Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Особенности русскоязычных диаспор в разных странах
Часть 2

Дата публикации:  9 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Роль личности

Активно работавшие фонды помощи переселенцам, о которых мне доводилось только читать, были созданы эмигрантами первой и второй волны. Так, например, "Толстовский фонд помощи русским беженцам Первой мировой войны и революции" был основан в США в феврале 1939 года по образцу европейского "Комитета помощи русским людям - всем, кто в ней нуждается". С самого начала и до 1979 года его президентом была Александра Толстая, младшая дочь Льва Толстого. Среди основателей фонда - такие люди, как последний императорский посол России в Америке Бахметьев и композитор Рахманинов.

Колоссальная деятельность этого фонда помощи перемещенным лицам, беженцам и диссидентам (а это были десятки тысяч человек) способствовала приобретению всемирного авторитета и открытию филиалов во многих странах. После смерти Александры Львовны фонд оказался в сложном положении, многие направления работы были свернуты. Сейчас Фонд возглавляет Ксения Воеводская. Среди нынешних его программ - поддержка российских детских домов, помощь русским сиротам.

В разных странах есть небольшие общины вокруг религиозных конфессий.

В Мельбурне, например, сорок лет существует комплекс "Русская деревня" при благотворительной общине св. Иоанна Кронштадтского, которая предоставляет пожилым людям места для ночлега, а так же уход за престарелыми больными. Кроме того, батюшка Михаил Протопопов с женой вот уже несколько лет собирает пожертвования в пользу петербургского монастыря Ионанна Кронштадтского и курирует их доставку на место. В будущем предполагается построить и многопрофильный русский Центр.

А в основном пока все, что есть в наличии на местах, находится в пределах возможностей одной или нескольких пассионарных личностей.

Например, если в далекий Окленд занесло такого человека, как Сергей Пермитин, то дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток, ибо "Русское Общество Новой Зеландии" возглавляет спортсмен, активист, КВНщик и просто душа-человек. Его энергии хватает на руководство клубом с библиотекой и видео-прокатом, ежедневное обновление новостей по бесплатному телефону, еженедельные радиопередачи, организацию гастролей звезд отечественной эстрады, приемов высоких (хоть и нечастых) гостей из русского правительства, курирование вопросов по устройству новоприбывших эмигрантов и праздничные мероприятия. Его там знают все и пока - обоюдно. Живи он в Москве, тратил бы себя на стояние в автомобильных пробках и заурядные разборки в какой-нибудь конторе. А тут: "Когда я приглашаю сюда выступать Юру Шевчука, то это он ведь ко мне в гости приезжает. И я сам показываю ему красивейшую природу островов". Вокруг такого человека, как Сергей, всегда будут играть на гитарах, петь-плясать и весело нести свое бревнышко для костра, греющего всю диаспору.

В Сан-Франциско известен Борис Моисеевич Бернштейн, замечательный человек, историк искусства, профессор таллиннского универа. В свои 70 с лишним бодр, активен, обладает великолепной памятью и прикладывает массу сил к просвещению общества. Ведет разнообразные курсы лекций, водит молодежь в музеи (и комментирует), пишет и рецензирует книги. Его уровень преподавания абсолютно не поколеблен низкой планкой эмигрантских ожиданий и серостью среднего слушателя лекций.

Невозможно так же не вспомнить и знаменитый скват в Париже времен конца 80-х, где Алексей Хвостенко, как король жакерии, сидел посреди концептуальных художественных полотен, развешанных на холодных стенах заброшенной фабрики, и пел свои бесподобные песни всем русским гостям. Туда, к нему на огонек, бывало заезжали на гастролях клоуны Лицедеи, художники Митьки и иже с ними. К нему, и к Синявскому, и Толстому, и Шагиняну, и многим другим людям, вокруг которых бурлила литературная и художественная жизнь парижского русскоязычного общества.

Есть Личность - есть развитие отношений в диаспоре. Нет - ничего не происходит. Каждый влачится сам по себе. И негде обзавестись новыми знакомыми, не у кого спросить совета в самые трудные, первые дни и месяцы на чужбине...

Поэтому так важны интернет-сайты про жизнь общины и газетные издания, а лучше - библиотеки, где говорящий по-русски персонал играет роль бесплатного информбюро (как у "просто Софы" в Денвере, США), спортивные и цирковые школы для детей (как у Олега Кантемирова в Торонто) и прочие клубы по интересам, возникшие исключительно благодаря Энтузиастам, за что им и громадное спасибо.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Кордонский, Два мира - два сортира /08.08/
Вячеславу Иванькову по кличке Япончик американская пресса присвоила титул "крестного отца русской мафии". Говорят, что блатное имя он себе выбрал в честь своего всемирно известного одесского предтечи. Кое-что из апокрифов об одесском Мишке и солнцевском Славе я и собрал для вас, читатели. Так что вы себе думаете, история таки да повторяется?
Юрген Хабермас, Обоснованное воздержание /07.08/
Сегодня теория справедливости и мораль идут иным путем, нежели "этика", если понимать ее в классическом смысле учения о правильной жизни. Моральная точка зрения предполагает, что мы должны абстрагироваться от тех образцов не напрасно прошедшей жизни, которые заповедали нам великие религиозные учения.
Ирина Терентьева, Особенности русскоязычных диаспор в разных странах /02.08/
Часть 1. "Поляки, украинцы, греки, китайцы держатся в эмиграции сплоченно, среди них сильна идея сохранения национального самосознания. Сегодня этого никак нельзя сказать о русских. Узловая проблема - в отсутствии объединяющей Идеи и Личности, обладающей как доверием членов общины, так и мощным авторитетом".
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-39 /25.07/
Вменяемый читатель пытаетс нащупать новые оппозиции в мире, где перестали работать старые: в очередной раз схватились сложность и простота, почва и воздух, человек-зверь и человек разумный. Размывателям границ и ненавистникам иерархий ничего уже не объяснишь. Утешаться можно одним: их простота самоубийственна.
Константин Поливанов, О самом большом колесе обозрения, или О разрушении культурного пространства /22.07/
Внешний вид Москвы быстро меняется, и удручает в этой ситуации то, что на смену живому и одухотворенному часто приходит пустое и омерзительно безвкусное. Так, кому-то пришло в голову установить на территории Дворца пионеров и школьников самое большое в Москве (России? Европе?) колесо обозрения.
предыдущая в начало следующая
Ирина Терентьева
Ирина
ТЕРЕНТЬЕВА
irater@yahoo.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100