Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Мыдло
Дата публикации:  26 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мир западной цивилизации, с которого мы безуспешно и безнадежно пытаемся взять пример, благополучно пережил марксизм и давно уже не делится на богатых и бедных. К этим двум прошловековым категориям добавился средний класс, составляющий ныне основу западноевропейского и североамериканского общества. Что это такое - у них и у нас, и кто остается в остатке?

Ответ на это вопрос, увы, не так очевиден, как кажется.

Когда мы здесь видим человека в приличном автомобиле и костюме, в офисе, с новенькими белыми зубами, произносящими не заученное в советской школе британское "Yes", а полноценное штатовское "Yea", это еще очень мало говорит о его классовой принадлежности.

Принадлежность к middle-class характеризуется рядом конкретных измеримых признаков, в том числе, конечно, и имиджем, и стереотипом поведения, но этого недостаточно. А есть ли у нашего белозубастого: постоянная работа (долгосрочный контракт) с доходом, обеспечивающим не только жизнь, но и накопления, собственный дом, кредит за который выплачен более чем наполовину, пожизненная медицинская страховка, страховка же от всех видов несчастных случаев, капиталец в акциях, сбережения в надежном банке?.. И еще многое другое, что и отличает их "middle" от нашего мыдло? Американский "средний" тратит на текущую жизнь меньше половины своих доходов, остальное - долгосрочные вклады в будущее: погашение кредита за недвижимость, повышение своей квалификации, различные страховки, накопления, в том числе инвестиции - акции. У прилично выглядящего русского (не считая, конечно, ничтожного количества "новых") на быт уходит до 90% получаемого. И уже совсем смешно спрашивать, защищает ли государство, в котором живет мыдло, право собственности: хотя бы на этот автомобиль - от угона или на дом - от землетрясения. Под "государственной защитой" имеется в виду не предотвращение самих землетрясений, а создание законности, не позволяющей страховым фондам "кинуть" на страховке, и стабильность финансовой системы - возможность построить на эти деньги новый дом. Именно этим непреложно занимаются государства во всех процветающих странах.

Middle в США составляют 85% населения. Маргарет Тэтчeр гордилась тем, что за время ее правления количество их в Англии перевалило за 65%. Во Франции абсолютные цифры доходов среднего класса поскромнее, а в Австралии - пошикарнее. Но во всех странах "золотого миллиарда" эти параметры регулярно определяются и опосредованно входят в налоговое законодательство.

В России никаких официальных определений "среднего класса" нет. И неофициальных, с цифрами и точными параметрами, тоже. Журналисты, политические партии, называющие "средний класс" своим электоратом, и даже маркетинговые исследования приводят, в лучшем случае, один критерий: месячный доход. Например, для Москвы от 500 до 1000$ на семью, в разных регионах - по-разному. Сами судите, сколько процентов в России мыдлов. А в большинстве политики ограничиваются образными определениями, например: "Если человек не пересчитывает деньги в карманах перед тем, как заказать такси".

Типичное мыдло - мелкий предприниматель, чиновник или высокооплачиваемый наемный работник: менеджер, хороший программист, бандит низшего или среднего звена, молодой сильный строитель, моряк коммерческого плавания, мастер-ремонтник и даже высококвалифицированный работяга на еще работающем заводе. В семье чаще всего не более двух детей, работают и муж, и жена. Чистота, уют, комфорт, дети в школе с доплатой. Автомобиль обычно не из дорогих: если не "Жигули" то какой-то корейско-ростовский "Daewoo". Работать на все это приходится много, иногда без выходных.

В похожести с западной традицией мыдло отдаляет от себя выросших детей: помогает купить квартиры, обзавестись хозяйством, наладить свою семейную жизнь и свои источники дохода. Сами родители при этом еще не стары и живут полноценной собственной жизнью. Все прекрасно, но... Кто же будет в старости кормить их и оплачивать их лечение? Учитывая приличное питание и медицинское обслуживание в здоровом возрасте, продолжительность жизни мыдлов должна быть выше средней. Сумма, которую надо отложить на кусок будущего от потери трудоспособности до благородного свидания с дамой при русском народном инструменте, достаточно велика. Если жить скромно и не раскатывать губу на всякие там хосписы, такую сумму можно накопить. Но как хранить? В банке, допустим даже - трехлитровой? Даже если не доберутся воры, мыши и наводнения, сам доллар не стоит на месте, и с ним тоже могут что-то учудить в макроэкономическом порядке. Тех, кто могут держать сбережения в банках западных стран, я отношу уже не к мыдлу, а к более обеспеченному классу. Прагматичное и не страдающее патриотическим оптимизмом мыдло покупает собственность, антиквариат, распределяет это и места хранения наличности в разных точках, в надежде в старости постепенно продавать и дотянуть.

Интересы мыдла как электоральной группы наиболее адекватно отображает "Яблоко", во всяком случае - на уровне деклараций. Что и соответствует динамике популярности и выборности этой партии. Впрочем, не исключено, что умное и практичное мыдло, обаянное Явлинским, голосует все же за кого-то другого, более реального. И продолжает раскладывать заработанные баксы по тумбочкам.

Топ-мыдло - предприниматель или коммерческий менеджер - исправно платит дань уголовному миру, свято веря, что это защищает. Хотя его не менее регулярно, чем представителей прочих классов, грабят, обворовывают, угоняют автомобили, шантажируют и т.п. Как и положено истинной, вера его от этого не колеблется, и оно отдает дань, редко меняя приход, то есть крышу. Здоровая прагматическая основа в этом, конечно, есть: если не платить, то грабить будут чаще. Но сквозь нее просматривается явственный оттенок мистического дуализма: "Они берут умеренно, не как государство", "Это государство у нас бандитское", "Да, мы платим бандитам, но они охраняют нас от других бандитов" и вообще: "Эти так называемые "бандиты" - умные и интеллигентные люди".

В отношении уплаты госналогов и сборов мыдло мало отличается от других страт. То есть платит там, где еще не научилось увиливать и не получается сэкономить на взятке мытарям. Но мировоззренческая установка мыдла по этому поводу отличается от большинства населения, также сакрализована и формулируется как: "У нас очень большие налоги". Предположительно, на лежащих под золотым тельцом скрижалях мыдла записана каноническая методика определения тяжести налогового пресса: сравнивать налоги, описанные в наших законах, с налогами, описанными в законах США. Например (цифры приблизительные, для понимания методики - не более): если там положено платить 30% налогов, а тут - 60%, то, значит, бремя у нас вдвое выше. В ноосфере существует, однако, и другие методики подсчета. Собираемость налогов в США 90%, а в России - 30%. Если так считать, то выходит, что на самом деле средний американец платит 27%, а русский - 20%. Не то чтобы мыдло отрицало эти цифры: умные же люди и видят, что вокруг происходит, да уж сами про себя точно знают. Но уважает оно это, ну, примерно так же, как принцип "Дао объемлет все вещи". Где-то то там, в Индии, Тибете, ну, даже у московских буддистов, объемлет, конечно. Но у нас-то налоги-то все равно выше! А уж о том, что в "золотой миллиард" входят и такие страны, как Голландия, Дания, Швеция, где законодательный уровень налогов в несколько раз выше штатовских и вполне соизмерим с российским, в заповедях ничего не сказано: видимо, скрижали высекли еще до похищения Европы.

Еще один, очень полезный для психического здоровья, религиозный оттенок мировоззрения мыдла: вера в свою стабильность. И пережило оно уже несколько кризисов (правда, теряя свои ряды), и на уровне рацио понимает и про необеспеченную старость, и что в случае, не дай бог, тяжелой болезни тумбочки не хватит и придется влезать в долги, а потом продавать квартиру, и что это фатальное заболевание может оказаться не соматическим, а эпидемическим или экономическим. Но верят, однако, блюдут семейный уют, трудятся до седьмого пота, приумножают, строят на песке.

Русские (как, впрочем, и украинские, колумбийские, никарагуанские) мыдлы, в сущности, маргиналы с видимостью респектабельности. Чего не хватает им, чтобы стать такими же, как западные? Да простого и невозможного краеугольного камня западного мира: священного права собственности, охраняемого законом. Законом, который существует не только на красивых бумажках с печатью парламента, а непосредственно в ландшафте, на самом деле. С обеспечивающими его отлаженной судебной и полицейской системами вместо стрелок и разборок, многократной страховкой не только жизни и здоровья, но и имущества, банковских вкладов и коммерческих рисков. И налогов, нелюбимых смертельно, но вторых после смерти по неизбежности...

Не знаю уж, какое сложилось у читателя впечатления о моем личном отношении к описанному сословию. Боюсь, что неверное. Я скажу, а вы: хотите - верьте... По большинству чисто экономических параметров я и есмь оно самое. Не московское, правда, а подешевле, провинциальное, но на местном уровне - вполне. Вот заработок у меня, квартира (с тумбочкой), компьютер, Интернет там, кофе с коньячком (не поддельным), на такси, если поздно или опаздываю, и пломбы зубовные из импортных материалов.

Ну, мировоззрение у меня другое, но для мыдло решающими для приобщения являются все же экономические признаки, а кроме того, оно достаточно терпимо конфессионально и может позволить своим иметь отдельные странности. И большинство друзей у меня мыдло. И они добро и печально завидуют, что у меня есть паспорт еврея и статус беженца в США. А я все-все-все еще здесь. Уверенный, что у нас нет будущего. И статус мыдла я потеряю в лучшем случае одновременно с трудоспособностью по старости, если не случится раньше какой-то личной болезни, эпидемии или наводнения. Как же мне мигрировать: "Боингом" - в вэлферный рай чужой страны или по реке времени - в маргиналы своей Родины?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кирухин, На чью мельницу льет воду стихия? /23.08/
Несколько лет назад, когда наводнения заливали долину Рейна, специалисты объясняли: воде некуда деваться. Не стало лугов. Не стало ручьев и проток, которые раньше смягчали удар стихии. А в Германии ежедневно застраивается 130 гектаров земли. И "национальная катастрофа" в этот раз оказалась не совсем стихийной.
Юрий Каграманов, Элита и инстинкты /22.08/
Ее долго "не замечали" - так ловко она пряталась за спиной "единого советского народа". С крахом советского режима номенклатура не только не рассеялась, но даже укрепила свое положение. Зато правящая элита утратила прежнюю позицию, когда она реально была, а в то же время для окружающих ее как будто и не было.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-40 /20.08/
Я не призываю к продолжению войны. Я хочу, чтобы какие-то вещи были договорены до конца. Либо Россия имеет претензию быть сильной и целостной державой - либо претензия эта есть пуф и посмешище, и война была с самого начала предвыборной. Да, ее нельзя было начинать. Но уж коль скоро она начата, у нее должен быть конец, а тут возможны два варианта - победа либо поражение. И это поражение, полное и безоговорочное. (отзывы)
Ирина Терентьева, Особенности русскоязычных диаспор в разных странах /19.08/
Из обзора пятых Международных Максимовских Чтений: "русская диаспора Америки не могла сложиться - в силу вынесенных из России духовных и политических различий - в единую общность. В ней сосуществуют сегодня несколько отдельных диаспор, жизнь каждой из которых подчиняется собственным правилам и устоям".
Ирина Терентьева, Особенности русскоязычных диаспор в разных странах /09.08/
Часть 2. Сегодня почти все, что есть в наличии на местах для помощи переселенцам, находится в пределах возможностей одной или нескольких пассионарных личностей. Нет Личности - нет развития отношений в диаспоре. Каждый сам по себе, и не у кого спросить совета в самые трудные, первые дни и месяцы на чужбине. Поэтому так важны интернет-сайты, посвященные жизни общины.
предыдущая в начало следующая
Михаил Кордонский
Михаил
КОРДОНСКИЙ
jar@paco.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100