Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Материалы к разработке новой педагогики
Владимир Каганский. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. НЛО, 2001, ISBN 5-86793-142-0. 575 стр.

Дата публикации:  6 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Потребность в новом языке - средстве компактного изложения представлений о сложных и больших системах огромна. Подготовка квалифицированных экспертов медиков, психологов, биологов, географов и т.д. занимает десятилетия. Хочется верить, что процесс обучения можно заметно ускорить, имея в распоряжении синтаксические и морфологические средства, позволяющие описывать процессы одновременно протекающие на разных уровнях организации, связанные различными событийными комплексами и допускающие интерпретацию в рамках разных дисциплин.

Прототипом такого языка может быть синтез и интерпретация карт и картоидов.

Густо наполненная смыслами, работа В.Л. содержит концептуальные обобщения и обильный материал, готовые стать готовыми блоками этого языка - но более всего в ней поводов для постановки технического задания конструкторам потребного языкового средства. Эйдетическое восприятие автора совмещает и сопроматовскую образность и далеко-за-топологические превращения.

Хочу упомянуть некоторые из имеющих отношение к проблематике нового языка сюжетов, пронизывающих всю книгу.

Геометродинамика географической среды. В представлении автора расстояния и границы являются самостоятельными силами, а регионы - телами, со своей упругостью, прочностью, пластичностью. Они могут деформировать и разрушать соседей, сливаться и разрушаться. Неадекватное свойствам территории ее административное деление может само по себе вызвать к жизни не только социальные и технологические, но и геологические процессы.

Топология страны. Часто обращаясь к веерной матрице по основанию "центр - провинция - периферия - граница", автор не только анализирует устройство регионов, но и обсуждает ситуации инверсий, когда, например, географическая граница ведет себя как центр региона, центр расщепляется, а внутри региона оказываются внерегиональные образования.

Наложение границ. В обычной ситуации несовпадения границ, выделяющих части территории по разным основаниям, автору удается рассмотреть все членения как равноправные, одновременно иметь в виду несколько территориальных и функциональных сеток, дробящих регион и демонстрировать их взаимную зависимость. За счет необычайного лаконизма автору удалось добиться подлинного синтеза описаний.

Морфология прозрачного и проникающего. Объекты, обсуждаемые Каганским в его изложении существуют одновременно, не скрывая друг друга, взаимно проникая, сохраняя между тем своеобразие и качественную ограниченность. Визуализовать их взаимоотношения можно средствами компьютерной графики, еще не вошедшими в обиход презентаций научных представлений. На мой взгляд статьи В.Л. - случай удачного наполнения для обучающих программ.

Современные обучающие мультимедийные продукты, к сожалению, ориентированы на изложение того же самого линейного текста, который успешно умещается в книгах. Технические возможности мультимедиа нуждаются в текстах с особой структурой, организованностью. Подрастающее поколение, искушенное в бродяжничестве по виртуальным мирам с их смысловой многомерностью, визуальностью, особой логикой принятия решений, поиска и стратегических расчетов, вероятно можно легко обучать весьма сложным концепциям - были бы эти концепции. А порождение сложных картин описания систем сдерживается отсутствием соответствующих средств коммуникации. Работа Каганского представляется важным шагом на пути к новой педагогике.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Борис Жуков, Заметки об экологическом кризисе /06.02/
Фундаментальная переоценка ценностей и публичная дискуссия о целях и методах экологического движения неизбежны. Те "зеленые", для которых решение экологических проблем - действительно главное, все глубже втягиваются в диалог с властью и бизнесом.
Владимир Каганский, Ответ В.Глазычеву /06.02/
Текст В.Глазычева злобноват, жалок, бессодержателен, - отвечать не на что. Необходимо указать на ошибки, домыслы и прямую ложь, выдаваемые за достоверные и точные сведения. Сергей Ловягин. Материалы к разработке новой педагогики.
Ревекка Фрумкина, "И ты, женщина, права..." /01.02/
Н.Чугунова написала типично западную статью о том, как уберечь свое privacy от посягательств. Н.Серова - типично "нашу" статью о том, как в погоне за privacy мы обрекаем себя на одиночество. Как известно, каждый язык адекватно обслуживает свою культуру. У нас не случайно нет слова рrivacy, это привилегия высокоразвитых стран.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-28 /01.02/
Жизнь семьи Путиных выхолощена в книге Блоцкого до невыносимой скуки: жили бедно, но не стыдились. Воспитывали строго, но с любовью. Ели мало, но с аппетитом. Путин любил варенья в стакан набухать и долго, со вкусом пить. Удивительно вкусно у него это получалось... Если Путин читал книгу и не запретил - это говорит о нем не лучшим образом.
Сергей Чебанов, Памятник эпохи как коммуникативная неудача /30.01/
Выход книги С.Кордонского "Циклы деятельности и идеальные объекты" - одно из самых знаменательных событий интеллектуальной жизни Северной Евразии за последнюю четверть века. (отзывы)
предыдущая в начало следующая
Сергей Ловягин
Сергей
ЛОВЯГИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100