|
||
/ Вне рубрик / < Вы здесь |
Сила взрывной волны Дата публикации: 21 Сентября 2001 получить по E-mail версия для печати Из пособий по гражданской обороне мы помним, что взрывная волна в разных средах распространяется с различной скоростью, к тому же примененное оружие может иметь целый комплект поражающих факторов. Террористы на угнанных самолетах сумели протаранить едва ли не все слои сущего и происходящего: от повседневности и текущей политики до исторического и метафизического измерения бытия человека в мире. Пыль от взрыва осядет не скоро, но протяженность разломов (как образовавшихся, так и проявившихся) обозрима уже сейчас. Конечно, по горячим следам не восстановить полной картины, неизбежны поспешные выводы и пресловутые эмоциональные перекосы. Однако есть свое преимущество в погоне по горячим следам; оно состоит в том, что сигнал тревоги еще включен и его все слышат. С этого мы и начнем - с вопроса о бдительности. Не ожидали, не готовились, подвела доверчивость и (или) самонадеянность - всех вполне обоснованных упреков не сосчитать. Нет недостатка и в уже обнаруженных виновниках: тут и спецслужбы, и персонал авиакомпаний, и робкие генералы ПВО... Между тем, уязвимость систем безопасности, сколько ни перечисляй конкретные проколы, указывает на более глубокую, решающую точку уязвимости: речь идет о хрупкости самого гражданского общества в том его виде, в котором оно существует сегодня. Именно поэтому не так просто сделать выводы и принять надлежащие меры возмездия и предотвращения. Представим себе, что напуганные американцы, наказав в очередной раз "плохих парней", перейдут, со свойственной им законопослушностью к соблюдению мер повышенной предосторожности. Итак, вводятся существенные ограничения свободы передвижения. Усиливаются всевозможные "проверки на дорогах" и не только на них. Появляются элементы запрета на профессии. В багаж в обязательном порядке сдаются маникюрные ножницы, иголки, булавки и лица арабской национальности. Страна погружается в атмосферу подозрительности: все это означает, что цель террористов достигнута, враг деморализован и поставлен на колени. Отказ от достигнутого уровня свободы, повседневного комфорта и даже беспечности соответствует требованию о безоговорочной капитуляции; тем не менее, все это не остановит новых мстителей. Дело в том, что деморализация гражданского общества произошла значительно раньше и самые выгодные плацдармы для атаки давно захвачены потенциальными террористами. Самый главный из проявившихся разломов связан с постепенным незаметным перерождением, с эволюционным процессом перерастания героического гуманизма в экологический маразм. Права граждан, обретенные их доблестью и самостоятельностью, были неразбочиво раздарены первым встречным, в соответствии с глубоко ошибочным тезисом, будто со всеми можно договориться. Автоматическое расширение правового поля казалось поначалу признаком силы, хотя проницательным умам сразу было ясно, что речь идет о нарастании капитулянтских настроений. Уже война на Балканах продемонстрировала всеобъемлющий кризис фраз-заклинаний, к тому же никогда не договариваемых до конца. Дежурные лозунги маскируют отсутствие мужества и упадок политической воли. Остановимся лишь на некоторых моментах проявившегося бессилия, всегда характеризовавшего эпохи заката. Начнем с инфляции человеческого достоинства, ведь именно представление о высоком статусе человека составляло главное содержание гуманистического вызова эпохи Возрождения. Еще через двести лет пароль этого мировосприятия сформулировал Гете: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой". Сегодня мы стали свидетелями торжества прямо противоположного тезиса. Опошленный и обесцененный статус подлинного человека разбрасывается направо и налево; незаметно преодолена граница, отделяющая феномен равноправия от его самопародии, граница, за которой обессмысливаются сами принципы утверждения человеческого достоинства. На первый взгляд трогательная поддержка албанцев (да и палестинцев) выглядела торжеством демократии: оказано покровительство (да еще какое) обиженным и угнетаемым, а угнетатели поставлены на место самым решительным образом. При этом все эгоистические соображения как будто бы остались в стороне - ради всеобщности абстрактного принципа. Лозунги новых левых воплотились в жизнь на уровне инстинкта и стали центрами внутренней повседневной цензуры; кажется, что сделан зримый шаг и к гуманизации природы человека как таковой, в создании синтуры - воспользуемся этим прекрасным термином Станислава Лема. Вот как определяет синтуру (синтетическую культуру) знаменитый фантаст и футуролог: "Этификация окружающей среды, а также наслажденческо-принужденческие и злопоглощающие технологии, вместе взятые, составляют синтуру" ("Осмотр на месте"). Согласно Лему, гуманизм порождает синтуру примерно с той же неизбежностью, с какой социализм, в соответствии с учением Маркса, переходит в коммунизм. В определенный момент умудрение среды обитания доходит и до стадии гедопраксии - распределения счастья по разверстке... Но всякое существенное изменение в экологии ноосферы имеет и свои теневые стороны - закон превратности благих намерений со времен Гегеля не утратил своей действенности и силы. И балканская война, и американская катастрофа представляются прямым следствием перерождения гуманистических принципов в принципы синтуры. Попробуем восстановить основные вехи, ведущие к этификации окружающей среды и одновременно, как говорит Ницше, к все большему разжижению той доли неприкрытой истины, которую мы готовы вынести. По мере того, как всем другим облегчается доступ к обладанию теми же правами, какими обладаю и я, сокращается взаимная интенсивность усилий, требуемых для опознания. В какой-то момент опознавательные знаки "Другого" утрачивают свою определенность и становятся произвольно смещаемыми; тем самым появляется возможность для вольной и невольной фальсификации. Пока на переднем плане успешно отстаиваются и утверждаются права женщин, национальных и сексуальных меньшинств, инвалидов, реабилитированных преступников, на заднем плане разворачиваются куда более глобальные процессы размывания границ между существом и личностью. Диснейленды как важнейшие комбинаты воспитания, компьютерные игры, Голливуд успешно решают задачу одомашнивания всего дикого. Мы видим, как охотно беседуют с нами добрые зверушки, монстрики, динозаврики, призывая нас к конструктивному обсуждению и пониманию их проблем. Нет ничего проще: надо только научиться "трансформироваться" - так теперь называется ускоренный и беспроблемный переход к бытию-для-другого. Трансформирование и есть первая операция, знаменующая переход от гуманизма к созданию синтуры. К этому моменту для постиндустриального общества ничего радикально другого в других культурах уже не осталось: маски африканских воинов висят в музеях, культ вуду и атрибутика панков успешно стилизованы для безопасного повседневного пользования. И очень жаль, просто до слез жаль динозавров - такие были милашки, не чета современным фаллоцентристам и прочим сербам... Уже появились первые признаки смягчения отношения к вампирам; из некоторых мультиков следует, что они тоже ни в чем не виноваты, им просто хочется кровушки, и наверняка проблему можно решить конструктивно, в духе Дейтонских соглашений. Утрата навыка распознавания "Другого" на наших глазах приводит к духовной демобилизации. Если вдруг пчелки, обязанные приносить мед, обнаруживают свойство кусаться - и при этом отказываются трансформироваться, несмотря на сочувственное к ним отношение, то такие неправильные пчелы уничтожаются нажатием кнопки. Легкость переключения картинки провоцирует распространение кодекса синтурной справедливости, трансформирующиеся существа избегают возмездия. А динозаврики подрастают, пребывая, до поры до времени в позе покорности как в прочной скорлупе, еще более усиливая демобилизацию и инфляцию человеческой подлинности. Человек, не научившийся сосуществовать с опасностью, отстаивать свою подлинность перед лицом смерти и перед лицом "Другого" (а только так и можно обрести достоинство), уже сделал шаг к аморфному трансформеру. Но не следует обольщаться его терпимостью и мягкостью характера: если сколько-нибудь реальная опасность (в виде неправильных пчел) вдруг просочится в его одомашненное пространство, растерянный обитатель синтуры запросто может повести себя "как сумасшедший с бритвою в руке". Европа доказала свою гуманность в самой гуманной войне. Если, конечно, гуманность состоит в том, чтобы пожалеть прикованного Минотавра, освободить его, покормить и указать выход из лабиринта. В дальнейшем, выйдя на свободу, Минотавр сможет кормить себя и сам. Демографические изменения (мягко говоря), происходящие сейчас в Европе, трудно определить точнее, чем феномен контр-колонизации. Могли ли представить себе высокомерные и торжествующие плантаторы, несущие "бремя белого человека" в Африке и Азии, что пройдет каких-нибудь сто лет - и бесправные, порабощенные туземцы высадятся на их землях, чтобы мстить? Белые захватчики отступили (или бежали), а через некоторое время черные и цветные нанесли ответный удар, заполонив европейские города, взяв в осаду столицы и наложив на побежденных жесточайшую контрибуцию - разного рода социальные выплаты (пособия безработным, многодетным, больным и т.д.). Причем, в отличие от белых колонизаторов, новые первопроходцы отступать не собираются, они с большей основательностью несут "бремя черного человека", не жалея времени на изучение культуры аборигенов. Не стала исключением и Америка: достаточно вспомнить возникший около двадцати лет назад феномен новых городских джунглей. В центре Чикаго, Детройта и ряда других крупных городов США появились обширные зоны, заселенные латинос (выходцами из Латинской Америки и стран Карибского бассейна), в этих расширяющихся анклавах почти не звучит английская речь, здесь не действуют общефедеральные законы, и даже полиция, соблюдая негласное соглашение, избегает соваться сюда. Все дело в ложности этого негласного соглашения, этой, можно сказать, Хасавъюртовской капитуляции "открытого общества" перед посланцами другой цивилизации, отнюдь не собирающимися становиться такими, как мы. В этом диалоге обоюдные заверения и вообще слова играют незначительную роль. Играют роль сила и решимость - но не в форме нанесения точечных ударов и демонстративных акций возмездия, во время которых мститель остается сидеть в комфортном кресле. По-своему блестящая акция террористов-смертников странным образом подтвердила приоритет духа над материей. Еще недавно (во время войны в Персидском заливе) казалось, что совершенная техника легко восполнит пробелы в отваге и бесстрашии и образумит всех "плохих парней", как бы далеко те ни находились. Теперь выяснилось, что это не так. Во-первых, "плохие парни" находятся здесь, рядом (им пришлось уступить гостиную, а самим перебраться в прихожую), а во-вторых, для победы в новейшей, самой "модной" войне совсем не обязательно иметь высокотехнологичное и сверхточное оружие - не обязательно иметь даже авиацию и бронетанковые войска. Достаточно безграничной веры в идею и готовности ради этой веры пожертвовать своей жизнью. Впрочем, именно это условие было необходимым и достаточным всегда. И когда христиане Европы шли в крестовые походы, не слишком заботясь об оружии, и когда покорители Дикого Запада с заряженными кольтами на ремне учреждали самую совершенную в мире демократию. Сообщество свободных граждан неизменно возникало лишь при участии духа воинственности - проблема в том, что социальные институты не могут долго существовать просто по инерции, они нуждаются в периодическом возобновлении оснований своего бытия. Если нет подлинных оснований, определяющих человеческое достоинство, никакие договоренности не помогут. На мой взгляд, хорошей иллюстрацией к сказанному может служить отрывок из воспоминаний полузабытой писательницы XIX века К.Павловой. Она описывает свою бабушку, характеризуя ее как истинную аристократку:
Этот забавный пример является лучшим определением жизнеспособности любой элиты. Пока мы готовы так отстаивать свое право жить по своему усмотрению, нам не сможет помешать никто. Бесчисленные калики перехожие, поселившиеся в общеевропейском доме (равно как и в американском), могут сколько угодно доказывать, какие они сирые и убогие, обделенные счастьем и обиженные судьбой. Стоит внимательно выслушать все их аргументы. Но необходимо отметить, что это еще не повод подносом трясти. Иначе третий мир рано или поздно окажется единственным. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||