положено идти по улице и орать во всю глотку - может, встречному и все равно, а может, и неприятно. Мало ли - голова болит. Может, воплем ты ему помешал сообразить, вспомнить что-то. Не принято нахрапом вторгаться в мир другого человека, и потому этот юридический казус - молчащий мешает орущему, орущий мешает молчащему - решается элементарно в пользу молчащего, который мешает только орать - если протестует, а орущий мешает чему бы то ни было, кроме одного - слушать его орание. Презумпция тишины естественна. ...Бедный человеческий подвал, да, фундамент существа, самый основополагающий и исконный, тем не менее, бунтует, когда крыша, поехавши, желает выпереть теперь именно его на место чердака или бельэтажа. "Пусть фундамент - основа, но я не живу в фундаменте", - говаривал Леонид Ефимович Пинский... Что хуже - что сексуальная или что революция?.. Допустим, 95% смысла приличий в условностях, но условностями человек и живет после того, как приобрел разум. Условности не нужны собаке (и то с большими оговорками), но у собаки нет и человеческого сознания, а для человека, попробуй он убрать и вправду условности, окончательно безусловной останется, пожалуй, одна смерть. Что на самом деле его не соблазняет. Если даже стыд и условен, из этого никак не следует, что стыд не реален для человеческого существа... Никакого коммунистического счастья-благополучия реально Октябрьская революция не принесла, как ни старалась его симулировать. "Серп и молот = война и голод" - сказано было в 18-м году раз и навеки. Но предположим, какое-то бы благополучие она принесла. Какое-то. Чего бы стоило благополучие, во имя которого надо идти на массовые убийства, на преступления?.. Благополучие было болтовней, болтовней и осталось... Реальностью остались убийства и преступления ради этого обмана будущим якобы благополучием. На то она и революция. И не надо говорить о каких-то якобы достижениях и результатах революции сексуальной, что результаты ее реальны, а те самые навыки приличий, смятые ради этих результатов, дескать условны, эфемерны и уже забыты, уже все равно в прошлом. Насчет реальности результатов бабушка надвое сказала, а вот насчет реальности жертв - все равно давно в прошлом и жертвы революции Октябрьской - но далеко не все равно для настоящего и будущего, каким именно образом отошли они у нас в прошлое. "Только недостаточной культурой населения можно объяснить, что в редакции еще не выбиты все стекла." Ильф, "Записные книжки". В октябре 93 весь этаж, вся лента стекол "Московского Комсомольца" оказались разбиты-выбиты. Никто не пострадал. В октябре 93 мы с Аней исправно явились к Моссовету, потолкались и прошлись организованным шествием вокруг стен Китай-города традиционно на Красную площадь. Там было темно и непонятно. Пошли опять к Моссовету. Там было светло и уже весело - "Останкино отбили!.." Время был почти час, дернули на метро и еле успели. Из автомата же не стрелял в жизни. Но я себе представляю. Тот же я, но не совсем - пьяный, что ли... Но я, себя помнящий. В общем, вот он я, вот он, "Московский Поросенок" - и вот он у меня автомат. Почему-то. Лучше бы, конечно, не такой, который дырявит, а с гарантией стекло высадит - пластиковой или резиновой чушкой. Но у нас таких вроде нет. Народу - никого. Всем не до того, и тоже с гарантией - не до меня и не до Поросенка. И с каким же я своим полным удовольствием не оставил бы ни одного стеклышка ни в одном переплете - аккуратненько, сколько бы хватило зарядов. ...Хоть за спецсексэкспресссервис рекламу и объявления. Справочки, телефончики. Да не какие-нибудь, а с музыкой - и там уже за много чего - за один за материальчик воспитательного характера - и того же, кажется, 93 года - а, может, 92-го. Типа "ответы нашим читателям" - в таком примерно роде. Отвечает московская комсомолка - видимо, из заслуженных. И по крайней мере еще в 1949 году в уборной мужской вполне средней школы Свердловского района столицы начертан был исчерпывающий смысл ответа: "Искореняй невинность как безграмотность". От редакции. поставить закладку написать отзыв
|
URL |
|
||