Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Cлова первые и последние
Дата публикации:  5 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Даже когда вполуха слушаешь всякие свежие новости в исполнении наших дикторов, комментаторов, телеведущих, нет-нет да зацепит какое-нибудь вдруг актуализировавшееся словцо, причем, что поразительно, из довольно редких и даже труднопроизносимых.

Ну, например, амбициозный.

Впервые оно вылетело (надо полагать, вполне запрограммировано) из уст нашего президента несколько месяцев назад, когда он пожурил нынешнее правительство не за что-нибудь, а именно за неамбициозность его деятельности. А затем, естественно, пошло и пошло гулять, эхом передаваясь из уст в уста чиновников и журналистов.

Быть неамбициозным стало не то что не здорово, но, как бы выразился Лев Толстой, не comme il faut, поскольку амбиции неожиданно были переведены в разряд позитивных политических ценностей и даже первостепенных стимулов для неразворотливых чиновников, довольствующихся малым и не выдвигающих более серьезных и сложных задач по подъему экономики и общему цивилизационному процессу в стране.

Что ж, дело действительно хорошее, если правительство не только решает стоящие безотлагательные проблемы (а таких прорва), но и работает на будущее, видя перед собой более долгосрочную перспективу.

Между тем само зацепившее нас слово, если заглянуть в словарь Ожегова, означает следующее:

АМБИЦИЯ, -и, ж.

1. Обостренное самолюбие, а также спесивость, чванство. Войти (вломиться, удариться) в амбицию (обидевшись, рассердиться; разг.).

2. обычно мн. Претензии, притязания на что-н. (неодобр.). Ничем не обоснованные амбиции.

Судя по данным определениям, коннотации его несколько сомнительны в моральном смысле. Что такое спесивость и чванство никому из нас объяснять не надо - все с ними сталкивались, особенно в контакте с теми, кто имеет хоть какую-то маломальскую власть, то есть со все теми же чиновниками. Если вам что-то нужно, то будьте уверены - хлебнете с лихвой этой самой амбициозности.

Cлушая выступления многих из наших думцев, поражаешься неведомо откуда берущейся чванливости.

Никто не спорит, и нам есть чем гордиться (немереные просторы и ресурсы, победа во 2-й мировой войне, космос, мозги и пр.). И тем не менее. Добро бы, страна действительно была богатой и благополучной, так ведь только и знаем, что дыры латаем, по многим основным показателям (продолжительность жизни и пр.) в каком-нибудь восьмом десятке среди стран третьего мира. Между тем - все равно тщимся быть впереди планеты всей, а то и указывать народам, как жить.

Не отсюда ли, кстати, совершенно "беспрецедентные" наезды на бедную нашу футбольную сборную, которая как могла, так и играла на Чемпионате и вполне закономерно выбыла, не дойдя до одной восьмой? Играла на своем уровне, а амбиции, как бы велики ни были, тут вряд ли чем могли помочь и требовать от парней невозможного было просто жестоко.

Кстати, вышеупомянутое (не случайно) слово "беспрецедентное" тоже одно из наиболее частых. Естественно, что употребляется оно обычно в связи с мерами безопасности, которые приходится принимать в том или ином случае (а случаев таких, увы, все больше и больше). Беспрецедентные, то есть небывалые, особые, не имевшие раньше места, хотя это вовсе не значит, что их действительно не было, - просто слово такое - красивое, весомое, длинное. Грезится что-то эдакое, грандиозное, хотя это может быть всего лишь толпа омоновцев. Но зато событию сразу прибавляется значимости, а информационный повод, будь он даже вполне заурядным, обретает некую обязательность.

Отметим и еще одно словечко, непривычно часто повторявшееся в последнее время нашими разговорчивыми (частенько не по делу и не во время) комментаторами футбольных матчей Чемпионата мира: великий.

Слово это к кому только не было применено из нынешних и бывших футболистов: от Роналдо, Ривалдо и Роберто Карлоса до разных прочих. Хотя и так понятно: раз попали в составе сборной на чемпионат, значит, уже не последние. Но нет, зачем мельчить?

Великие - и вся недолга.

Конечно, это повышает престиж Чемпионата, если в нем участвуют не просто отличные футболисты и даже не выдающиеся, а именно великие. Это разжигает страсти. Это как бы переводит нашу скоропостижную современность и сиюминутность в разряд исторически масштабного, а то и вечного.

Правда же, лестно быть не только современником великого, но и его зрителем. Видеть его, ошибающегося, страдающего, ликующего, гневающегося, плачущего от горя или торжества, побеждающего или проигрывающего.

Соучаствовать, одним словом.

Соответствующая риторика позволяет приобщиться к какому-то иному, более, что ли, возвышенному строю жизни, вполне виртуальному. Ты и сам как бы невольно приподнимаешься в собственных глазах, а происходящее вокруг обретает особый статус, возводится в иную, более высокую степень, повышая градус переживания.

Все это, если хотите, входит в круг коннотаций все того же понятия "амбициозный": обостренное (читай: больное) самолюбие, тщеславие, спесь. Не сегодня это повелось - жить не будничной повседневностью с ее простыми событиями, проблемами и заботами, а - Событиями, Историей, Революцией и тому подобным, именно с прописной буквы.

Есть еще одно иностранное словечко, ставшее нам родным и рифмующееся со словом "амбициозный". Вы уже догадались: претенциозный. Претендующий на оригинальность, вычурный (словарь Ожегова). Сюда бы добавить: ложный. Оно покрывает и все вышеназванные слова. Вот только к чему претендовать на оригинальность, впадая в вычурность или фальшь, если мы и так оригинальны? Даже в этой тяге к величию, к беспрецедентности, к мессианству.

Может, все-таки лучше потихоньку возделывать свой сад, подобно многим другим цивилизованным странам, не выпячивающим свое удивительное и неповторимое "я", а каждодневными усилиями, без всяких судорожных романтических порывов, но зато продуманно и кропотливо созидающих для своих сограждан сносную жизнь.

Ясно, что дело вовсе не в словах. Но и ведь и слова тоже кое-что значат.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
В.А. Успенский, О двух архетипах тоталитарного мышления /04.07/
Филологический факультет Московского университета: Очерки истории. Правящая догма относила лингвистику к наукам общественным и потому идеологическим.
Ревекка Фрумкина, Разговор книгопродавца с ученым /28.06/
СЖ о "вторичной занятости" студентов. 81% студентов не желает идти на самоограничения в потреблении во имя приобретения знаний. Половина студентов работает вовсе не там, где следовало бы, если бы они хотели увязать свою работу со своей будущей специальностью. Самоценным образование считается совсем в иных краях. И только богатое общество может субсидировать таланты.
Николай Плотников, Правый поворот в Германии или предвыборная инсценировка? /26.06/
Предметом общественной полемики стали не детали налогообложения и не технологии преодоления безработицы, а тяжелейшие обвинения в антисемитизме и потрясании основ политической идентичности послевоенной Германии.
Ревекка Фрумкина, "Когда погребают эпоху"... /25.06/
Лидия Гинзбург писала, что в жизни отдельного человека есть исторические и неисторические периоды. Я думаю, что для меня таким историческим периодом стало время, начатое описанным днем и продолженное революцией 1991 года.
Ян Шенкман, Песни бывалых людей /19.06/
Говорят, что стабильность в обществе не способствует расцвету искусств. Я не очень-то этому верю. Пройдет совсем немного времени, появится и у нас новая народная музыка. Не старые песни о главном, не песни бывалых людей, а что-то совсем другое.
предыдущая в начало следующая
Вадим Дьяковецкий
Вадим
ДЬЯКОВЕЦКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100