Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Католизатор?
Дата публикации:  13 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Замечено, что многие социальные структуры напоминают человека. Они рождаются, набираются сил, цветут и пахнут, но вполне могут стареть и умирать, коллапсировать. Если "перейти на личность", уподобить общественный институт индивиду, можно наблюдать, к примеру, нечто вроде деградации, распада этой самой личности.

Удивляться тут совершенно нечему: структурами руководят живые люди, в меру трудолюбивые, просвещенные и культурные. В силу умеренности трудолюбия они могут стараться работать поменьше там, где это возможно. А по причине ограниченности внутренней культуры не стесняются давать волю чувствам ревности, мести и многим прочим, не менее замечательным.

Особенно ярко проявляется все это в поведении систем неформальных, полунеформальных или хотя бы отчасти деформализованных, то есть таких, где хотя бы часть субъектов процесса их жизнедеятельности участвует в нем на добровольной и бескорыстной (в материальном плане) основе. А если система хоть немного признана властью, а того лучше - пригрета ею, приближена, - тут страсти разгораются вовсю.

В период благодатного брежневского застоя, когда на фоне всеобщего народного благосостояния КВН, рок, клубы самодеятельной песни, детские коммунарские отряды и другие похожие образования котировались как излишества, некоторым из них и им подобных удавалось выживать, чаще всего на определенных условиях. В окружении отсутствия окружения они оказывались вне конкуренции, а антимонопольного законодательства тогда не было, ибо первым делом пришлось бы прикрыть КПСС. И монополисты, кто раньше, кто позже, усталые или развращенные, переставали "ловить мышей".

И представьте, что вдруг по соседству со старым, вальяжным, утратившим потенцию детским клубом появляется молодой, упругий, полный сил и рвущийся в бой. Не обросший традициями, не обрюзгший, лучше чувствующий стиль обновленного времени. И дети начинают перебегать туда, где живее и интереснее.

Что делает лидер старой структуры? Оживляет работу? Пересматривает концепцию и методы? Вам смешно. Правильно, он пишет письма в горком или прямо "стучит" в КГБ. Чаще всего ему везет, и новый клуб закрывают.

Был и у меня детский клуб, созданный неподалеку от старого. И в один прекрасный год и месяц родителей "наших" детей стали "тягать" в дом серого цвета и там рассказывать, как в клубном помещении, запершись, взрослые и дети встают в круг и занимаются онанизмом.

Родители, как правило, часто бывали в клубе и знали, чем там занимаются их дети. Дверь не запиралась никогда. Да и несподручно как-то совершать подобные действия в кругу, в котором стоят и мальчики, и девочки. Не знаю, мне так кажется. Потом оказалось, что наш "доброжелатель", лидер конкурирующей педагогической системы, "докладал" буквально следующее: они-де там, в своем кругу, занимаются словесным онанизмом.

Анекдот? Тогда это воспринималось чуть острее. Но это я так, к слову, чтоб добро не пропадало.

А дело в том, что я атеист. Говорят, это пока еще можно. И даже не в том дело, а в принципе. Мне интересно, что происходит в условно-духовной сфере нашего светского (по конституции) государства.

Кем-то тихо решено, что основных (считай, "правильных") конфессий нам положено иметь четыре - православие, мусульманство, иудаизм и буддизм. Все прочие - от лукавого. Видимо, православные священники проповедуют веру в правильного Христа, а баптисты - в неправильного. Об адвентистах, а тем паче менонитах и мунистах всяческих говорить просто боязно. Кто и на каком основании оценивает степень легитимности того или иного бога, можно только догадываться. Заметим лишь, что в мире крайне мало богов, на которых не надо собирать денег. И все они, как назло, "не те".

Нелегитимных, конечно, давят, травят - и правильно: несолидные они какие-то, нереспектабельные. Респектабельным возвращают храмы, отнятые было под музеи и планетарии. Им вот-вот отдадут на откуп школы. Светское государство, от которого церковь отделена конституцией, готово отделить от себя школу, лишь бы служители культа воцарили в ней (а там, глядишь, и во всем обществе) духовность и нравственность. Видимо, других корней оных, окромя религиозных, не осталось. Или корни есть, а специалист по ним весь вышел.

Но пока думают, как ловчей извернуться со школой, армию уже вовсю отделяют. Правда, лам и раввинов в ее рядах пока не замечено, да и муллы - большая редкость, но батюшки уже справляют службу по полной программе. То тут, то там что-то поют солдатикам. Видимо, "не убий!".

А как президент, стоя во храме, отделяет себя - верующего от себя - государственно-светского, доступно лишь уму профессионала в области раздвоения личности. У меня просто "крыша" едет. И никто не даст ответа, почему президент всех россиян жалует не всех богов, а лишь одного. Зато самого "правильного". Или потому он и "правильный", что ему сам президент внемлет? Нету ответа.

Зато невооруженным глазом видно, что будет. Если уже сейчас отдельные расслабившиеся и уверившиеся в собственной безнаказанности батюшки подворовывают и блудят непотребно, то чем больше им будет даваться и прощаться, тем скорее они выйдут на уровень первой трети позапрошлого века. Тогда, помнится, Пушкин писал нечто малопочтенное про толоконный лоб. И был это не столько голос Поэта, сколько vox populi, почему и воспринималась сказка в социуме с неподдельным энтузиазмом: "достали" народ отдельные обнаглевшие персонажи.

Да и художники не отставали. Перечислять не буду, в "Третьяковке" и т.п. все в пределах видимости.

И вот, кстати, о художниках - представим себе картину. Есть поле. Деятельности. Оно же - поле чудес: лохи зарывают на нем свои денежки. Четверо, неуловимо похожие на "детей лейтенанта Шмидта", поделили это поле по-братски: кому Татарстан, кому Калмыкию, а самому скромному - что останется.

И тут приходит пятый. Не сайентист какой-нибудь шарлатанский, не террорист аум-сенрикешный, не белый брат тоталитарно-сектантский с жульническим уклоном, не масон или сатанист диавольский, а самый легитимный в цивилизованном мире - католик. С рекомендательным письмом от Папы!

Будь я патриархом - только обрадовался бы: как же, еще один проповедник нашего с ним Христа и одноименных ценностей! Причем, вроде и не конкурент. Заметьте, где епархии учреждены: в Москве, где и так хватает католиков, в православные храмы не ходящих. В Саратове, где было и куда вернулось много поволжских немцев, а института привычной им божественной вариации толком-то и нет. В Сибири, где обжились после ссылки бывшие поволжские, украинские и прочие их собратья по конфессии. Ну и на полупустынном Дальнем Востоке, где больше геополитики, чем людей, а среди тех почти уже все - буддисты.

Но патриарх заволновался, занервничал. Днем позже заворчал и заерзал муфтий. Вот уж кому, казалось бы, католики побоку!

А дело, видимо, в том, что не зажравшаяся еще на российских хлебах, не обласканная властью и не утратившая потенции католическая церковь может невыгодно оттенять прогрессирующие в своей несостоятельности старые сонные структуры. И не так много народу перебежит из православных в католики, как просто уйдет, сравнив и разочаровавшись. И унесет свои кошельки, что печально, сами понимаете.

Анекдот номер два. Мы - страна людей, скажем так, любящих подарки. Наша мечта, в отличие от американской, - не заработать миллион, а найти его утром под подушкой. Любимое место прогулок - уже упомянутое Поле чудес. И всем телепередачам, где можно на халяву получить парфюмерный набор, гарантирован самый высокий рейтинг. Нация людей, обильно чувствующих, но неохотно думающих, брошенных на произвол рынка без современных лопат и умения эффективно копать, но которые поняли, что вера в почетные грамоты за соцсоревнования - обман, а правды нет, - эта нация с радостным визгом разбежалась по лоткам, где торгуют надеждой. Душевное успокоение по доступным ценам у нас пока актуально и таковым будет еще довольно долго. Особенно когда в сумятице снаружи и внутри головы можно передоверить свою головную боль другому, высшему существу и положиться на него во всем. Это - для нас.

Но не для них, прагматичных, сытых, умеющих богатеть и самостоятельно решать свои проблемы, европейцев. Им боги особо-то и не нужны. Так, дань традиции. А молодежь живет своим умом, свои традиции предпочитает, и боги там совсем другие. Вот и потянулась европейская церковь на новые рынки.

Трудно ей у нас придется. Но только поначалу. Она хорошо "упакована" и богата. Пальцы Папы резво бегают по клавишам ноутбука. Молиться можно по Интернету, и он скоро появится там, куда долго еще не дотянется православная Сеть.

А главное - обратите внимание, ни в Башкирии, ни в Бурятии, ни на Рязанщине синагога не смотрится столь органично, сколь мечеть или часовенка. А раввины чувствуют себя довольно комфортно. Интересы дружбы с цивилизованными державами против менее цивилизованных диктуют государству политику послаблений в области общечеловеческих ценностей и разнообразия религиозных услуг, особенно тех, что практикуются в ситуативно-дружественных странах. И в этом плане католицизм нынче - самое "то".

Так что, может, и хорошо, что будут новые епархии? Может, старые взбодрятся...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Марголис, "Наше дело, дело умирания..." /12.02/
"Все так умирают?" - книга, уникальная по жанру, древнему и напрочь изъятому из "сегодня". Это жанр плача. В плаче автор занимает заведомо вторичное место, в центре же - адресат, присутствующий в тексте, но заведомо отсутствующий в мире.
Елена Говорова, Леди на снегу /11.02/
Наше поколение, впитавшее с молоком прабабушек толстовско-достоевское понятие долга, дополненное и усиленное суровыми буднями Второй мировой войны, способно отключиться от "я отвечаю за все" только в состоянии неподвижности.
Евгений Горный, Олег Постнов, Беседы при Черной Луне /08.02/
О мировом правительстве, махатмах и экзистенции.
Борис Жуков, Заметки об экологическом кризисе /06.02/
Фундаментальная переоценка ценностей и публичная дискуссия о целях и методах экологического движения неизбежны. Те "зеленые", для которых решение экологических проблем - действительно главное, все глубже втягиваются в диалог с властью и бизнесом.
Владимир Каганский, Ответ В.Глазычеву /06.02/
Текст В.Глазычева злобноват, жалок, бессодержателен, - отвечать не на что. Необходимо указать на ошибки, домыслы и прямую ложь, выдаваемые за достоверные и точные сведения. Сергей Ловягин. Материалы к разработке новой педагогики.
предыдущая в начало следующая
Владимир Ланцберг
Владимир
ЛАНЦБЕРГ
v_berg@mail333.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100