Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Потрясенная Америка: "Кто виноват?" и "Что делать?"
Дата публикации:  13 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1) "Кто виноват?"

После потрясения 11 сентября американская интеллигенция стала оживленно обсуждать русский вопрос "кто виноват?", и многие склоняются к тому, что виновата сама Америка. 1 Вообще-то, Америка всегда слыла отрочески невинной, хотя за ней числились и Гражданская война, и Хиросима с Нагасаки, и Вьетнам: другой нации хватило бы на тяжкие муки совести. Но надо отдать должное американцам: не они начинали первыми - их вынуждали, и вообще, они боролись за правое дело: против рабства, фашизма, коммунизма. На этот раз звездно-полосатому предстоит, быть может, самая тяжелая борьба: в перспективе - с миллиардом душ под зеленым знаменем пророка...

Словосочетание "американская вина" звучит сурово - почти как "немецкая вина" во время Нюрнбергского процесса. Но в чем вина Америки? В том ли, что она навязывала свою модель свободного предпринимательства всему миру и грабила народы Востока - или в том, что предавала интересы Запада, когда, например, бомбила своих двоюродных братьев по вере и обустраивала очаги новых мусульманских государств в сердце Европы, хорошо зная их наркотическую и террористическую подоплеку?

Признаться, когда два с половиной года назад шла война НАТО против Югославии, меня не покидало чувство, что Америку в недалеком будущем ждет какое-то страшное возмездие: невозможно без тяжелых последствий так бездарно перекраивать Европу в лад с бен Ладенами, Косовской освободительной армией и всеми, кто за ней стоит. Мне тогда думалось, что то ли Россия воспрянет, то ли Китай вмешается, но когда-нибудь Америке придется держать ответ за эту беспредельную геополитическую благоглупость и благоподлость, то есть совершенную, очевидно, с благими намерениями, но с помраченным разумом и совестью. 2 Неисповедимыми путями возмездие пришло не от сербов и не от их оторопевших сочувствователей, а от тех, ради кого Америка совершила это предательство, от тех самых воинов ислама, которым она услужливо прокладывала путь на Запад. 3

Албания, Босния, Косово - форпосты бенладенского панисламского государства в Европе. Даже сейчас в американской прессе совершенно игнорируется очевидная, но слишком больная для американского самолюбия связь этих событий: на Нью-Йорк и Вашингтон обрушились те самые силы, ради которых Америка перекраивала карту Европы и давлением на Израиль пыталась перекроить Ближний Восток; которых она из собственных рук кормила, опекала и вооружала (и прежде всего - в Афганистане, который теперь вынуждена бомбить). Неблагодарность столь жестокая, что Америке не хочется вспоминать об этих благодеяниях своим теперешним разрушителям. Вина Америки не в том, что она вмешивалась в исламские дела, а в том, что она вмешивалась в них на стороне того самого ислама - воинственного, экспансионистского, - который занес теперь меч-полумесяц на своего благодетеля. Впрочем, когда вина принимает такую трагическую окраску - обращается против самого виновника, - ее уже впору сострадательно переименовать в беду.

2. "Что делать?"

Мне кажется, после постигшей ее беды Америка станет больше сознавать себя частью западной цивилизации - иудеохристианской по своим религиозным корням, а возможно, и по новообретенным ориентирам. Столкновение с исламом ставит в повестку дня самосознание христианской цивилизации - исламская в этом пока что гораздо больше преуспела. При этом я не хочу повторять вслед за Киплингом, что "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти". Западу пора вспомнить, что он больше Востока, что Восток - как идея, как цивилизация - есть, в сущности, порождение Запада (как и сами понятия "идея" и "цивилизация"). Восток - это географическое открытие и историческое изобретение Запада. Восточные народы столетиями и тысячелетиями оставались "бытием в себе", ничего не зная ни о Западе, ни о себе как Востоке; именно Запад сделал их Востоком, вовлек в интригу мировой истории. Восток - это романтическая греза Запада, его мечтание о Другом.

Ирония в том, что этот Другой, выпестованный Западом, теперь грозит ему самому, как монстр, созданный в лаборатории Франкенштейна. Так называемое "многокультурие", которое западные интеллектуалы противопоставляли "узкому западному канону", есть порождение этого самого канона, его либеральности и плюрализма, его внутренней тяги к расширению и самоотдаче. Многокультурия никогда не было на самом Востоке, которому чужда идея либеральных ценностей. Запад сам предоставил Востоку широкий арсенал "самобытных" идей, сделав себя беззащитным против демографической, географической и религиозной экспансии ислама.

Я знаю, что пишу пристрастно, но когда одна часть или хотя бы частица правды долго замалчивалась, она начинает вопить.

Теперь настало время для положительной самооценки западной цивилизации - для возвращения себе той "гордости", правом на которую Америка до сих пор щедро наделяла свои меньшинства и своих ненавистников - но не свое большинство. Получалось, что трансвеститы или террористы, то бишь "борцы за сексуальное и политическое освобождение", имеют право на свою гордость, а западная цивилизация не имеет; ей оставалось только каяться в том, что она недостаточно поощряла в прошлом своих разрушителей. Дошло до того, что от Америки потребовали раскаяться в подвиге Колумба, открывателя Америки и по совместительству - "первого американского империалиста и колониалиста". Пора понять, что орудия "плюро-", "мульти-", "деко-" и "пост-", которыми западная цивилизация в последние десятилетия пользовалась для самокритики, находятся теперь в руках ее врагов.

Есть надежда, что ментальность американского общества будет меняться именно в этом направлении. То, о чем уже не в силах были напомнить своим потомкам Шекспир, Гете и Достоевский, увы, напомнили террористы с Кораном и инструкциями по угону самолетов. Напомнили, что Америка создана христианами и есть часть западной цивилизации, а значит, должна в первую очередь заниматься - и гордиться - своим религиозным и культурным наследием, частью которого является и самокритика, и всеотзывчивость. Не поступаясь своей широтой, нужно видеть и хранить ее источник, тот узкий исторический просвет, через который стала возможной "многокультурная" любовь к ближнему, в нынешнем мирском языке именуемая как "открытость Другому".

В популярной энциклопедии "Американский спектр" статья "Манхеттен" иллюстрируется фотографией, сделанной с юга, из Парка Свободы: две гордые башни возвышаются посередине. Этих башен уже нет. Но на той же самой странице, что и "Manhattan", есть статья "Manifest Destiny". Это выражение появилось в 1845 году и стало крылатым в эпоху освоения дикого Запада; его можно перевести как "Начертание Судьбы" или "Ясное Предназначение". Оно означает: "божественное предопределение Америки осваивать данный ей Промыслом континент для свободного развития ее многомиллионного и умножающегося народа". Небоскребы Манхеттена можно стереть с лица земли - но так ли просто стереть Манифест Дестини из душ американцев, из генотипа их цивилизации?

Много имиджей Америки разбежалось по миру - голливудских, сиэнэновских, рекламных: герой с накачанной мускулатурой, бьющий под дых злодея; вечно улыбающийся и машущий рукой президент; толстяк, подчистую сметающий толстый гамбургер или пиццу... Но среди всех этих примелькавшихся образов отсутствует один, который со временем может стать центральным: молящаяся Америка. Не бьющая земные поклоны, не осеняющая себя крестным знамением, но по-протестантски закрывшая глаза и устремившая слово молитвы в глубь собственной души. Конечно, так везде молятся протестанты. Но где же еще остались публично молящиеся протестанты, кроме Америки? Молящиеся так не только в церквах, но и на общественных церемониях, проповедях, митингах. Вот этот образ закрывшей глаза и чуть шевелящей губами Америки пусть припомнится тем, кто захочет стать на пути ее "Ясного Предназначения".

Примечания:

Вернуться1 Об обвинениях в адрес Америки со стороны Ноама Xомски, Сюзен Зонтаг и других передовых интеллектуалов см. мою статью "Демократический фундаментализм".

Вернуться2 "Благоподлость" кажется сомнительным оксюмороном: если нехватка ума может сочетаться с благими намерениями, то как быть с извращением воли? Можно ли предавать, насильничать, кощунствовать с благими намерениями? Увы, можно, и диапазон примеров здесь очень широк: от Великого Инквизитора до Павлика Морозова.

Вернуться3 Вот недавнее письмо из Белграда от переводчицы Радмилы Мечанин (привожу отрывки с ее разрешения):

"Ваша страна (США) разорила мою, выращивала и ввозила ее врагов... И вот результат: в Боснии сразу после 11 сентября закрыли американское посольство и консульский отдел, зная, что там все еще находятся три тысячи арабов. <...>

После взрыва башен американское телевидение показало радость наших баскетболистов, которые на чемпионате в Турции стали опять первыми в Европе, - как будто это была радость сербов по поводу террора. Но спортивное торжество произошло в 9 часов вечера в понедельник, за девять часов до теракта во вторник. <...>

Три года назад, когда у нас все писали, что по столице Косова гуляет главный зверь (б.Л.), который сейчас в розыске; когда на первых страницах журналов были его фото с лидером Боснии Алией Изетбеговичем и с боснийским паспортом в руке, - тогда у вас молчали... И теперь, когда в американской зоне ответственности албанские экстремисты в деревне Ропотово, недалеко от города Косовска Каменица, учат пятьдесят афганских и алжирских моджахедов, во главе которых Займан Завахири, брат одного из ближайших сотрудников б.Л., - тоже молчит только ваша страна. Он, кажется, нужен им как воздух..."


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Секацкий, Россия и глобализация /13.11/
Термин "глобализация" - крайне приблизительный; под дымовой завесой интеграции и неуклонного сближения позиций скрываются процессы совсем другого характера. Сегодняшняя одержимость общечеловеческими проблемами вызвана страхом и неумением решать проблемы личные.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-20 /06.11/
Программа "За стеклом" выявила одну из закономерностей телевидения: когда ТВ прикажет быть героем, у нас героем становится любой. Конкурирующий канал должен срочно сажать у телевизора простую российскую семью, заставить ее все это смотреть и транслировать ее комментарии. Наблюдение за наблюдателем - еще интереснее.
Ежи Помяновский, Инакомыслящий /06.11/
Программа Ежи Гедройца была плодом точного расчета, непререкаемо доказывающего, что у Польши есть реальный шанс обрести и удержать подлинную суверенность. Он вел себя как опытный проводник, который знает: из пещеры есть выход, но только один.
Сергей Бирюков, Эротический авангард /31.10/
Сейчас, когда в искусстве не осталось запретных тем, трудно чем-либо удивить. И все-таки удивительное существует, вернее - существовало. Сто лет назад авангард открывал - обнажал телесное как новую красоту. Тон задали художники, которых объединил "Мир искусства", - опытным путем они открывали новый стиль искусства и стиль жизни.
Ревекка Фрумкина, В ожидании аналитики /31.10/
Что такое хорошее "свое" издание? "Свое" издание должно не только адекватно удовлетворять имеющиеся информационные потребности, но еще и формировать новые. Необходим еженедельник с грамотной аналитикой и хорошей стилистической мускулатурой - и я очень жду "Журнал" Пархоменко. Или другое издание, которое станет "моим".
предыдущая в начало следующая
Михаил Эпштейн
Михаил
ЭПШТЕЙН
russmne@emory.edu
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100