Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20020722.html

О самом большом колесе обозрения, или О разрушении культурного пространства
Константин Поливанов

Дата публикации:  22 Июля 2002

"...В те дни,
когда в садах лицея..."

Внешний вид Москвы в последние десять лет быстро меняется, может быть, еще стремительнее, чем меняется жизнь москвичей. Агрессивно раскрашенные и сверкающие толстым оконным стеклом фасады новых зданий, частично имитирующие элементы архитектуры прежних строений центральных переулков, почти полностью истребили кое-где не до конца уничтоженный за годы советской власти облик переулков Замоскворечья, окрестностей Пречистенки, Остоженки и Арбата. Возвращение прежних названий уже ничего не изменило. Новые поколения москвичей не увидят подлинную Москву Грибоедова, Пушкина, Островского и Булгакова, не смогут испытать ощущение пространственной сопричастности ушедшей жизни, вместо этого они смогут лишь любоваться (если это возможно) изображениями уменьшенных до формата крупной куклы Пушкина с невестой посреди фонтана перед церковью Большого Вознесения.

Удручает в этой ситуации не только то, что уходят в прошлое дома, улицы и переулки, а то, что на смену живому и одухотворенному приходит часто пустое и омерзительно безвкусное. Дегенеративные любители российского футбола устроили свой тошнотворный погром на том самом месте, где зимой и весной 1991 года собирались на митинги сотни тысяч москвичей и, может быть, впервые ощущали себя свободными Гражданами своей страны. Но ведь уже до лета корейско-японского чемпионата площадь, которая могла бы стать памятником российской свободы, была превращена в безвкусное сооружение для низкопробного гулянья, обрамленное малоэстетичными изображениями персонажей русских народных сказок. Может быть, авторы проекта нынешнего вида Манежной площади ответственны за произошедшее не меньше, чем те, кто установил телемониторы для футбольных трансляций?

Сегодня много где можно увидеть ударными темпами высыпаемые самосвалы чернозема, которые разравнивают по газонам, а через 2-3 дня из них поднимается ярко-зеленая, правда не очень натуральная, но аккуратная травка. Казалось бы, все замечательно, но ради высадки худосочных газонов одновременно уничтожаются те газоны, на которых много лет прекрасно росла естественная трава, цвели одуванчики. Можно было бы чуть больше тратить сил и поливать водой эти газоны - глядишь, результат был бы лучше, но вместо этого у нас как всегда дорогая и повсеместная реализация "программы" с названием вроде "чистый город - улица - двор" (прошу прощения, если спутал). Но почему-то никогда и никому не приходит в голову, что какие-то дворы и улицы были чистыми до начала кампании-"программы".

Несомненно, что окружающая среда разнообразнейшими способами влияет на человеческую жизнь. Особенно, вероятно, значимо то пространство, в котором человек вырастает. Царскосельскому парку русская культура очевидно обязана за участие в формировании сперва пушкинского творчества, а затем гумилевского и ахматовского.

Но Воробьевых горах в Москве четыре десятка лет назад с размахом был выстроен городской дворец пионеров и школьников. Все эти годы там собирались и собираются дети, которых заинтересованные и увлеченные педагоги учат танцевать и вышивать, наблюдать за природой и петь, рисовать и играть на сцене и всех вместе - чувствовать красоту, мыслить, общаться друг с другом. Десять лет во дворце (теперь "творчества детей и юношества") существует еще и лицей, где в утренние часы, когда пустуют помещения кружков, в классах разных специализированных направлений учатся несколько сот старшеклассников.

Дворец окружен парком, в котором места хватает и на спортивный стадион, и на пруд, и на площадку для испытания авиамоделей, и на большой вишневый сад. Усилиями дворцовских биологов вокруг здания растут редкие деревья, цветы, кустарники. С начала мая в парке поют соловьи. Здесь гнездятся десятки видов птиц. К счастью, на территории дворца и парка не часто появляются бомжи и хулиганы.

Но именно эта парковая атмосфера может быть в одночасье уничтожена. Кому-то пришло в голову, что на территории дворца может быть установлено самое большое в Москве (России? Европе?) колесо обозрения. Одновременно в ближайшее время будет открыта и долго не работавшая станция метро "Воробьевы горы". Легко себе представить, как будут заплеваны дорожки от метро до увеселительного аттракциона, что появятся во множестве праздные и подвыпившие люди, которым будет абсолютно безразлично, что происходит во дворце, кто и зачем здесь собирается.

Неужели не найдется неравнодушных людей, которые готовы будут отстаивать этот столь необходимый для будущего и страны и города уголок жизни, природы, культуры? Наблюдая происходящее в Москве за последнее десятилетие, боюсь, единственный, кто может отвести угрозу - Президент Российской Федерации. Что ж, по ставшей уже доброй традиции, давайте и за спасением лицеев и парков обращаться к нему!