Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20020802.html

Особенности русскоязычных диаспор в разных странах
Часть 1

Ирина Терентьева

Дата публикации:  2 Августа 2002

Характерные отличия общин и их проблемы

Последние несколько лет я путешествую по свету в интернациональном составе огромной цирковой труппы. Однажды, где-то в Австралии, спрашиваю у квебекца-силача Джино: "Доводилось ли тебе встречать тут во время гастролей канадцев или их диаспоры?" Ответ был: "Это абсолютно исключено. Нам нет смысла эмигрировать". Сразу вспомнился Александр Генис: "Эмиграция и метрополия - два сообщающиеся сосуда: чем больше давления в одном, тем выше уровень жидкости в другом".

Практически во всех крупных городах, где мы гастролировали, среди зрителей было много земляков. Всюду нас приглашали в гости, таким образом мы за пару месяцев имели возможность познакомиться с жизнью разнообразных русскоязычных общин.

Довольно интересно их сравнивать, чтобы понять, как развивается организм диаспоры, какие существуют "этапы эволюции" и гео-исторические особенности.

В этой серии статей мы также обсудим роль отдельной личности и подробно остановимся на примерах жизнедеятельности в диаспорах США, Израиля и в виртуальном сообществе русскоязычного интернета - "Живом Журнале".

Как именно происходит общение, какие существуют формы взаимопомощи, услуг, способы проведения досуга? Каковы негативные явления и в чем их корни?

В Лас-Вегасе, например, - очень молодая община. Там пока вообще мало русских. Первые появились в восьмидесятых годах, когда начали оставаться наши артисты. Сейчас есть мелкие семейные междусобойчики, один магазин с "русской колбасой" и видео-прокатом. Отсутствуют газеты, детские кружки, клубы. Тамошние обитатели пока только мечтают все это создать (особенно мамаши с детьми. Впрочем, растить детей в таком злачном месте - странная затея). Особенности города делают работающих там людей (во всяком случае тех, кто занят в шоу-бизнесе) весьма самодостаточными. Один приятель признался, что Лас-Вегас сам по себе дает ощущение интенсивного драйва. Адреналин людей, приезжающих за легкой наживой, предвкушение выигрыша наэлектризовывают атмосферу сильнее, чем тысячи огней всех казино. "Это круче, чем кайф от колес. Бывают и веселые, и трагические истории. Кина не надо, как увлекательно. Развитие диаспоры? Не интересует".

В этом смысле безнадежнее только Сингапур.

Город-сад. Мечта из будущего. Прожив там полтора месяца в 2002 году, я испытала настоящий футуро-шок. С трудом обнаруженный "местный" русский, работавший в престижном заведении, растолковал нам: не то что диаспоры, - даже никаких контактов с другими русскими нет. Слишком мал процент белых, вообще допущенных в эту страну-город. "Оседать насовсем? Нет, увольте, в данном месте чересчур строго с разными "Ты должен" и "Запрещено". Не за тем ехали. Уж лучше в Лас-Вегас".

Противоположные примеры - Париж, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Торонто.

Скажем, в Торонто (в диаспоре - порядка 350 тысяч человек) есть громадный русскоязычный район с массой продуктовых и книжных магазинов, где вывески на кириллице, автошколы, рестораны, детские сады, художественные галереи и так далее.

За право организации концертов поп-звезд из России конкурируют несколько продюсеров. Если в диаспоре произошло какое-то событие - тут как тут наш корреспондент с видео-камерой, и в ближайших русских ТВ-новостях извольте посмотреть хронику. Проблемы со сдачей на автомобильные права? Снять жилье? - Откройте газету "Объявления". Брачные знакомства? Звоните в бюро "Светлана", а проще того - откройте сайт про русское Торонто, зайдите в форум. Все можно.

Кстати, любопытно, как в отдаленном г. Перте на западе Австралии спонтанно возникло целое сообщество наших соотечественниц из уездного городишки N-ск, в котором процветает некое брачное агентство, наладившее прямую поставку ядреных невест снулым автралийским парням. Получив через пару лет замужества новое гражданство, дамы разводились и превращались в кумушек, активно участвующих в жизни русской диаспоры. Теперь там есть студия бальных танцев, традиционные новогодние балы, благотворительные обеды в приходе щедрого отца Сергия, народный хор, детская воскресная школа и студия песни и пляски.

Но. Ни в Азии, ни в Австралии, ни в Канаде мне пока не приходилось встречать активно работающего сколь-нибудь крупного русского центра с единым офисом и финансовым фондом, с инфраструктурой правовой и социальной помощи прибывающим эмигрантам, как, например, у еврейских общин, с их громадными культурно-спортивными центрами, с курсами бесплатных уроков языка для начинающих, проф-семинарами, клубами досуга и системой обеспечения жильем для малоимущих.

Вместо помощи наивный русский эмигрант запросто может оказаться в кабале у плохих дядек, которые с помощью радушных объявлений в газете зазывают поработать на своих предприятиях всех невладеющих иностранными языками новоприбывших лохов.

Кроме того, прискорбно, что существующие пласты русских эмигрантов (по временным эпохам) практически герметичны или очень мало пересекаются.

Даже в небольшой по размеру диаспоре в Новой Зеландии параллельно сосуществуют:

- люди из первой волны, добиравшиеся через Китай или Индию;

- те, кто был заброшен судьбой в послевоенные годы;

- диссиденты и беглецы из под железного занавеса;

- те, кто сорвался из перестроечной России, как только стало можно выехать;

- новые русские, вывезшие постперестроечные шальные деньги;

- "независимые" профессионалы, уехавшие работать и надеющиеся устроить лучшую жизнь для себя и своих детей.

Слишком разнятся не только причины эмигрирования, но также моральные ценности и мировоззрение в целом.

Поляки, украинцы, греки, китайцы и многие другие народности держатся в эмиграции сплоченно, среди них сильна идея сохранения национального самосознания, гордость за свои исторические корни, верность традициям, а как следствие - мощная поддержка новоприбывающих и централизованные усилия по созданию влиятельной и сильной городской общины, чего нельзя сказать о русских сегодня.

Разобщенность среди русскоязычных нынешних эмигрантов - большая проблема. Понятно, что сталинский геноцид и коллективизация даром не прошли. Боюсь, для тех, кто вырос с этим наследием, инерция центробежных сил еще слишком велика, а желание отдавать свои деньги кому-то для создания фондов поддержки эмигрантов - слишком малы.

Еще одно соображение: нынешние успешные профессионалы, влившиеся в новую жизнь, в сущности не очень нуждаются в общине, и ассоциировать себя с "русскими" для них необязательно. Хотя они сами очень нужны общине для успешного функционирования, и надо сделать все, чтобы они захотели в ней быть.

Показательно, что в том же Торонто с середины 1998 года существует "Ассоциация интеграции выходцев из Восточной Европы и Азии", деятельность которой направлена на всестороннюю помощь группам лиц и объединениям русскоязычной общины. Но призывы проявить милосердие и великодушие, жертвуя в пользу прибывших в Канаду соотечественников, не находят должного отклика.

На мой взгляд, узловая проблема - в отсутствии сплоченности общины, главной объединяющей Идеи и Личности, обладающей как доверием большинства членов коммьюнити, так и мощным авторитетом.

"...Проведите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!"

Продолжение следует