Русский Журнал
/ Вне рубрик / www.russ.ru/ist_sovr/20020808_mk.html |
Два мира - два сортира Михаил Кордонский Дата публикации: 8 Августа 2002 Вячеславу Кирилловичу Иванькову по кличке Япончик в конце 90-х годов XX века американская пресса присвоила титул "крестного отца русской мафии". Говорят, что блатное имя он себе выбрал в честь своего всемирно известного одесского предтечи. Впрочем, другие говорят, что настоящее воровское имя Иванькова - "Японец", а прочее - романтическая подтасовка журналистов и переводчиков. Наконец, в третьих источниках пишется, что у него было несколько воровских имен, в том числе: "Слава Японец" и "Япончик". Утверждать что-либо о Япончиках наверняка нельзя: из газетных и книжных страниц о них сошьется больше томов, чем хранится в следственных и судебных архивах России, Украины и США. События, о которых написано столько противоречивого, неизбежно становятся мифами. Кое-что из апокрифов - устных, письменных и сетевых - об одесском Мишке и солнцевском Славе я и собрал (тенденциозно, естественно) для вас, читатели.
По этой легенде Япончик должен бы еще сидеть, однако в других источниках есть версии, что в результате очередной кассации и пересмотра его то ли оправдали, то ли амнистировали, то ли экстрагировали... а может, реинкарнировали.
Вопросы к читателям. Я не спрашиваю вас, Японец он или Япончик. Я не спрашиваю, его фамилия Иваньков, как пишется Что вы думаете, существуют ли на самом деле преступники, специализирующиеся на "скачивании долгов"? Применяют ли они запугивания, шантаж, пытки или угрозы пыток, убийства? Или так просто разговаривают? Что вы думаете, если они при этом представляются сотрудниками МВД, может, даже одеты в форму и имеют документы, то они кто - бандиты или милиционеры? Много ли у них работы? Может быть, это какая-то редчайшая экзотика, вроде каннибализма? Не является ли само существование такого рода преступников выдумкой прессы? Что вы думаете, в скольких случаях из 100 бизнесмены, которым кто-то должен денег и не отдает, обращается в суд, а в скольких "продают долги"? Что вы думаете, этот процент больше у русских (украинских, одесских) предпринимателей или у американских (немецких, английских)? Или так на так?
Вопросы к читателям. Что вы думаете, наркотики - это таки плохо? Или так себе? Что вы думаете, является ли по действующему законодательству торговля наркотиками преступлением? Что вы думаете, прибыль от торговли наркотиками больше или меньше, чем расходы России (Украины, Одессы) а) на образование? б) на культуру? в) на здравоохранение? г) на пенсионное обеспечение? д) на все это вместе взятое? Следующую цитату я при всем желании назвать легендой не имею журналистского права. Пресса в демократических США и России может сочинять все, что угодно, но то, что сказано и, тем более, написано официальными лицами, автоматически становится фактом политики.
Господи, как тяжело говорить официальным языком. Вернемся же от зыбких меморандумов к нашим родным легендам, а заодно и пенатам. К одесскому Япончику - Винницкому Михаилу Вольфовичу (по другим источникам - Яковлевичу). Как легко догадаться из предыдущих интонаций, более всего меня интересует не его жизнь, а его смерть. Бывшая при коммунистах официозной, а ныне, за отсутствием особой конкуренции, остающаяся самой распространенной версия гибели Мишки Япончика такова. После установления в Одессе Советской власти ЧК стала сильно наезжать на рэкетиров. Япончик явился с повинной, заявил, что он всегда грабил только буржуазию и предложил стать на путь исправления и искупления путем немедленного вступления в ряды военного ополчения. На Одессу наступал враг революции Петлюра, из бойцов Япончика был сформирован и отправлен на фронт Первый одесский полк имени товарища Ленина (по другим источникам - 54-й полк 45-й дивизии Якира). Вопрос к читателям. Что вы себе думаете, если 2000 бандитов одеть в красноармейскую (или, например, милицейскую) форму, они перестанут быть бандитами прямо щас или со следующего четверга? Попав на волю, новообращенные революционеры занялись мародерством, и соответствующим органам пришлось применить к ним по законам военного времени соответствующие меры, в результате каковых Япончик погиб, а полк был расформирован. Мы, несколько поколений, выросших без больших войн и катастроф, подзабыли это слово "мародерство" и потому затрудняемся назвать массовое происходящее вокруг явление: люди в форме, маскируясь авторитетом стоящего за этой формой государства, занимаются грабежом и насилием не по поручению государства, а в свой личный карман. Сегодняшний очень распространенный миф, что "менты ничем не отличаются от бандитов", имеет под собой все бытовые основания, но юридически и политически несостоятелен. Значительная часть нашей новой и новейшей истории полна двумя вариантами крупномасштабного массового насилия: легитимным и нелегитимным. Миллионы людей отправляли в лагеря и расстреливали по приговорам трибуналов, "троек" и открытых, с иностранной прессой, судебных процессов, а другие миллионы гибли от голода и пуль вне протокола. Мародеры, в частности, грабители и рэкетиры в милицейской форме, - преступники по законам своей страны, но они не представители своей страны. Суждение "менты и бандиты - это одно и то же" так же безграмотно и непрактично, как "чума и черная оспа - это одно и то же". Мертвым, может быть, и нет разницы, это нужно живым. Чума и оспа, государственное и криминальное насилие, репрессии и беспредел - разные смертельные болезни, у них разные возбудители и симптомы, они по-разному распространяются и по-разному лечатся. Если лечение вообще возможно, в чем у нас с вами есть основания сомневаться. Но даже в страшное время пандемии не терять разума и способности хотя бы аналитически мыслить - наша обязанность. Итак, в 1919-м году по одесским улицам с оркестром маршировал полк мародеров. В 90-е годы, когда приоткрылись архивы и пошла мода на зверства коммунистов, о конце его истории появились подробности. Вячеслав Воронков в "Новых Известиях" (репринт здесь) пишет, что Япончика застрелил уездный военный комиссар Никифор Урсулов 29 июля 1919 года в 8 часов утра в полутора километрах от города Вознесенска в глиняном карьере. Тело расстрелянного забросали песком. Чуть позже приказом #296 по 12-й армии Урсулов за убийство командира полка и проявленное при этом мужество был награжден орденом Красного Знамени. Через несколько дней после убийства могилу Япончика раскопали, для того чтобы комиссар 54-го полка Фельдман смог произнести с революционной суровостью: "Собаке собачья смерть!" и плюнуть в могилу своего бывшего командира. Олег Губарь, один из самых компетентных одесских краеведов, лично набаял мне, что на самом деле все было не так. Ничего плохого Советской власти Япончик не делал. Наоборот, в смутные времена 17-го - 19-го годов, во время бесконечных смены властей и интервенций, он возглавлял отряды еврейской саомобороны. Полк его действительно мародерствовал, но в те времена еще надо посмотреть, как мародерствовали другие части. В полку Япончика были не только так называемые бандиты, но и просто разные люди. Япончик не мог отвечать за их примерное поведение, его подставили. Никаких эффектных сцен в глиняном карьере не было. Губарь лично слышал от своего деда, члена легендарной эсеровской организации "Моревинт" (Молодежный Революционный Интернационал), служившего и у Котовского, и в одесской ЧК, что Япончика официально арестовали и расстреляли по приговору ревтрибунала. Теоретически, сведения об этом могут лежать в архивах, и Олег когда-то до них еще доберется. Самая радикальная версия состоит в том, что, якобы, вся история с вербовкой Япончика была с самого начала тщательно продуманной провокацией ЧК - спецоперацией по уничтожению преступного мира Одессы и привлечению этим на свою сторону политических симпатий обывателей. Губарь считает, что это полная чушь: не было еще в Одессе в 19-м году высокопрофессиональных чекистов, способных спланировать и провести такой сложный комплекс мероприятий Предание же гласит, что Григорий Котовский, большой харизмы человек, сам в прошлом преступный авторитет, приятель Япончика еще по царским тюрьмам, обратил его в коммунизм. Чего красный командир крестному отцу наобещал - этого уж точно ни в каких архивах не найти. Япончик и около 700 самых верных ему бойцов (остальные разбежались заблаговременно и растворились в мире, не представляя уже организованной силы), помародерствовать толком не успели. Чекисты остановили их эшелон, закрыв семафор у старого железнодорожного депо под Вознесенском. И оказалось, что много крутой братвы со стволами - это еще не войско. Действительно бесстрашные, по-своему дисциплинированные (послушные вожаку), достаточно опытные в городских стычках бандиты понятия не имели о том, как воевать пехотой против конницы. В степи развернулась часть кавалерийской бригады Котовского - одного из самых на то время элитных подразделений регулярной армии: сплоченные, обученные и закаленные войной профессиональные солдаты. Замочили бандитов с минимальными потерями, даже до сортиров добежать не дали. (Отчасти это изложено здесь ). Вопрос к читателям. Что вы думаете, сколько голосов на выборах президента России (Украины, Одессы) набрал бы человек, убедивший избирателей, что сделает так же с нынешними бандитами и мародерами? Комиссара Фельдмана неустановленные лица застрелили на одесском толчке в том же 1919 году. В рубке под Вознесенском Котовский пощадил старого приятеля, тоже вора - начальника штаба 54-го полка Меира Зайдера (по другим источникам Меера, Мейера, Майера) по кличке Майорчик. Через пять лет Зайдер при личной беседе выпустил Котовскому пулю (три пули) из маузера в сердце. Осенью 1930-го бывшие котовцы Стригунов и Вальдман бросили труп Майорчика на рельсы железной дороги. Их никто не пытался разыскивать (летопись историка Игоря Шкляева, одесская газета "Слово"). Круг замкнулся. Бандиты перестали быть реальной силой, место власти заняло сталинское государство. До следующей революции - Великой Криминальной 1991-го года. В 1999 году вор в законе Жила в интервью для "Новых Известий" сказал, что Мишка Япончик был одним из теоретиков и практиков современного рэкета, и сегодня бандиты используют те же самые формы и методы, что использовал и он (полный текст этой малявы здесь). Вопрос к читателям. Так что вы себе думаете, история таки да повторяется? |