Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Гимн-герб-флаг - ... что дальше?
Дата публикации:  9 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Началось все с того, что я придумал шутку.

Нет. На самом деле все началось с того, что мы познакомились с женщиной, дружившей с семьей Михалковых-Кончаловских. Она рассказала несколько историй о Сергее Михалкове.

Потом я стал рассказывать в письме о новом знакомстве и вспомнил за этим занятием, что Сергей Владимирович Михалков является автором аж трех государственных гимнов. И только потом я придумал шутку. Шутка, впрочем, к числу 3 (три) никакого отношения не имеет.

Шутка примерно такая:

"Гильдия Российских Музыкальных Продюсеров" выступила с инициативой увеличить число обязательных атрибутов Государственной Символики и сделать неотъемлемым элементом оной символики видеоклип на музыкальную композицию "Государственный Гимн Российской Федерации".

А потом я подумал: "Блин! А почему, собственно, это шутка?"

Ну а теперь я буду делать предложение государственной важности, предварительно сообщив несколько мыслей "по поводу" - поанализировав как бы.

Когда утверждали государственную символику России, я был среди тех, кому решение вопроса с гимном не понравилось. Оно и сейчас мне не нравится. То есть я, конечно, все прекрасно понимаю, в том числе и широту замысла.

Я понимаю, что власть в России всегда была преемственна. Что Большевизм и Сталинизм - явились, очень может быть, единственным способом, позволившим сохранить территорию Российской Империи под единым управлением. И все возможности, реализованные при социализме, были заложены и обозначены еще в царское время. И хотя большевики жестко ротировали элиты и декларировали интернационализм (СССР был единственным в своем времени государственным образованием, не имевшим в названии топонима, - более яркой заявки на мировое господство трудно придумать), на деле они продолжили дело Рюриков и Романовых.

Таким образом, преемственность трех систем российской власти: как бы монархической, как бы социалистической (пролетарско-диктаторской как бы) и как бы либерально-демократической - налицо. Раз преемственность государственной власти имеется, почему бы не сохранить преемственность символики, символизирующей эту власть, а в большей степени - самое государство? Причем таким образом, чтобы были представлены все три этапа. Что и было сделано. Это я рассказываю, как я понимаю суть замысла, и пытаюсь анализировать попутно.

Понимать-то понимаю, но душа не лежит. На уровне ощущений "Боже царя храни" мне больше все-таки нравится. Не знаю про слова (их все равно меняли), а от мелодий разные ощущения. Я здесь, извините, при всем уважении к творчеству Глинки, его вариант не рассматриваю - не цепляет совсем. Что до Львова и Александрова, то "Союз нерушимый..." вызывает какие-то конструктивистские ощущения, сухие, не витиеватые.

Трудно оспорить полную пригодность музыки. Она действительно гимн, большой стиль, помпа, пафос, с кварты там начинается. Она вполне красива, но уж больно угловата (чтобы не сказать - топорна). Душа же просит Модерна. Русского. Разнообразия, изысканности, перетекания Востока в Запад и наоборот. В этом смысле "Боже царя храни", если кто помнит, как звучит первая музыкальная фраза (в гимне очень важна первая фраза), - как-то ближе, как-то мягче и приемлемей.

Что касается других элементов госсимволики, то у меня совершенно нет никаких возражений против орла. Птичек люблю. Стихи вот даже родились компилятивные.

Одною главою исследует Запад.
Другой головой озирает на Восток.
Сжимает в своих окровавленных лапах
восторг...

Российская птица, действительно, выглядит потрясающе. Если вдуматься, можно в ней, наверное, найти даже мотив многоглавого дракона. Выражаясь точнее, мотив многоглавости свойственен в большей степени изображениям драконов. То есть, возможно, это не совсем даже птица.

Лучше!!!

Справедливости ради скажу, что и символ советских времен - серп и молот - кажется вполне изящным. Это, правда, не герб, а скорее "лого". Герб, он был большой, с колосьями и глобусом (опять заявка на мировое господство). Да и изящество серпа и молота можно, кстати, объяснить не мастерством советских дизайнеров-геральдистов, а обобщением векового эргономического опыта - все ж таки крайне важные инструменты - и серп, и молот.

Настолько же, насколько прекрасен наш новый-старый герб, настолько же безлик и невнятен наш новый-старый флаг. Если можно проводить аналогию между символикой государства и коммерческой фирмы, а я думаю - можно, потому что и то, и то - это некие корпорации, так вот, и если подойти к госсимволике с тех же позиций, с каких подходят к фирменному стилю при его оценке и создании, то наш флаг не проходит по многим критериям. Узнаваемость, запоминаемость, оригинальность. Да, он прост. Но возможно - даже как-то слишком. Вот американский (США) флаг простым не назовешь. Его даже фиг нарисуешь правильно - все эти звездочки и полосочки. Тем не менее, он выглядит оригинально, и его вряд ли с чем-то можно перепутать. Хорош канадский флаг - из-за листочка. У Кипра нарисован остров, у Ливана - кедр. А самый гениальный, по-моему, флаг у Японии. Просто и со вкусом и с философией - Восток.

Что касается российского триколора, то даже опрос проводить не надо, большинство населения не помнит последовательность цветов, то есть с Францией мы себя завсегда перепутаем.

Если оценивать такой показатель, как использование символа (в нашем случае флага) в разных ситуациях и материалах, то опять плохо - не наступает национальной идентификации, поскольку есть еще кроме Франции страны с поперечными красно-бело-синими полосами на флагах.

Я уже не говорю, что наш флаг дискриминирует мужчин, страдающих цветовой слепотой. Да, наверное, дальтоников немного. Хотя как сказать. (Мой дед был дальтоником, и один из знакомых - точно дальтоник. Если примерно из 200 моих знакомых двое, то уже 1 процент.) Представьте ситуацию, когда наделенный такой особенностью человек в соответствии с законом захочет проявить уважение к символу Отечества и, встав возле, допустим, польского флага, отсалютует ему и запоет наш гимн? Все это останется не более чем казусом, но лишь при условии, что дальтоник не занимает высоких государственных постов.

Наш человек задним умом крепок, вроде как поздно, но я все равно скажу эту мысль, что раз уж мы попытались просимволизировать нашей госсимволикой преемственность трех эпох - и герб у нас царский, а гимн советский, - то можно было бы озаботиться созданием совершенно нового флага, знаменующего (флаг, он и должен знаменовать, он ведь знамя) либерализм и демократию. Преемственность преемственностью, а Государство у нас все равно обновленное, то есть полностью с прежними никак не совпадающее. Уж не знаю, медведя ли, березку ли, косяк ли (клин) журавлей можно было бы вынести на полотнище для "отстройки" (придания неповторимости), добавить ли полос и цветов, придумать=вспомнить некий символ, равный по силе серпу и молоту, пятиконечной (или шестиконечной) звезде или хотя бы канадскому кленовому листу. Но хотя бы как-то поработать с флагом можно было бы. Поработали ведь с гимном. О! Только не надо серп и молот вешать на триколор - совсем моветон.

Вернемся, однако, к начальной теме. То есть к увеличению количества официальных символов государства.

Прежде гимна с его видеоклипом, хотелось бы поговорить о девизе.

Все теперь, конечно выучили слово "слоган", он же лозунг. Ну и он же девиз. Только девиз - это нечто более торжественное.

Нет смысла говорить о важности яркой и запоминающейся словесной формулы, лаконично, но внятно выражающей какую-то идею, послание. По крайней мере, я не буду об этом говорить. Я изрядную долю доходов имею от сочинения лозунгов. А раз за что-то платят деньги, значит, оно нужно.

Девиз - штука вполне геральдическая. У всех рыцарей кроме герба и штандарта обязательно был девиз. Гимна вот не было, а девиз был, причем прямо на гербе.

Государственный девиз - крайне важная вещь.

Теоретически вся госсимволика должна выражать собою основную идею государства. Ту самую государственную идею, которую у нас долго искали, но не нашли (или просто побоялись себе признаться, закомплексовали вдруг?). Вот и полосы цветные на нашем флаге - они не просто так, они что-то там такое значат, о чем, естественно, тоже никто не помнит. Двуглавость орла я вот попытался объяснить или открыть своими силами (см. выше). Ну, с гимном - ладно.

И вот есть такая вещь, как девиз.

Но его нет.

Если мы присмотримся, то заметим, что на советском гербе, в полном соответствии с правилами, написано "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (еще одна заявка на мировое господство). Были и локальные лозунги: "Наша цель - коммунизм", "Слава КПСС!" и проч. Вообще, любая сильная пропаганда, она ценит и уважает девизы - и использует активно, разумеется. Что советская, что германская времен фашизма, что современная коммерческая, эксплуатируемая бизнес-сообществом.

У американцев на деньгах, по крайней мере, написано "Мы верим в Бога". Но сейчас этот девиз трансформировался в "Боже! Спаси Америку". Французы - это "Свобода. Равенство. Братство".

Царская Россия имела "Православие. Самодержавие. Народность".

У Англичан девизом, очевидно, можно считать первую строку гимна "Боже, храни королеву".

Что бы могло стать девизом Новой России? В чем идея этого государства? Считается, что пока на это нет ответа. А я вот думаю, что все есть.

Я думаю, что наше общество решает несколько единовременных задач, которые осознаются, но почему-то не артикулируются как цели и задачи государства.

1. Необходимость выжить (включая и личное выживание, и сохранение государственности).

2. Примирение с ситуацией потери статуса Сверхдержавы, преодоление унижения.

3. Осознание и воссоздание себя как великой нации/семьи народов.

То есть вообще-то мы

ВЕЛИКАЯ СТРАНА ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ,

но пока это секрет. Пока мы до этого еще не додумались.

Очень показателен в этой связи пример Германии, которая дважды в прошлом веке находилась в крайне унизительном положении, и тем не менее, сейчас Германия - великая единая страна и безусловный лидер континентальной Европы.

Я, правда, не знаю, есть ли у Германии девиз. Я думаю, их вполне устраивает и радует лозунг "Единая Германия".

Теперь, наконец, о гимне и видеоклипах.

Когда-то давно звезды нашей эстрады сделали запись в стиле "американская звездная солянка" - это когда берутся звезды гуртом и каждый по бумажке поет 1 (одну) строчку из песни. Все это снимается на камеры, а потом склеивается - и получается такое пафосное произведение на тему "дайте же наконец африканцам поесть", или "спасите леса Амазонии", или вот про свою катастрофу 11 сентября они тоже так спели.

Разумеется, у нас стараются обезьянничать, и в свое время в таком жанре "звезды" нашей эстрады спели гимн еще Советского Союза. Поскольку мало что изменилось, можно было бы использовать и ту запись (а структура позволяет - надо было бы переклеить только некоторые строчки, а то и слова). Но по порядку.

СМИ шумно отметили двухлетие Путина. Больше года прошло с момента бурного принятия нового-старого гимна. Ну и что? Вы думаете, кто-нибудь уже выучил текст? Я, например, сомневаюсь, что и автор (дай ему Бог здоровья) его помнит, этот текст.

В свое время один умный человек сказал про эту страну: "Суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения". Зачем была вся эта бурная и конфликтная кампания по приемке госсимволики, если это как надо не используется? Как они воспитывают столь необходимый нашему обществу патриотизм? Любовь и уважение к чему они прививают? И главное, где и когда?

Вот я купил себе телевизор и довольно регулярно его смотрю. Я гимна по телевизору не слышал ни разу. Особенно со словами. Ну, допустим, он мне не очень-то и нравится. Но я хотя бы помню советский вариант довольно хорошо. Мелодию, там, знаю, даже сыграть могу. А молодежь?

То есть это крайняя степень иррационализма национального масштаба. Сначала долго и упорно за что-то биться, победить с трудом, а потом практически все выкинуть неизвестно куда.

У вас же есть законы и технологии шоу-бизнеса, рекламы и паблик релейшнз; мониторинг с маркетингом, NLP всякие.

Ну что ж вы не понимаете, что в исполнении духового оркестра и хора толстых мужиков не вставляет этот гимн никого? Ведь первая задача такой музыки была вдохновить человека, заставить его пережить восторг, чувство гордости за свое, чтоб шел биться за него с радостью, окрыленный. А духовые использовались исключительно из-за громкости. Не было тогда, когда все это устанавливалось, звукоусилительной аппаратуры. Зато был рационализм. Надо ли сейчас придерживаться неких вполне, кстати, условных догм?

Наймите качественных продюсеров, сделайте аранжировки, снимите клипы, протестируйте по социальным группам и поставьте на ротацию. Законы - они ведь для того и законы, чтобы раз их открыв, потом ими успешно пользоваться. А если вы не примените эти законы для себя, их кто-нибудь применит против вас.

С другими инструментальными партиями, глядишь, он, гимн, и позатейливее будет. Может, и мне снова понравится. Нравился же он мне когда-то. Пел я его даже добровольно, для удовольствия (невзирая на слова Михалкова и Эль-Регистана).

Это все к тому, что я сначала думал, что пошутил про видеоклип на Гимн Российской федерации, а потом оказалось, что нет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-33 /02.04/
Стодвадцатилетия Корнея Чуковского почти никто не заметил: сбывается его собственный прогноз. Обитатели Переделкина, идя мимо его дачи, спросят: а кто он был? Не говорите в ответ: он был критик, сказочник, или отец выдающейся писательницы Лидии Чуковской. Скажите просто: человек, нашедший универсальное лекарство от всего.
Владимир Ланцберг, В кавычках и без /19.03/
Демократии абсолютной, безупречной, предельной нет нигде. Посему речь можно вести не просто "о демократии", но о демократии относительной, статистической или о степени приближения к демократии абсолютной. И работать на это приближение. Ответ Михаилу Кордонскому.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-32 /15.03/
Фильм Балабанова "Война" как нельзя лучше соответствует нашим упрощенным временам. Фильм, предназначенный для показа на призывных пунктах. Дитя идеологического вакуума, Абсолютная Пустота - в этом секрет ее неотразимой притягательности. Кино Балабанова - абсолютно бесчеловечно в самом нейтральном, безоценочном смысле слова: человека в нем нет.
Александр Шубин, Почему раскручивали "Азазель"? /14.03/
Акунин пытается встать в авангард модного движения против рационального мышления и прочих плодов просвещения. Это уже повод для большой общественной поддержки, особенно в телевизионном мире. Но все-таки не настолько масштабной. Для такого триумфа нужен не просто социальный заказ, а заказ актуально-политический. (отзывы)
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-31 /11.03/
1. Есть главный критерий оценки поэта - качество его прозы; проза Бродского бывает остроумна, но никогда - весела; полемична, но никогда - увлекательна. Тупик и есть тупик. 2. Журналистикой в девяностые чего только не называли. Но Илья Стогоff занимался не журналистикой. Он занимался фигней.
предыдущая в начало следующая
Виктор Перельман
Виктор
ПЕРЕЛЬМАН
vvvppp@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100