Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20010925_mitr.html

Следствие ведут знатоки
Егор Холмогоров, Ольга Митренина

Дата публикации:  25 Сентября 2001

На допросе одиннадцатилетний Ваня Савельев заставил следователя говорить о Владыке не "Валентин", а "Митрополит Валентин". "Что он, сосед Вам? Не буду отвечать, пока не назовете правильно!" После этого следователь пытался получить от Вани заверения в том, что тот "подвергался сексуальным домогательствам" митрополита Валентина, а поскольку Ваня не знал, что такое "сексуальные домогательства", следователь старательно объяснил ребенку, что и как. Дома родители с трудом сняли нервный шок. А 14-летнему Роме Куприянову в милиции сказали: "Не будешь давать показания, все (?) не расскажешь, просидишь здесь сутки, посадим в камеру..." Допрос, вопреки закону, велся без присутствия родителей.

Так происходил сбор "показаний" против Митрополита Валентина (Русанцова), первоиерарха Российской Православной Автономной Церкви. Эта Церковь, более чем наполовину состоящая из катакомбных, выживших в советские времена, приходов, впервые за 15 лет подверглась столь сильным гонениям. Местные власти (которым Владыка Валентин успел весьма надоесть еще в старые добрые времена) серьезно намерены найти у пожилого митрополита "хоть что-то".

Никто из многочисленных (с 1991 года) учащихся церковной школы или их родителей, а также прихожан суздальских храмов показаний против митрополита Валентина не давал. Деятельность следователя вызывала у суздалян досаду и негодование - митрополит Валентин известен в Суздале уже почти 30 лет, и вся жизнь его в этом маленьком городе проходит на виду у всех, он пользуется большим уважением и прихожан, и многих далеких от церкви людей. Да и слишком нелепо звучали иные обвинения в адрес 61-летнего митрополита, много лет страдающего диабетом. А повестки все шли и шли...

"Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание"

Инициатором травли Владыки Валентина, главы Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), выступил бывший секретарь Архиерейского Синода РПАЦ протоиерей Андрей Осетров. Долгие годы он был одним из наиболее активных деятелей Российской Церкви: издавал журналы "Суздальский паломник" и "Суздальские епархиальные ведомости", выступал со многими важными церковными инициативами, был одним из тех, кто оказывал влияние на всю церковную линию РПАЦ. Это и сыграло роковую роль, когда многолетние усилия Митрополита Валентина выводу Российской Церкви из катакомб принесли свои плоды. Число открытых приходов начало увеличиваться, и в Суздале частыми гостями стали богословски образованные священники и миряне из российских столиц и из-за рубежа, с мнением которых Митрополит Валентин все больше считался. О.Андрей почувствовал себя не у дел. Предметом его особой неприязни стал священник из Санкт-Петербурга - авторитетный ученый патролог, очень уважаемый в православном мире.

О.Осетрову начало казаться, что теперь именно этот человек и его единомышленники "вертят церковными делами, как хотят", в чем, к тому же, усматривался "еврейский заговор" (Осетров не раз обвинял Владыку Валентина в отсутствии должного внимания к "национальному вопросу"). В результате Осетров начал сперва скрытую, а потом все более откровенную и агрессивную кампанию против предмета своей ненависти. Он и протодиакон Димитрий Красовский, ранее за свое неприглядное поведение запрещенный митрополитом Валентином в священнослужении, а потому чувствовавший себя обиженным, начали "обрабатывать" духовенство и наиболее влиятельных мирян в духе противостояния опасности, грозящей Церкви. При этом они пытались раздувать всевозможные богословские и идейные несогласия, которые неизбежно имеются между занимающимися церковными вопросами людьми. Они начали обвинять своего противника в ереси, в попытке устроить "церковную революцию" и преобразовать РПАЦ в "космополитическом", далеком от русских церковных традиций, духе. Эти обвинения, при всей их необоснованности, не могли не вызвать тревоги у тех, кто недостаточно знал конкретные обстоятельства. К тому же "обвинители" начали применять явно аморальные приемы - надерганные и вырванные из контекста цитаты, "отрывки публичной лекции с проповедью ереси", оказавшиеся частными ответами на явно провокационные вопросы, которые задавал предприимчивый протодьякон, записывавший беседу на магнитофон. Поскольку обработка велась достаточно интенсивно, а о.Осетров пользовался значительным уважением, среди духовенства началось определенное смущение, Митрополиту Валентину стали задавать все больше вопросов относительно загадочной "петербургской группировки", которая пытается ввести какую-то ересь.

Пользуясь этим посеянным смущением, Осетров прямо потребовал от Митрополита Валентина устранить неугодных лиц, но встретил решительный отказ, поскольку для Первоиерарха интрига была очевидна. Форма отказа Митрополита не оставляла никаких сомнений в том, что расправиться с неугодными его руками - не удастся. А потому теперь уже не только "петербуржцы", но и сам Митрополит стал объектом ненависти группировки Осетрова.

На выбор: инфаркт или тюрьма

Возможно, именно в этот момент (зимой 2000/2001 гг.) в носившей дотоле внутрицерковный характер интриге начинает чувствоваться "внешняя" рука, к которой, видимо, обратились за помощью Осетров и Красовский, поняв, что для достижения своих целей им потребуется "свалить" Митрополита. Владыка Валентин, еще будучи архимандритом, успел весьма поднадоесть иным из местных коммунистов. Будущий первоиерарх РПАЦ в советские времена был уважаем диссидентами, и недаром Белль, приезжавший тайно вывезти архив Солженицына, жил в Суздале именно у архимандрита Валентина - ни один стукач в это время не смог проникнуть в его нехитрое убежище.

Осетров и Красовский получают вдруг из неизвестных источников значительные суммы денег, которые они начинают щедро раздавать "в долг" своим потенциальным сторонникам. Раздорники ездят по стране и пытаются настраивать против Владыки катакомбные и открытые приходы. Параллельно Красовский (нигде не работавший) начинает постройку обширного дома.

Все более и более действия Осетрова направлены на раскол Российской Церкви. В обход Первоиерарха и правящего архиерея прот. Андрей Осетров раздает членам Синода РПАЦ пухлый доклад с обвинениями противников во всевозможных ересях (при этом сам доклад, составленный супругой о.Андрея Еленой Шипуновой, оказался настолько богословски безграмотным, что в нем в качестве православного учения утверждались явные ереси, уже анафематствованные Православной Церковью). Этот же доклад и прочие обличительные материалы Осетров (опять же без ведома архиерея) рассылает всем (!!!) священникам Российской Православной Церкви.

Вскоре раздорникам стало понятно, что никакого серьезного раскола устроить невозможно, не "свалив" предварительно самого Митрополита Валентина, своим авторитетом способного пресечь любые антицерковные выступления. Поэтому Осетров начинает готовить позиции для выдвижения против Митрополита обвинений, с тем чтобы, по его собственным словам, "довести его или до инфаркта, или до тюрьмы". Первый пункт программы осуществить несложно - у митрополита слабое сердце, и он перенес несколько кардиологических операций.

В ход было пущено уже многократно опробованное (и каждый раз - безуспешно) и КГБ, и МП, и "Памятью", и врагами митрополита Валентина в РПЦЗ обвинение, обычно выдвигаемое против монахов. Протодиакон Красовский начинает "наводить справки" у "специалистов" по этому предмету из МП. Он получает у лиц, считающих себя по тем или иным причинам "обиженными" митрополитом Валентином, ложные показания или хотя бы неопределенные туманные фразы, которые можно было бы истолковать в обвинительном смысле, - эти показания записываются на видеопленку.

Видимо, действуя по принципу "клевещите, клевещите - что-нибудь да останется", осетровская группа прибегает и к противоположным обвинениям. Разыгрывается сцена, точно сошедшая со страниц "Житий Святых", рассказывающих о том, как враги Церкви пытаются обвинить праведного епископа. Одна из монахинь - участница осетровской группировки, расхаживала по улицам Суздаля с ребенком, прижитым "на стороне" ее сестрой, и когда ее спрашивали: "Что за ребенок?", отвечала: "Мой и Валентина".

Разрыв

До какого-то момента вся эта деятельность, относящаяся скорее к области криминалистики, была относительно скрытой - на публике осетровская группа продолжала выступать в качестве "борцов за церковное дело". Кризис наступил в дни торжественного прославления Святителя Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Раздорники выступали категорически против этого прославления, считая его делом рук "петербуржцев", а потому пытались его сорвать - уговаривали духовенство не приезжать на торжество, епископов - не служить на нем. Елена Шипунова написала Митрополиту Валентину оскорбительное письмо, в котором объявила, что отказывается причащаться в Российской Церкви и считает, что благодать отступила от Митрополита Валентина, потому что ей "являлись различные видения". Сам прот. Андрей Осетров 30 апреля демонстративно отказался от сослужения с Митрополитом и духовенством на панихиде по Святителю Филарету, а затем на заседании Синода, куда явился без приглашения от Митрополита, выступил с новыми обвинениями в ереси в адрес своих противников, а с самим Митрополитом разговаривал исключительно дерзко.

В этой ситуации Митрополит Валентин сознательно пошел на обострение конфликта, выступив 1 мая, после литургии, с проповедью, в которой обличил Осетрова и его группу в антицерковной деятельности, предав их суду их собственной совести, а затем подробно рассказав о ситуации собравшемуся на торжество духовенству. Это выступление, с одной стороны, практически полностью исчерпало внутрицерковный конфликт, поскольку все сочувствующие Осетрову поняли, что имеют дело с группой интриганов, преследующих свои личные антицерковные цели, - в течении двух-трех дней внутри самой Российской Православной Церкви Осетров оказался в полной изоляции. С другой стороны, осетровская группировка, состоявшая к тому моменту из трех священников, протодиакона и нескольких монахинь, а также определенного числа мирян, явно потеряла контроль над собой и перешла к действиям, не укладывающимся в рамки ни церковной дисциплины, ни этических приличий, ни даже уголовного кодекса. При этом, не рассчитывая больше на внутрицерковный успех, Осетров решил действовать при помощи государственных властей, вполне вероятно рассчитывая на какое-то покровительство каких-то государственных органов в деле искоренения неугодного "официальной церкви" "суздальского раскола".

С кокардой в голове

Понятно, что у Осетрова были веские основания рассчитывать на поддержку самой МП. По крайней мере, после открытого разрыва рядом с Осетровым оказался архидиакон Иоанн Коротевич, несколько лет назад покинувший Российскую Церковь и присоединившийся к МП, а рядом с протод. Димитрием Касовским неоднократно появлялись люди, известные как сотрудники местного ФСБ, ходят слухи и о том, что владимирское ФСБ также "заинтересовалось" ситуацией в Суздале, однако неизвестно является ли этот интерес "местной инициативой" или же поступило какое-то распоряжение "сверху".

Несколько дней после 1 мая Осетров и его группа ездили по Суздалю с видеокамерой, уговаривая учеников суздальской воскресной школы, иподиаконов и всех молодых людей, так или иначе связанных с Митр. Валентином, дать "интервью" либо прямо порочащее Первоиерарха, либо хотя бы годящееся для косвенного использования против него. Через какое-то время к Митрополиту Валентину стали приходить с покаянием и те, кто соблазнился на деньги или припомнил какую-то обиду и выступил с клеветой, а потом раскаялся, и те, кто не сразу сообразил в чем участвует, приходили с заявлениями и те, кто отказался сниматься в осетровском "кино". Однако отснятого видеоматериала Осетрову оказалось достаточно для того, чтобы соорудить сразу несколько (!!!) версий фильма, которые были переданы им в Прокуратуру, ФСБ, МВД и администрацию Суздаля, а также Владимирской области, равно как и в инстанции Московской Патриархии. Однако родители "пострадавших" детей так и не сумели посмотреть заветное кино.

Фильм представляет собой собрание самой невероятной, фантастичной клеветы. В них не так много даже лжесвидетельств "очевидцев преступлений" митрополита Валентина, а в основном навязчивый голос за кадром, который пытается интерпретировать каждый ответ спрашиваемых в обвинительном смысле.

В Суздальской прокуратуре отказались возбудить против Владыки дело, поскольку фильм не содержал хоть сколько-нибудь обоснованных доказательств "вины" престарелого иерарха. Однако во Владимирской прокуратуре рьяно взялись за дело.

Интересно при этом, что когда Осетрова спрашивают, почему он, зная о таких "чудовищных фактах", какие он приводит, столько лет молчал, не выступив против Митр. Валентина, он отвечает, что до недавнего времени ничего этого не знал, а тут у него "открылись глаза" и он получил "всю информацию".

Мелкие и средние гадости

Видимо, ощущая за спиной определенную поддержку, гарантирующую безнаказанность, раскольники, к тому моменту уже запрещенные в священнослужении и отданные под церковный суд, перешли к открытым хулиганским выходкам. В начале мая ими была предпринята неудавшаяся попытка нападения на Митрополита Валентина. Целый ряд хулиганских выходок состоялся 27-28 мая, после того, как Митрополитом Валентином было разослано увещательное письмо к раскольникам, с призывом покаяться и возвратиться в Церковь и с предупреждении о предстоящем, в противном случае, извержении из сана. 27 мая Красовский избил прямо на паперти Цареконстантиновского собора молодого иподиакона, отказавшегося написать лжесвидетельство о "сексуальных домогательствах" со стороны Митрополита. В результате нападения пострадавший получил сотрясение мозга. Органы внутренних дел, несмотря на тяжкое преступление, не задержали Красовского на месте, а позднее выразили "сомнение" в том, что преступника "удастся найти".

Ночью на 28 мая была совершена попытка осквернения храма в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских в новом районе Суздаля, построенного стараниями Митр. Валентина и освященного в ноябре 2001 г. - на нем были написаны черной краской оскорбительные для Российской Церкви и ее Первоиерарха лозунги. Днем 28 мая Осетровым было совершено нападение на архимандрита Иринарха и диакона Сергия, привезших ему письменный вызов на суд.

Кто музыку заказывает?

Причина начала этого скандала именно сейчас и именно в такой грязной форме - совершенно очевидна. Успехи РПАЦ в церковном строительстве достаточно велики, Суздаль превратился в центр Истинного Православия мирового значения, а сам Митрополит Валентин пользуется в православном мире исключительно высоким авторитетом как выдающийся церковный руководитель. Именно к РПАЦ готова отойти значительная часть истинно православных приходов распадающейся РПЦЗ, к ней стремятся присоединиться и другие истинно православные. В самом российском обществе можно прогнозировать определенное повышение интереса к Православию, причем не в той искореженной и в основном вызывающей насмешки форме, в которой представляет его МП, следовательно, РПАЦ действительно способна превратиться во влиятельного противника "официальной церкви".

Когда для МП сложилась похожая критическая ситуация в 1990-92 годах, также связанная с Владыкой Валентином, возглавлявшим тогда российские приходы Зарубежной Церкви, в ход были пущены и скандальная "Память", и те же самые грязные обвинения, и интрига внутри РПЦЗ. Похожий сценарий повторяется и сейчас, явно с той же целью, но остается под вопросом - будет ли тот же результат - очередная отсрочка восстановления истинной Православной Церкви в России?