|
||
/ Вне рубрик / < Вы здесь |
Застеклись! Дата публикации: 20 Ноября 2001 получить по E-mail версия для печати О "застекле" не высказывался только ленивый. Теперь - все: вот он, я, пишу. Мне нравятся эти тезисы. Вот, например: после "застекла" стало больше свободы. Ой ли? Сам этот террариум стал возможен только потому, что свободу некуда девать. И те, для кого она не инструмент жизни, а товар, мародеры незримого пиаровского фронта, стали мучительно думать, куда бы ее пристроить, кому "впарить". Думали, полагаю, недолго: лохов навалом. К свободам мы привыкали по-разному. Свободу от работы пробовали осторожно: неужели за "тунеядство" больше ничего не будет? Свобода от денег пришла явочным порядком. Независимость от гражданского долга и принципов морали в нас внедряли мучительно и упорно, с примерами из жизни высших (по иерархии) млекопитающих. Очень помогли молодые спортивные ребята, тренированной грудью проложившие часть дороги в соответствующее царство. После чего достаточно было не запретить свободу от милосердия. Со свободой от культуры сложнее. От мировой нас берегли почти весь прошлый век, держа на диете: ничего соленого, острого, жареного, жирного, копченого, сладкого и мучного, вкусного и просто съедобного. Внутренняя культура примерно в те же времена была заменена диктатурой пролетариата и, если осталась кое-где, то лишь по недосмотру (появлялись, конечно, мутанты, но погоды не делали). После чего стала возможна свобода от стыда и приличий. И только тогда - "застекло". Пиар оплакивает общество крокодиловыми слезами: "Они сделали ЭТО!" Ислам веками табуировал картинки живых существ, инквизиция - "обнаженку", "но мы же цивилизованные люди"! Да, разумеется, в конце концов, голый человек - всего лишь голый человек; и совокупление - всего лишь совокупление. Если забыть, что Клеопатра прежде всего - Клеопатра, ее фото, сделанное в стандартах "Плейбоя", не выпадет из ряда обложечных картинок, успевших изрядно поднадоесть за время наших свобод. Видеосцена ее соития с Антонием не поднимет рейтинг ни одного телеканала. Если, опять же, не думать, что это Антоний. Но когда содрана последняя тряпка - и ничего, остается еще один, заветный, рубеж, который и обороняет то самое, чем человек отличается от братьев меньших. Мысли и чувства. Слова и эмоции. Что-то мы считаем нужным скрывать. В чем-то не хотим признаваться. Говорим "не то", смотрим "не так", смеемся, когда хочется плакать. И только под пытками, да и то не всегда... Ан не только! Бывают "моменты истины", когда контроль отключен и мы беспомощны. Раскрыты. Нормальный человек при виде такого дела отводит глаза. А человек с видеокамерой выжимает из "zoom'а" все, на что тот способен. И мы, не в силах пялиться на лица людей, нашедших друг друга в передаче "Жди меня!", на вдов матросов "Курска" в новостях, отмечаем, насколько же свободней стали наши пиаровские нравы! От такта и совести. От культуры и милосердия. От суверенитета личности. Сколько ее будет оставлено несчастному, попавшему в кадр? Самая пьянящая власть - над живым человеком, даже если не ты его изловил, победил, "расколол"... ...Мне нравятся эти ребята, которые хотят "все вернуть". Бабульки с красными флажками, драгуны с конскими значками... Они уже примирились с порнухой, адаптировались к наркотикам, не отстаивают интернационализм в стычках с мальчиками, размахивающими арматурой. Нет их и около "стекла". Наоборот, смелый проект сильно повысил их занятость: появился качественно иной объект для наблюдения и обсуждения. Не удивлюсь, услышав о тотализаторе. Но вернемся... Еще тезис. Мол, были "сериалы, похожие на жизнь", теперь - "жизнь, похожая на сериал". Действительно, сериал. Действительно, очень похоже на жизнь. Все как у нас: едят, спят, маются, интригуют, плодятся... Причем, как и мы, на удивление вяло и неаппетитно. Эмоции бледные, в сериале поярче. А разговоры идиотские - и тут, и там. И в обоих случаях - химия вместо жизни. Но, может, в этом и есть милое обаяние "застекла" - в достоверности? Не потому ли мы так маниакально подглядываем за этим сериалом, серийные маньяки? Потому, но не только. Веками существовали замочные скважины, но не было этого нового захватывающего ощущения значимости происходящего. Откуда оно? А оттуда, что все наши ужимки и прыжки вдруг - по милости пиара - обрели статус. Было "ничто" - стало "нечто". Сбылся посул: "кто был ничем, тот станет всем". Правда, несколько виртуализованно: поди скажи начальнику, чтобы прибавил жалованья, потому что ты делаешь то-то и то-то не хуже, чем за стеклом! И еще догадка: наш неумелый секс, наша косноязычная речь, наш скудный дух теперь - стандарт! Так что каждый из нас впредь - гордый его носитель. Эталон. Значит, все-таки верен третий тезис - о том, что "застекло" поделило нашу историю на два летосчисления - "до" и "после"? "Жизнь, похожая на сериал"... Увы, это не жизнь. В лучшем случае, эмуляция. Инсталляция. Музей фигур молочно-восковой спелости. Инстинкты у них - да, наличествуют, но подаются к нашему столу в необработанном виде, что чревато несварением. Впрочем, "пипл хавает" и весьма доволен. Потому, видать, что и сам такой же вареный, недосоленный, недотравленный, недо... Это не жизнь. Недо-жизнь. Отвар (со вкусом, цветом и запахом), в котором не хватает того, что сделало бы его супом. Жизнеописание заменено сценарием. Жизненные планы - заданиями. Смысл выглядит неубедительно, цель (приз?) - смешно. Наверное, под стеклом только и можно жить, не живя. Один знакомый ребенок, задолбанный родительскими "вынеси-мусор-сделай-уроки", позавидовал кошке. Я предложил ему "синхрон": кошка ест - и ты ешь; она спит - и ты спи; она не делает уроков - и ты аналогично. Он с энтузиазмом начал уподобляться. Хватило его до второго кошачьего сна. Но эти-то чувствуют себя неплохо! И те, кто снаружи, тоже нервозности не проявляют. Ажиотаж - не в счет. Неужели мы незаметно превращаемся в популяцию живущих, не живя? Алиса, помнится, была живая девочка. В "Застеколье" бы сдохла. Но мы пока здесь, вовне. У нас все в порядке, все есть - свобода передвижений, вариативность коммуникаций, возможность реальной деятельности. А их жаль - не кроликов, но и не титанов ума, немереный внутренний мир которых позволяет в принципе годами блаженствовать в камере-одиночке. Наверное, автономия на базе интеллектуальной и духовной самодостаточности - штука крайностная: либо должно иметься все ("omnia mea..."), либо - ничего. Совсем ничего! А может, это мы за стеклом? Они "в порядке" - сыты, одеты, в тепле... А "заморочки" у нас; мы суетимся, и это должно смотреться забавно! Если бы стекло было прозрачно в обе стороны, если бы нас сопровождали видеокамеры, - стали бы они подглядывать за нами? Два мавзолея, два стеклянных саркофага в километре один от другого - для прошлого и будущего? Кстати, во время "ЭТОГО" бывает момент, когда поднадзорные и предельно эмоциональны, и в то же время предельно беспомощны. Причем никого не надо ни искать, ни топить. Достаточно "навести на резкость". поставить закладку написать отзыв
|
v_berg@mail333.com |
|
||