Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20020430_du.html

Кое-какое представление о женщине из детской поэзии
Оксана Дубовенко

Дата публикации:  30 Апреля 2002

Странно, сегодня столько хороших книг, в том числе и для детей, а малыши от двух до пяти читают то же, что их мамы, папы, бабушки, а порой и прабабушки. Маяковский, Барто, Михалков, Квитко, Благинина...

Современные авторы отсутствуют, во всяком случае - в широкой продаже. Усачев и Остер - для детей постарше. Первые детские стихи - о самом главном: людях, вещах, животных, отношениях, о том, что запомнится на всю жизнь. Какой видят дети женщину - маму, бабушку - в своих первых книжках? По сравнению с началом и серединой прошлого века сегодня мы имеем несколько другое представление о женщине и об отношении к ней (если судить по стихам для самых маленьких).

У старика Михалкова вроде бы прогрессивный взгляд: "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны". Но это в профессиональном плане. А где они, эти мамы? Дети вот, сидят под забором и разговаривают. А мамы их скорее всего на кухне, им выступать некогда, им надо все успевать.

У классика жанра Сергея Михалкова (если, конечно, пренебречь очевидными исключениями) мам не видно, дети, как говорят в поликлиниках, организованы или находятся под присмотром нянь, а главным героем является мужчина - супергерой, красавец, атлет, смельчак, в сердце которого есть место детям, но не дамам. Все-таки не удается автору в тексте умереть до конца, сказывается семейное отношение к женщинам, много раз продекларированное, благодаря известным членам благородной фамилии. С одной стороны, женщина - красотка, манекенщица, кукла, красиво ходит и улыбается. С другой - мать, алтарное отношение к ней - уважать, почитать, трепетать, поэтому пусть сидит дома, воспитывает, готовит, вышивает и даже пишет стихи. Но в своем мире, совершенно обособленном от мужского, который, в свою очередь, состоит из опасных экспедиций, захватывающих приключений, важных государственных дел, блестящих побед и несправедливых поражений. К женщинам мужчина-супергерой изредка заглядывает, чтобы снять нектар с цветов обожания или подставить свои раны под языки зализывающих. По большому счету, в стихах Сергея Михалкова женщин нет.

У Агнии Львовны Барто дети - сами по себе, а мамы - сами. Они могут промелькнуть рано утром, а вечером - уложить ребенка спать. Почти постоянно присутствует бабушка, но она всегда занята хозяйством, так что к ней можно лишь обратиться с вопросом.

Из написанного для детей про женщин прежде всего на ум приходит стихотворение Елены Благининой "Посидим в тишине" ("Мама спит, она устала..."), где смертельно умотавшаяся мама почему-то отрубилась посреди дня, видимо выходного, а дочка охраняет ее сон и воздерживается от шумных игр.

Я тоже двигаться хочу,
Но мама спит, и я молчу.

Ближе всего к художественной правде стихи Галины Лебедевой (цитирую по Г.Лебедева "Дружная семейка", Изд-во "Малыш", 1989 г.). Эта маленькая книжечка дает достаточно полную картину жизни среднестатистической женщины конца восьмидесятых. И хотя окружающий мир во многом изменился, моральные предпочтения в части, касающейся женщин (маскулинный каламбур), остались прежними. Самое известное в сборнике стихотворение "Дружная семейка" представляет идеал, к которому стремится женская душа.

В некоем благословенном краю живет дятел. Едва забрезжит рассвет, он начинает работать как проклятый, долбя клювом кору и доставая из мельчайших щелей все движущиеся насекомые объекты. И так долбится он, не прерываясь ни на минуту, пока не стемнеет. А дальше:

А к ночи возвращался он
С гостинцем для птенцов.-

Следует подробное перечисление насекомых. Дальше:

...А к их любимой маме
Он подлетал с цветами.
И загорался огонек
В том доме как звезда.
И доносился говорок
Из тихого гнезда.
И засыпали крепким сном
Два маленьких птенца
Под теплым маминым крылом
И под крылом отца.

Несовершенный вид глаголов, обозначающий длительность, протяженность, непрерывность действия, ясно показывает, что перед нами идеальная модель. Звезда как знак благословения. К маме он именно "подлетал", то есть готовился к встрече заранее, видимо, сохраняя еще некоторую свежесть романтики чувств. "Говорок из тихого гнезда" - культура отношений и быта, мечта о взаимопонимании, возможности диалога, интеллектуального общения. И как апофеоз - птенец, засыпающий под папиным крылом. Этот дятел еще и детьми позаниматься успел. То есть: мужчина - друг, любовник, хозяин, добытчик, отец, помощник по хозяйству. Соответствовать всему сразу невозможно. Получается, что идеальный мужчина - "дятел", недотепа, дурак. Какая же все-таки глупая эгоистка эта женщина, раз она хочет всего сразу. Вовсе нет, просто она строит свою идеальную модель по мужскому типу, она зеркально переносит на мужчину все требования, предъявляемые к ней. Об этом стихотворение "Кто за Катей уберет?":

Что у Кати
На кровати?.. -

Да ужас у нее на кровати, не ребенок, а чудовище, всегда - где найдет, там и бросит.

...Кто все это уберет?
Тот, кто раньше всех встает,
Кто стирает, моет, шьет,
Кто на фабрику потом
Мчится чуть ли не бегом,
Кто под вечер с полной сумкой
Еле-еле входит в дом.

Это уже не модель, это - правда. И это не один день, это постоянная, непрерывная цепь обязанностей, дел, обещаний, которые невозможно отложить. Если остановиться, заболеть, восстать, они никуда не денутся, будут копиться, нагромождаться. От этой жизни никуда не сбежать, потому что это и есть семья в нашем понимании. День занят до секунды, дела не нужно планировать, потому что они сами определяют распорядок и задают темп, все операции доведены до автоматизма. Возникает ощущение каторжного труда, вспоминается Ванька Жуков или Варька из чеховского же рассказа "Спать хочется". Но перед нами не угнетенные малолетние пролетарии, а красивая, гордая женщина, передовик производства, заботливая мать, хозяйка уютного теплого дома. Откуда она берет силы, если каждый день растрачивает себя полностью:

Неужели это мама
Никогда не устает?
Неужели это мама
Все за Катей уберет? -

такой вот недоуменный вопрос возникает у автора.

А где же в это время мужчина, надо оговориться, искренне любимый, ценимый и уважаемый. Он - в стихотворении "Щенок". Мальчик увидел на улице щенка и просит маму взять его в дом.

Мама в ответ: Отойди от окна,
Собака нам в доме совсем не нужна.

Тот к бабушке:

А бабушка машет рукою:
С собакой не будет покою.

Дед: "Спи, внучек, А он поскулит и уснет...
Кто-нибудь может его и возьмет".

Жалкие, низкие, равнодушные люди лишают ребенка детства. (Надо заметить, что самая подлая позиция все-таки у дедушки.)

...Но вот, наконец-то, мой папа пришел.
- Смотрите, смотрите, кого я нашел!
Щенок беспризорный дрожал у дверей,
Согрейте его, накормите скорей!
Теперь у щенка появилась семья:
Бабушка, дедушка, мама и я.
Но он больше всех любит папу -
Ему подает он лапу.

Какой замечательный папа, добрый, умный, решительный, все понимающий. Нет, не все. Ведь другие любимые, добрые люди,с большими сердцами отказывались брать щенка, потому что они осознавали свою ответственность за него. А папа сделал красиво, никого не спросясь, ни с кем не посоветовавшись. Потому что мир, который рисует нам поэт, организован исключительно по мужским правилам. Потому что совершать поступки - это исключительно мужская прерогатива. А удел женщин - заботиться. Это великое предназначенье, только почему-то имеющее сниженную окраску, какое-то второсортное. И до сих пор в новом открытом мире, свободном обществе, женщину ценят не за богатство внутреннего мира, не за ее интуицию, не за умение сглаживать конфликты и налаживать любые отношения, а за ее корневые, первобытные свойства, прежде всего обслуживающие мужчину. "За этот борщ ей можно простить незнание минета" (Владимир Сорокин, "Тридцатая любовь Марины").

Такие вот мама и бабушка из стихов для самых маленьких.