Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Особенности русскоязычных диаспор в разных странах
Часть 5

Дата публикации:  20 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Израиль

Одна из поразительных и парадоксальных ситуаций возникает вокруг евреев, приехавших из России в Израиль.

Как написала мне Инна из Тель-Авива:

Говорить о русскоязычной "диаспоре" в Израиле несколько неуместно, или это понятие будет относиться только к этническим "неевреям", поскольку само нахождение евреев вне Израиля как раз и называлось диаспорой, рассеянием, а здесь они (мы) - дома. Но поскольку один миллион русскоязычных евреев (ну и не только евреев, конечно) не мог бесследно рассосаться в пяти миллионах тех, кто здесь жил к концу 80-х, говорить о каких-то специальных механизмах общения смешно.

Русские - везде. У моей дочки половина(!) учеников в классе может говорить по-русски, другое дело, что не хочет.

Здесь есть множество русских газет, несколько радиоканалов, трансляция основных российских телеканалов по телевидению. Существуют многочисленные клубы по интересам (отпрыски русских традиций). Большая часть врачей и медсестер в больнице говорит по-русски, есть русскоязычные адвокаты, в последние полтора года в кинотеатрах появились русские субтитры к некоторым фильмам.

Кое-кто считает, что такое обилие русского вокруг мешает людям нормально "абсорбироваться", хотя возрождение Израиля в конце XIX века началось именно благодаря выходцам из России, другое дело, что прибыли они сюда с целью стать израильтянами или по меньшей мере вырастить израильтянами своих детей. Таким образом, русскоязычность и сохранение культуры не стояли во главе угла.

Cейчас идея о "плавильном котле", в который попадают представители разных стран (и даже рас) исхода, больше не является такой модной, как раньше. Каждой этнической группе позволено иметь свои праздники (еще 7-8 лет назад казалось смешным иметь возможность покупать елку перед Новым годом, теперь - это обыденная реальность).

Мне частенько кажется, что русских здесь слишком много, причем у меня совершенно шовинистская позиция: Израиль - для евреев, а если русские все-таки хотят здесь жить, они должны понимать, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Мне не мешает самое распространение русского языка, я понимаю, что для моих родителей он навсегда останется единственным языком свободного общения. Но все то негативное, что мы сюда привезли с конца восьмидесятых, уже довольно кардинально изменило облик современного Израиля, поэтому важно не сделать еще хуже.

Инна.

No comments.

А вот довольно едкий взгляд Дмитрия, прожившего в Израиле 10 лет:

С точки зрения "русской общины" я бы отметил следующие волны эмиграции из экс-СССР:

До войны и сразу после. Люди, построившие Израиль. Гордость нации. Преклоняюсь перед их подвигом.

70-е годы, отказники.

90-е годы - развал СССР. "Колбасная" эмиграция.

"Русских" в Израиле так много, что делает возможным жизнь "гетто" для многих, не желающих вписываться. При этом они могут быть патриотами Израиля, но не знать его культурных героев. Есть разные категории людей, в зависимости от уровня образования, социальных условий, времени жизни в Израиле, возраста и т.д. Наверное, можно выделить следующие группы (разумеется это глупые обобщения):

1. Ватики - эмигранты предыдущей волны. Они дальше от русскоязычной культурной жизни, лучше обеспечены и интегрированы. Израильтяне. Часто неоправданно грубы по отношению к новым эмигрантам. Желают новоприбывшим съесть свою бочку дерьма, так же, как и им пришлось 20 лет назад. Но, бывает, часто помогают и реально понимают что происходит.

2. Дети, закончившие школу в Израиле (или несколько лет в ней проучившиеся). Они совсем далеки от русскоязычной культурной жизни. Реально они - израильтяне, знающие (плохо) еще один язык

3. Новые эмигранты. Приехали взрослыми. Знают иврит плохо - возможно, только разговорный - и с трудом читают. Литературу на иврите не читают никогда. Но успешно работают, имеют знакомых израильтян и ходят на русские концерты. Это целевая группа всех рекламных компаний на русском. Считают себя носителями великой культуры, говорят по-русски с ошибками. Одеваются вычурно как арабы, что они называют "по-европейски". О себе говорят, что "встали на ноги".

4. Новые и старые эмигранты, не "вставшие на ноги". Русское гетто. Пьянство, криминал или "высокое искусство". С трудом понимают, где они находятся, очень переживают за Израиль.

Чего бы хотелось в идеале? Школы для детей. Уже есть, но нужно больше и лучше. Надо много вкладывать в детей, если мы хотим видеть их частью "русской диаспоры".

Качественные спектакли и концерты. Слишком многие приезжали зашибить легких денег и этим отворотили лучшую часть публики. Периодика, освещающая израильскую культурную жизнь, приобщающая людей к ней. Потому как культуру надо потреблять, ту, которая есть (израильскую), а не ту которой нет (российскую в Израиле).

Дима.

Я много и внимательно читала о русскоязычных эмигрантах, особенно тех, кто старался привнести как можно больший личный вклад в жизнь диаспоры. Один из них пришел к горькому выводу: настоящее развитие национальной культуры в зарубежье невозможно, увы. Идет только потребление того, что произрастает на родной земле. Не хочется верить, что это так, но спорить сложно.

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, давайте в следующий раз поговорим о субкультуре. Причем - о сетевой.

Русские виртуалы идут!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Кордонский, Является ли Россия демократической страной? /17.09/
Несложно придумать множество дурацких вопросов, на которые не существует ответов. А у кого спросить? Есть категория людей, облеченных бОльшим доверием масс, чем политологи, социологи, экономисты и прочие аналитики. К ним я и обратился с просьбой выступить оппонентами: имена А.Вассермана и Р.Морозовского в титулах не нуждаются.
В.А. Успенский, Когда все можно /18.09/
По поводу круглого стола "Печать смутного времени". Было высказано убеждение, что смута закончится довольно скоро: хотелось бы видеть доказательство такого оптимистического прогноза. А вдруг смута кончится, а мы этого не заметим? И может ли быть так, что смуты нет, но в обществе распространено убеждение, что она есть?
Сергей Ромашко, Скромное очарование цинизма /13.09/
Юбилей Лени Рифеншталь в России отметили с каким-то особым сладострастием. Хотя в наше время сложно понять, что же она такого наделала: ну, скатала рекламный ролик про партийный съезд... В наше время Лени притягательна как прародительница идеологического конструирования и как дополнительная отдушина: не мы одни такие.
Ревекка Фрумкина, Бедные мидлые... /11.09/
С чего это все так озабочены тем, есть ли у нас средний класс? Разве вопрос о том, есть ли у нас крестьянство, менее важен? На Ставрополье урожай убирают турецкие рабочие, приехавшие туда со своим комбайнами. Но проблема "миддлов" нас волнует больше: мы жаждем обзавестись средним классом. Не спешите - не будет. Мыдло - это именно мыдло, а средний класс...
Авигдор Эскин, Америка в обвале /10.09/
Год назад Буш пообещал своим гражданам, что Америка выйдет из шока и победит в войне с террором. Однако за год общее недоверие к американской системе ценностей только усилилось, несмотря на широкую солидарность во всем мире с жертвами террора. Временный ли это кризис или же неминуемый закат?
предыдущая в начало следующая
Ирина Терентьева
Ирина
ТЕРЕНТЬЕВА
irater@yahoo.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100