Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
11 сентября 2001. Война и мир
Дата публикации:  12 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Запомните этот день. Редко бывает, чтобы первое событие новой эпохи сразу же задавало тон. Ведь I Мировая характерна не выстрелом в эрцгерцога. И II Мировая обрела свое специфическое лицо вовсе не провокацией на германо-польской границе. Здесь же - сразу планка террора поднялась на новую высоту. В сразу ставшую далекой прошлую эпоху самолеты захватывали штучно - и начинали торговаться. Теперь - направили несколько штук, вместе с пассажирами, - куда поцентральнее, да погуще народу, да поэффектнее, с наибольшим материальным и моральным ущербом.

Право же, человечеству везет. Произойди подобное году эдак в 86 - и лежать бы нам сейчас под дымящимися развалинами. Новый уровень терроризма немного не совпал с ядерным противостоянием сверхдержав - на наше счастье. За наше общее уцеление заплатила Америка - кому же еще. Молния бьет в самые высокие деревья.

Произошедшие события беспрецедентны и неповторимы. Вряд ли теперь можно будет физически попасть в полете в пилотскую кабину, даже стюардессам. Даже на земле. Технология воздушных перевозок изменится полностью, неизбежно снизится их удельный вес - это лишь первые песчинки лавины экономических последствий. Не говоря уже о том, что пилоты-камикадзе - товар редкий, штучный.

Трудно сказать, чего добивались авторы и идеологи этих терактов. Но они проиграли свое дело - это уже ясно. Проиграли по-новому, в той степени, которая и не снилась XX веку. Это I Мировая закончилась не по американским правилам. Почему Конгресс так и не ратифицировал издевательский Версальский мир. Вторая закончилась уже по-американски. Мудрому этого достаточно, чтобы понять правила игры: побежденного приводят в такое состояние, чтобы он сам себя счел полным ничтожеством. Японии для этого понадобились атомные бомбардировки, Германии - сами знаете. После чего всю экономику и политическую систему побежденного перекраивают начисто - между прочим, к его, побежденного, славе, процветанию и мирному благополучию. То, что мы: а) войну вели "холодную", щадящую, б) сочли ничтожеством свое состояние, какое имели на закате социализма и в) сами решили перекроить себя, - между прочим, очень хорошо о нас свидетельствует. Мы на редкость "продвинутая" нация, и это еще сыграет свою роль в нашей судьбе. Трудно перекраивать себя самим, мы в положении того хирурга, который сам себе аппендикс вырезал. Ничего, выберемся.

Но мы были последними такими побежденными. Творцам нынешней террористической войны предстоит проигрывать по-новому. Во всех войнах XX века (включая холодную) был определенный остаток рыцарства. Даже Гитлер не решился на некоторые вещи, благодаря чему противогазы, например, так и остались ненужным предметом военной экипировки. На худой конец, остаток рыцарства состоял в том, что противник был конкретен, зрим. Война не была на полное уничтожение, что соответствовало всеобъемлющему американскому духу спортивности. (Советский Союз - к нашей чести - был и в этом смысле очень достойным противником. Когда же "патриоты" поймут, что нам нечего стыдиться и, следовательно, нечего болеть реваншизмом?).

Современный же терроризм - никто и ниоткуда. Он воюет, следовательно, не за себя. То есть, именно за себя: за свое исключительное право поднимать планку террора выше и выше, изощренно фантазировать на руинах обычая, традиции, морали, религии. Единственно достойные последователи Ницше, от которых содрогнулся бы сам Ницше. Что Гитлер! - его приземляла любовь к форме и к месту, колоннам рейхсканцелярии и ритуалам факельных шествий. У него были пронзительные голубые глаза и вечный стакан воды к вегетарианскому салату. Рыцарь пошлого, китчевого образа, но любой китч должна была оподлиннить трагедия концлагерей и эффектный BlitzKrieg танковых колонн.

Новый, сегодняшний терроризм не имеет нации, имени, места, формы вообще - лишь предельно смертельное содержание. Нет формы - нет смысла. Лишь смерть, обещающая свое завтрашнее расширенное воспроизводство. Никто и ничто, желающее стать всем - и не принести нам ничего, кроме смерти. Скорее всего, за Это так никто и не возьмет на себя ответственность. В свете происшедшего стало окончательно неважно, как оно себя назовет, как сочтет нужным поименовать. Так ни за кого и ни за что не воюют.

Старые правила более не действуют. Оно, называвшее Америку Сатаной, Большим Шайтаном, оказывается, не хочет унизить, не хочет одержать верх, не хочет заключить - сколь угодно позорный! - мир. Да и с кем его заключать? Оно хочет уничтожить. Я - никто, а тебя - не будет. Пленных не берут. Не должно быть никого на мировой арене, кто, играя мощью, говорит: "Я". Должно остаться лишь Оно. Время от времени, шантажируя всякие Австралии и Бельгии, ОНО будет поправлять свое материальное положение. О, как они неполноценны - они согласны купить свою жизнь! Террорист смотрит на обывателя сверху вниз. Ну, натурально, - фундаментализм. Что фундаментальнее - деньги или смерть? Смертью можно торговать бесконечно: товар товаров, всегда под рукой, и делается из ничего!

Всем нам надо перечитать Станислава Лема. Как минимум: "Провокацию", "Мир на Земле" и "Фиаско". 12 сентября 2001 года, на следующий день после террористического начала новой эпохи, Лему - 80. Горькое, гордое и печальное торжество человека, написавшего о новой роли смерти сегодня. Предсказавшего то, что будет дальше. Показавшего, что космическая сферомахия (ПРО) - бессмыслица. Расписавшего подробно, что нас ждет в ближайшее время вместо нее: криптомилитаризм, демографическое оружие, генетическое оружие, климатическое оружие. Наступает война, которая будет миром, и мир, который будет войной, и падут многие. И снова нет альтернативы, и останутся в мире лишь те, кто рационален, прозрачен, предсказуем и желает ближним добра - причем в мягкой, ненавязчивой форме. Останутся лишь те, кто говорит "и - и", и неотвратим отныне конец всех, кто говорит "или - или". Нечему радоваться, и нечем будет гордиться, но история пойдет так.

С днем рождения, пан Станислав. Мы дожили до того, что увидели, как печален триумф пророка.

Твори Историю, Америка. Что тебе остается делать...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-15 /10.09/
Лукашенко, избранный в третий раз, позволит себе уже все. Оппозиции у него не будет. Он мог убить или не убить Гончара, но народ свой он уничтожает седьмой год. В России же сегодня скомпрометированы все, уверенно поддерживать нельзя никого. Иногда такие ситуации разрешаются победой одной из сторон, а иногда приходят те, кто не нуждается в поддержке и законе. Так пришел в Белоруссию Лукашенко - "человек ниоткуда", так всплыли большевики.
Владимир Соколенко, Записки провинциального старьевщика /04.09/
Знаете ли вы, что на получение секонд-хенда каждый регион имеет ограниченную квоту? И за часть квоты на местах идут такие сражения между фирмами и фондами - мало не покажется. Я было сунулся...
Александр Солдатов, От РПЦЗ к РПАЦ: истоки "альтернативного" Православия в современной России /04.09/
Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) - церковная группа, сложившаяся вокруг епископа Суздальского и Владимирского Валентина, лишенного сана в 1996 году. Юрисдикция РПАЦ объединяет немалое число приходов в разных частях России, Украины, Белоруссии, Латвии, а также в Великобритании и США. В юрисдикции РПАЦ более 50 священников. С 1995 года РПАЦ развивается самостоятельно.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-14 /29.08/
Жить в стране, президент которой задавил обломками пятьсот человек или знал об этом, но не воспрепятствовал, - нормальные люди не могут. Они с ума сойдут. Я защищаю страну, потому что не могу поверить, что сегодня, после всего, 55 процентов ее населения проголосовали за убийцу. Ведь у нас действует пока презумпция невиновности?
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-13 /21.08/
У "Завтра" есть программа действий в государственном масштабе: хотя бы в репрессивной своей части она стройна и легко исполнима. У "Новой газеты" такой программы нет - ее религия построена на чистом отрицании. И я ведь был в "Новой". Потому теперь и реагирую на нее с таким ужасом.
предыдущая в начало следующая
Владимир Соколенко
Владимир
СОКОЛЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100