Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Как устроен социальный организм?
Дата публикации:  23 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В круге чтения всплывают сочинения об "интеллигенции" и ее ангельской/демонической [нужное подчеркнуть] роли в истории России. "Интеллигенция" в кавычках, потому что каждый понимает под этим словом нечто свое, заветное. Такое заветное, что о нем невозможно договориться не только с другими, но и с самим собой. Дискуссия без определения предмета, хуже того - с подменой определения эмоционально окрашенными ярлыками, неизбежно превращается в клоунскую перебранку.

- Я люблю интеллигенцию за уважение к личности. А ты, Бим?

- Ха-ха-ха! Ты дурак, Бом. Никакое она не уважение, а медельинский картель. Кухня и кровать. Частные индивидуально-коллективные вегетативные жизненные проявления 1.

Тот, для кого интеллигенция - "духовное состояние", определяемое "уважением к личности" 2, по-человечески симпатичнее. А интеллигент, который поливает родную интеллигенцию грязью, слишком похож на генерала Калугина, разоблачающего КГБ. Но в научном отношении панегирик и пасквиль одинаково бесплодны.

Между прочим, лет 7 тому назад автор этих строк рассмотрел в историческом развитии основные представления о том, что есть наша "интеллигенция", и попытался вывести из них нечто непротиворечивое и свободное от субъективизма 3. Получилось довольно простое определение. И оно не расходится с западным ["intellectuals"]. Мистического в наших образованных специалистах не больше, чем в английских или японских.

Читая статью по биологии [или, например, включив в воскресенье, 14.20, программу Ивана Затевахина], вы понимаете, о чем речь. Биологи имеют разные мнения об эволюции ластоногих, но если они говорят "тюлень", значит имеется в виду все-таки тюлень, а не олень и не сколопендра.

Статья из жизни вида homo sapiens может называться, к примеру, "PR в мифах". И начнется она с заявления: "этот вид бизнеса слишком экзотичен для страны, где долгое время единственной формой работы с общественным мнением была пропаганда" 4. А в чем, собственно, разница? В том, что раньше пропагандисты продавались олигархии как корпорации и сразу на длительный срок, а теперь работники "PR" продаются отдельным олигархам в мелкую розницу? Допускаю, что есть еще какие-то различия, но они никак не обозначены ни в самой статье, ни в жизни россиян, которые тоже иногда читают газеты, смотрят телевизор и справедливо полагают, что "пиарщик" отличается от пропагандиста так же принципиально, как "киллер" от убийцы, а "гей" от педераста 5.

Вместо разговора по существу - игра в пустые слова. "PR в мифах".

Но может быть, занимаясь общественными науками, а не строгим естествознанием, мы просто обречены барахтаться в интеллектуальном лягушатнике?

Возьмем хороший учебник истории. Например, "Историю России..." Леонида Кацвы и Андрея Юрганова. Открываю первый том примерно посередине и попадаю в Великий Новгород. Как о нем рассказывается? Сначала - происхождение города, его географическое положение и связанные с природными условиями занятия новгородского населения. Потом - характеристики основных социальных групп. Мы узнаем, что "ремесленники составляли большую часть так называемого "черного" населения" и "жили они в основном в боярских усадьбах и работали на их владельцев", которые как раз "находились на самом верху новгородского общества". Авторы учебника в один коротенький абзац уместили внятное определение [кто такие бояре?], научные данные о том, как возникла в Новгороде привилегированная группа, на чем было основано ее могущество, чем она отличалась от киевского боярства.

Одна цитата так и просится в стенограмму заседаний Государственной Думы, где очередной раз решается вопрос о земле:

"В Х - ХI вв. бояре жили главным образом за счет дележа государственных доходов и ростовщичества. Накопленные таким образом средства позволили им с конца ХI в. перейти к скупке общинных земель".

Прославленные купцы оказываются всего лишь "торговыми агентами бояр" 6.

И только после того, как читатель получил представление о социальной структуре новгородского общества, авторы начинают разбирать его политические институты. Теперь гораздо легче понять, как выглядело в действительности [а не в романтической легенде] собрание на вечевой площади и почему оно было именно таким.

Подчеркиваю: картина, нарисованная Кацвой и Юргановым, носит объективный характер. Ценность сообщаемых нам сведений, конечно, может быть поставлена под сомнение, - но только новыми исследованиями на основе неожиданных источников [если Археологическая экспедиция внезапно откроет таковые]. Она не зависит от нашего субъективного настроения или политических пристрастий, от того, одобряем мы сложившийся в Новгороде режим или считаем, что вече следовало бы сделать более демократичным.

Кто мешает авторам, считающим себя специалистами по новейшей истории или социологии 7, работать на таком же уровне, на котором написана хорошая историческая литература, - или хотя бы стремиться к нему?

Кто мешает изучать современное общество, исходя из объективных отношений власти и собственности?

Разобравшись в социальной структуре, будет уже гораздо легче решать конкретные вопросы: об интеллигенции, пропаганде, политике Путина или, например, о фильме "Брат".

Конечно, чем ближе к современности, тем: 1. труднее отделить себя [исследователя] от объекта; 2. больше и разнообразнее источниковая база. Соответственно, разброс в обоснованных мнениях тоже должен быть гораздо шире. Многие социальные процессы не получат внятного теоретического описания, пока не завершатся. Определенную ущербность социологии приходится принять как неизбежное зло, связанное с самим ее предметом. Но, с другой стороны, нет никакого фундаментального закона, который бы запрещал обществоведам работать в реальной системе координат. Или обязывал употреблять вместо терминов заклинания.

Пример научного описания самых что ни на есть актуальных сюжетов - обзор украинской политической сцены, подготовленный Владимиром Прибыловским. Автор не просто собрал фактический материал по каждой из многочисленных группировок. Он этот материал систематизировал, и не по вывескам [понятно ведь, что на просторах нашего "бывшего" Отечества формальная "партийность" значит очень мало], а по тем существенным критериям, которые связаны со структурой украинского общества. "Как и Россия, Украина является страной победившего административно-криминального капитализма с олигархической системой правления. Правящий класс на Украине - номенклатурно-бюрократическая олигархия, в персональном отношении на 90% состоящая из советской партийно-комсомольско-административно-хозяйственной бюрократии и на оставшиеся 10% - из новых украинцев /три источника и три составные части новых украинцев, как и новых русских: "фарца обыкновенная", "братва" и отдельные завлабы/. 8 Заметьте, что изъясняется В.Прибыловский не на каком-то специальном "ученом" наречии, а живо и популярно, по-газетному [не хуже "пиарщиков" и пр. "политтехнологов"], - но подход к социальному организму у него тот же самый, что и в учебнике Кацвы-Юрганова. Естественно, вы не обязаны с Прибыловским соглашаться. Но спорить придется в реальной системе координат, установленной автором. Вам кажется, что он упустил из виду какой-то еще, четвертый источник формирования украинского "бизнес-класса"? Что ж - если вы сумеете указать этот источник и подтвердить фактами его роль в новейшей истории Украины, вы расширите и обогатите общую картину. Внесете свой вклад в будущие учебники и энциклопедии.

Но Владимир Прибыловский - скорее исключение на общем фоне, так же как Мария Ремизова не типичный литературный критик, а Сергей Кудрявцев 9 не характерный киновед. Не они определяют направление исследовательской мысли в эпоху "административно-криминального капитализма".

Это обидно - и за талантливых профессионалов, вытесняемых "пузырями", и за общий откат с уже завоеванных позиций. Ведь в устройстве советского общества мы [те, кто этим интересовался] разобрались довольно давно. И неплохо. Не хуже, чем в Киевской Руси.

Сегодня приходится напоминать.

"Процесс классообразования, с неизбежностью начавшийся после революции в России, пошел по линии возникновения общеклассовой частной собственности, выступавшей в роли государственной, и соответственно превращения основного состава партийно-государственного аппарата в господствующий эксплуататорский класс" [Юрий Семенов 10].

Если определять классы по отношению к средствам производства [а как еще их можно определять?], то позднее советское общество подразделялось на два основных класса-сословия:

1. номенклатурная бюрократия - корпоративный собственник предприятий, включая колхозы;

2. наемные работники госпредприятий - податное "население".

Особое место на обочине основной схемы занимали социальные группы, связанные с укладами, обогнавшими свое время, либо же, напротив, отставшими от него: "фарцовщики" [недобуржуазия], заключенные [близкие по статусу к рабам, а срочное рабство и рабство в наказание - популярнейший сюжет древней истории], крепостные "стройбатовцы".

Простота этой схемы обманчива. В ней есть свои ловушки. У многих возникало искушение подменить социальную категорию "бюрократия" бытовым представлением о бюрократизме, в результате к правящему классу начинали причислять клерков и курьеров, и в перестроечных СМИ появлялись заявления: "У нас 18 миллионов аппаратчиков! Кто больше?". С другой стороны, руководство "общественных организаций" и "творческих союзов" записывали не в бюрократию, а в туманную "прослойку", с которой мы начали сегодняшний разговор. Большие сложности возникали и с т.н. "средним классом". "Т.н." - потому что никакой он не класс, а "продвинутая" [по образованию и доходам] и, следовательно, ориентированная на западные стандарты часть непривилегированного "населения" 11. Правящая бюрократия тоже была неоднородна, - об этом хорошо написано у Александра Шубина 12.

Чтобы перейти от поздней советской социальной структуры к нынешней, нужно ответить на два фундаментальных вопроса.

В них ключ к нашей новейшей истории.

I. О движущих силах Перестройки [конец 1986 - 1990 13]

Полагаю, что в этом историческом феномене переплелись две тенденции, не просто различные, но взаимоисключающие по социальной природе и конечным целям. Тот самый случай, когда "мы на языке одном о разном говорили" [А.Башлачев].

Широкие массы непривилегированного населения объективно были заинтересованы в том, чтобы сломать сословную структуру, ликвидировать монополию бюрократии на власть и собственность - и построить нечто вроде "шведского социализма". Естественно, "средний класс" играл в этом движении самую активную роль.

С другой стороны, значительная часть номенклатуры еще при Брежневе начала осознавать, что ей выгодно преобразовать корпоративную собственность в классическую частную, передаваемую по наследству. "Под консерваторами нынче понимают партийно-правительственный аппарат, ВПК, армию, КГБ, - писал еще при Горбачеве Андрей Бунич. - Но так ли однородна эта масса? Ведь некоторую ее часть уже смело можно именовать предпринимателями... Шустрые хозяйственники и предусмотрительные чиновники за 1988-1990 гг. скопили значительные капиталы. Эти люди, которые принадлежат к наиболее изворотливой и коррумпированной части бюрократии, всецело на стороне рыночных преобразований" 14 [выделено И.С.].

Подчеркиваю: оба проекта были капиталистическими. Их противостояние воспроизводит [на новом витке исторической спирали] классические "два пути" перехода к капитализму в сельском хозяйстве - "американский" и "прусский". Напоминаю: в первом ["американском"] варианте крестьяне превращаются в свободных фермеров на собственной земле. И потом конкурируют на рынке. Отсюда - "народовластие. Буржуазно-демократический строй. Наибольшее равенство... как условие и исходный пункт свободного капитализма". "Прусский" вариант: феодал сам становится капиталистом, а основная масса крестьян, освобожденных без земли (т.е. формально свободных, а фактически бесправных) - его батраками. Последствия: "Монархия. Обшитый парламентскими формами военный деспотизм. Наибольшее неравенство в сельском и остальном населении" [В.И.Ленин. Сила и слабость русской революции] 15.

Первый вариант предпочтительнее не только с точки зрения справедливости, но и с точки зрения общих перспектив экономического развития.

У нас он был решительно отвергнут в начале 90-х.

Это уже новая эпоха и следующий фундаментальный вопрос:

II. В чем главные особенности либеральных реформ, проводившихся в РФ при Ельцине [1991 - 2000]?

Евгений Ясин отвечает: "Три ключевых слова - это "либерализация", "приватизация", "финансовая стабилизация" 16.

Преобразования, конечно, важные, но в них нет ничего специфически российского: те же самые "три слова" звучали и в Китае, и в Польше. Между тем, "реформаторы" ельцинского призыва осуществили целый ряд мероприятий, не менее масштабных и "судьбоносных" по последствиям - и при этом не имеющих прямого аналога в мировой истории. Если кто-нибудь отыщет нечто похожее в Азии или Африке, буду премного благодарен.

1. Конфискационное налогообложение отечественного производства: конкретные цифры находились за пределами не только какой-либо экономической теории, но и психической нормы. "Налоги составляют 80%, то есть с каждого рубля объема нам остается 10-20 копеек на зарплату", - комментировал Генеральный конструктор НПО автоматики и приборостроения академик В.Л.Лапыгин 17. В дополнение к этой "радикальной рыночной реформе" от платежей в бюджет освобождается импорт, в том числе табачный и алкогольный, осуществляемый через фиктивную "благотворительность". Наконец, тот самый прогрессивный подоходный налог, который "является главным источником налоговых поступлений в странах развитой рыночной экономики" 18, фактически перестает взиматься.

2. "Правовая реформа", подробно описанная в статье "Закон язычества" 19. Особенно пикантно, что статья 77 тогдашнего УК "бандитизм" выводится из употребления именно в период самого жестокого криминального террора, направленного своим острием против независимой предпринимательской активности "снизу". И это, конечно, тоже случайное совпадение. Столичное ГУВД в 1996 году отчитывалось: "пресечена деятельность 94 бандформирований, 11 мафиози пошли по некогда заповедной статье 77 (бандитизм)" 20. Милиция признает статью "заповедной", то есть, согласно словарю В.И.Даля, "запретной". Интересно, кто мог запретить ей применять закон? Статистика тоже непростая: из нее следует, что "бандформирование" состояло в среднем из 0,117 бандита.

3. Изъятие у населения "лишних" денег посредством так называемых "пирамид". Раскулачиванию подверглось около 20 миллионов "дорогих россиян" 21 - при полном содействии всех четырех ветвей власти.

4. Главной особенностью приватизации [а также "финансовой стабилизации" по Е.Ясину] стал свободный допуск к ней офшорных компаний, то есть "Рогов и копыт", специально и очевидно созданных для того, чтобы не платить налоги, вывозить валюту за рубеж и обманывать кредиторов 22.

В газетах и журналах до сих пор можно встретить рассуждения об "ошибках в ходе проведения реформ". Это нужно понимать так: придворные экономисты с докторскими степенями действительно рассчитывали на то, что предприятия ВПК заплатят 80-процентные налоги и обогатят ими бюджет. Или на то, что ветераны помолодеют, а инвалиды оздоровятся суррогатами алкоголя, которые цистернами гнали со всего мира в несчастную Россию. Рассчитывали - но, к сожалению, допустили ошибку. Однако ни Гайдар, ни Чубайс, ни Ясин не производят впечатления клинических идиотов. Напротив. Я склонен полагать, что с точки зрения своих действительных целей реформа была проведена безошибочно. Едва ли не идеально.

Эти действительные цели определялись социальными интересами.

Например, "удивительная" налоговая политика быстро и эффективно поставила директорский корпус и профсоюзы [как раз в начала 90-х пытавшиеся обрести собственный голос] на колени перед комсомольскими мальчиками, не умеющими ничего, кроме как считать чужие деньги в своем кармане. А независимый, вненоменклатурный бизнес [то есть бизнес как таковой] был с самого начала обречен на роль бесправного рыночного субстрата, копошащегося под ногами у хозяев жизни. То есть примерно на ту же роль, которую отводила мелкой буржуазии... нет, не Англия и не Франция, а Османская империя, от которой современная Турция ушла очень-очень далеко.

В результате мы имеем следующую социальную структуру.

Правящий класс - номенклатурно-"предпринимательский". Я полагаю, что категории: "чиновник" и т.н. "предприниматель" в России неразделимы, а самостоятельный бизнес возможен на уровне отдельно взятого магазинчика или какой-нибудь полукустарной фабрики - "не выше сапога". Если даже конкретные представители государства не совмещает два высших сословия в одном лице [В.В.Путин о Б.А.Березовском: "Березовский? Это кто? Раньше это был бывший секретарь Совета Безопасности, потом бывший кто-то еще, бывший депутат Госдумы..." 23], то за них это делают любимые жены и дети.

Показания очевидца: "...практически все крупные коммерческие и финансовые структуры выросли не просто так, сами по себе. Они разрослись за счет того, что очень близко стояли к государственным деньгам... Постепенно эти новоявленные нувориши и соответствующие чиновники сформировали своеобразный клан. Как я их называю, "бабкоделатели". Чужих туда они не пускали. И все противоречия возникали лишь по одной причине: кто-то стоял к бюджетным деньгам ближе, кто-то дальше" Валерий Стрелецкий 24.

Трудно не согласиться с В.Прибыловским, который возражает против некорректного употребления термина "олигархия" - когда она противопоставляется государственной власти. "Олигархи" бизнес-класса - нефтяные, газовые, медийные, колбасные, водочные - все назначены в великие капиталисты государством... Пресловутое "равноудаление олигархов от власти" буквально означает примерно то же самое, что "равноудаление хоккеистов от хоккея" 25.

Сюжетная схема воспроизводится на региональном уровне: см., например, отчет о реформах в г.Находка 26.

В течение всего ельцинского десятилетия правящий класс подвергался селекции по принципу "какогеники": в противоположность евгенике, то есть закреплению лучшего, это - закрепление худшего. Преимущество получали люди, не обремененные какой-либо моралью - даже корпоративной - и обязательствами перед кем бы то ни было, кроме себя любимого. Самое яркое достижение на этом пути - уголок раннего средневековья на Северном Кавказе, открытый по благословению из Москвы и в течение многих лет получавший оттуда поддержку. Чтобы наглядно представить себе ее масштабы, можете выписать в столбик те СМИ, которые в 1995-96 занимались "пиаром" в пользу Дудаева и против собственной армии, а рядом указать олигархические кланы, которым эти "независимые" трибуны принадлежали. Впечатляющая картина. Удивляться приходится не тому, что Басаев добрался до Буденновска, а тому, что он не взял Свердловск или Санкт-Петербург.

Однако мы увлеклись описанием одного класса - он хоть и господствующий, но не единственный.

Под ним - все остальные жители РФ.

Какая-никакая мелкая буржуазия. Те, кто на собственном горбу поднял легкую промышленность Турции и уберег часть выручки от рэкетиров в погонах и без.

И масса наемных работников. Из нее в очередной - кажется, уже в третий раз - медленно и неуверенно выделяется "средний класс". Сейчас его судьба связана с механизмами, обеспечивающими перемещение больших денег - настолько больших, что некоторая часть перепадает и тем, кто работал. Например, прислуге - в широком спектре от собачьего парикмахера до "рок-музыканта", выступающего по ночным кабакам. А этим не гнушается даже группа АКВАРИУМ.

В 90-е годы, в отличие от 80-х, верхушка "третьего сословия" разобщена, деморализована и катастрофически не способна к осознанию собственных интересов. Она с удовольствием участвует в играх, спускаемых ей сверху через "ящик", задушевно беседует на собственных кухнях о "пустоте, которая вдруг образовалась на месте незыблемых реалий: Бог и Разум, Добро и Зло, Власть, Культура...", а голосует так же послушно, как пенсионеры из сельской глубинки.

В низших слоях того же сословия - люди, которые вообще не голосуют. Бесправные "гастербайтеры". За нищенскую плату мужчины строят образцово-капиталистическую Москву, а женщины зарабатывают раннюю смерть от нефрита, торгуя на свежем воздухе [зимой! в лютые морозы!] сосисками или стиральным порошком. Для данной категории в рамках "рыночных реформ" разработана отдельная система унижений в РЭУ и отделениях милиции.

Возможно, этих людей стоило бы даже вынести в отдельный класс, а название для него подобрать из учебника по истории Средних веков.

Из социальной структуры проистекают все характерные приметы времени: от морского флота, который разбежался по Крокодиловым островам, до рекламы в метро: "Путин - наш президент, Данила - наш брат, Плисецкая - наша гордость".

Насколько обоснованы надежды [а для кого-то - опасения], что главный герой этой рекламы олицетворяет реальную альтернативу гнилостному режиму 90-х годов? Вообще-то история знает немало примеров того, как правитель выступает против слоя, к которому сам принадлежал и который обеспечивал его "вхождение во власть". Эхнатон, Чжу Юаньчжан, Мао в период Культурной революции, а если ближе к родной околице, то Сталин [1937] и Горбачев. Но чтобы революция (или контрреволюция) сверху удалась, правитель должен сначала найти себе новую, альтернативную опору.

Заметны ли в окружающей действительности какие-то признаки, которые бы свидетельствовали именно о таком развитии событий?

Это тема для отдельного серьезного разговора, к которому я и приглашаю товарищей социологов. Хотел написать - "господ", но в свете вышеизложенного подобное обращение будет выглядеть издевательски.

Примечания:

Вернуться1 См. http://www.russ.ru/ist_sovr/kor_sm.html

Вернуться2 Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М, НЛО, 1999, с. 202. Немного отвлекаясь от темы, заметим, что в популярных изданиях Г.Чхартишвили и Б.Акунина, при всех их недостатках, есть одно достоинство, очень ценное по нынешним временам. Представление о нравственной норме. Как для политика Путина лучшая агитация "за" - ненависть к нему Е.Киселева, так и для писателя Акунина самая хвалебная рецензия - крик души какого-нибудь Льва Данилкина: "Надоели вы, дяденька, со своими нравоучениями", публикуемый под одной глянцевой обложкой с объявлениями типа "Юноши 50 у.е." [Афиша, 2001, # 13, с. 90, 136].

Вернуться3 Смирнов И. Прослойка. Театр, 1994, # 5-6. Если кого-то интересует предмет, то есть конкретное историческое явление [а не расчесывание собственных комплексов по его поводу] - можем продолжить разговор.

Вернуться4 http://www.russ.ru/politics/interpol/20010316-mois.html

Вернуться5 Кстати, подмена настоящих имен облагораживающими англицизмами может быть свидетельством перемен, - но не в самих социальных ролях, а в их субъективном переживании. То, чего следовало бы стыдиться, становится приемлемо и даже престижно.

Вернуться6 Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России, VIII - ХV вв. М, МИРОС, 1993, с. 76 - 80.

Вернуться7 Напоминаю, что социология, согласно классическому определению - это "наука об обществе как целостной системе..." [Большой Энциклопедический словарь, 1998], а не круговращение бумажек с вопросами: "Кого ты, деточка, больше любишь, Явлинского или Жириновского?".

Вернуться8 Прибыловский В. Кучмисты и безкучмисты. Независимая газета, 31.05.2001.

Вернуться9 Настоятельно рекомендую. Например: Кудрявцев С. Кино в тумане. Экран и сцена, 2001, # 12. Как говорится, почувствуйте разницу.

Вернуться10 Семенов Ю.И. Философия истории. М, Старый сад, 1999, с. 280. Предложенная профессором Ю.И.Семеновым концепция "индустриальной политархии" вписывает советский опыт в контекст мировой истории на редкость убедительно и - простите за аргумент от эстетики - красиво. Не ответив Семенову по существу, можно ли как ни в чем не бывало воспроизводить схему "тоталитаризм против демократии"? Это будет, наверное, не совсем прилично. Впрочем, о каких приличиях речь? Статья "Пузыри" не мешает "кураторам искусства" рекламировать "художников" -эксгибиционистов в том же самом "РЖ". Несмешивающиеся потоки. А может, оно и к лучшему: компот отдельно от мух, или, как сказали бы казаки-некрасовцы: "У них своя церковь, у нас своя"?

Вернуться11 О "среднем классе" в советском исполнении - см. работу автора этих строк "Прекрасный дилетант", М, Леан, 1999, с. 201 - 210..

Вернуться12 Шубин А.В. Истоки перестройки. Т. 1, М, 1997, с. 86 - 96.

Вернуться13 По мотивам датировки - см. "Прекрасный дилетант", с. 236; 287.

Вернуться14 Бунич А. Третья сила - социальный портрет. Литературная газета, 5.06.1991.

Вернуться15 Ленин В. И. Сила и слабость русской революции. Собрание сочинений, издание 3, т. 11, с. 188. Не правда ли, вовремя сбросили превосходного социолога Ульянова-Ленина с корабля современности?

Вернуться16 500 дней и первое рыночное правительство. Беседа Е.Ясина с А.Венедиктовым и А.Князевой. - Знание-сила, 2001, # 5, с. 60.

Вернуться17 Лапыгин В.Л. "Буран" на запасном пути. - За Калужской заставой, 1997, # 17.

Вернуться18 Налоги в стране и в мире. Доклад ЗЦЭР. - Независимая газета, 25.07.1996.

Вернуться19 http://www.russ.ru/ist_sovr/20010529_smir.html

Вернуться20 Убийственный прогноз. - Комсомольская правда, 22.10.1996.

Вернуться21 Глинкина С. Особенности теневой экономики в России. - НГ-политэкономия, 1998, # 5.

Вернуться22 О роли офшоров в экономике РФ см. Смирнов И. Либерастия, гл. 2-А "Экономика гоблинов", http://www.screen.ru/smirnov/2a.htm

Вернуться23 Что нового сказал В.Путин. - Коммерсант, 19.07.2001.

Вернуться24 Валерий Стрелецкий: "Чубайс, Гусинский, Березовский, Вавилов, Авен... Этот клан я называю "бабкоделателями"!" Интервью А.Хинштейну. Московский комсомолец, 15.10.1996.

Вернуться25 Прибыловский В. Цит. соч.

Вернуться26 Ленц Е. Заверните парочку портов! - Сегодня, 18.08.2000.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Последствия языка /19.07/
Илья Кун. Алексей Алешковский. Свобода слова или мультик как русская идея. Наше государство боится не столько объективности, сколько художественности. Потому что знает, что его народ верит не столько в голые факты, сколько в магическую силу художественного слова.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-9 /19.07/
Праздный класс России совершенно не нужен. Зато благодаря пятнадцати годам своей истории она получила класс людей, которые способны отрывать от работы время для того, чтобы писать для себя. Таковы почти все нынешние российские поэты, зарабатывающие на жизнь преподаванием, критикой или журналистикой.
Модест Колеров, Новыйязык /18.07/
Режим Путина в большей степени, чем режим Ельцина, пронизан логикой общественных и культурных перемен. Новый режим будет вынужден приручить то единственное, что нас объединяет: историю и язык. В представляемой книге разговор об этом ведут те, кто неявным образом формулирует сегодня интеллектуальную "повестку дня".
Екатерина Деготь, Если советская система возродится, эйфория принадлежности к власти пройдет /18.07/
Игорь Померанцев, Бронхиальные страсти /17.07/
Однажды астма взялась за свое, когда я читал "Смерть пионерки" Багрицкого. Почему меня спасли его стихи, а он умер? Может быть, он не знал наших аллергенов?
предыдущая в начало следующая
Илья Смирнов
Илья
СМИРНОВ
smirnov@screen.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100