Особенности русскоязычных диаспор в разных странах Часть 5
Дата публикации: 20 Сентября 2002
получить по E-mail
версия для печати
Израиль
Одна из поразительных и парадоксальных ситуаций возникает вокруг евреев, приехавших из России в Израиль.
Как написала мне Инна из Тель-Авива:
Говорить о русскоязычной "диаспоре" в Израиле несколько неуместно, или это понятие будет относиться только к этническим "неевреям", поскольку само нахождение евреев вне Израиля как раз и называлось диаспорой, рассеянием, а здесь они (мы) - дома. Но поскольку один миллион русскоязычных евреев (ну и не только евреев, конечно) не мог бесследно рассосаться в пяти миллионах тех, кто здесь жил к концу 80-х, говорить о каких-то специальных механизмах общения смешно.
Русские - везде. У моей дочки половина(!) учеников в классе может говорить по-русски, другое дело, что не хочет.
Здесь есть множество русских газет, несколько радиоканалов, трансляция основных российских телеканалов по телевидению. Существуют многочисленные клубы по интересам (отпрыски русских традиций). Большая часть врачей и медсестер в больнице говорит по-русски, есть русскоязычные адвокаты, в последние полтора года в кинотеатрах появились русские субтитры к некоторым фильмам.
Кое-кто считает, что такое обилие русского вокруг мешает людям нормально "абсорбироваться", хотя возрождение Израиля в конце XIX века началось именно благодаря выходцам из России, другое дело, что прибыли они сюда с целью стать израильтянами или по меньшей мере вырастить израильтянами своих детей. Таким образом, русскоязычность и сохранение культуры не стояли во главе угла.
Cейчас идея о "плавильном котле", в который попадают представители разных стран (и даже рас) исхода, больше не является такой модной, как раньше. Каждой этнической группе позволено иметь свои праздники (еще 7-8 лет назад казалось смешным иметь возможность покупать елку перед Новым годом, теперь - это обыденная реальность).
Мне частенько кажется, что русских здесь слишком много, причем у меня совершенно шовинистская позиция: Израиль - для евреев, а если русские все-таки хотят здесь жить, они должны понимать, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Мне не мешает самое распространение русского языка, я понимаю, что для моих родителей он навсегда останется единственным языком свободного общения. Но все то негативное, что мы сюда привезли с конца восьмидесятых, уже довольно кардинально изменило облик современного Израиля, поэтому важно не сделать еще хуже.
Инна.
No comments.
А вот довольно едкий взгляд Дмитрия, прожившего в Израиле 10 лет:
С точки зрения "русской общины" я бы отметил следующие волны эмиграции из экс-СССР:
До войны и сразу после. Люди, построившие Израиль. Гордость нации. Преклоняюсь перед их подвигом.
70-е годы, отказники.
90-е годы - развал СССР. "Колбасная" эмиграция.
"Русских" в Израиле так много, что делает возможным жизнь "гетто" для многих, не желающих вписываться. При этом они могут быть патриотами Израиля, но не знать его культурных героев. Есть разные категории людей, в зависимости от уровня образования, социальных условий, времени жизни в Израиле, возраста и т.д. Наверное, можно выделить следующие группы (разумеется это глупые обобщения):
1. Ватики - эмигранты предыдущей волны. Они дальше от русскоязычной культурной жизни, лучше обеспечены и интегрированы. Израильтяне. Часто неоправданно грубы по отношению к новым эмигрантам. Желают новоприбывшим съесть свою бочку дерьма, так же, как и им пришлось 20 лет назад. Но, бывает, часто помогают и реально понимают что происходит.
2. Дети, закончившие школу в Израиле (или несколько лет в ней проучившиеся). Они совсем далеки от русскоязычной культурной жизни. Реально они - израильтяне, знающие (плохо) еще один язык
3. Новые эмигранты. Приехали взрослыми. Знают иврит плохо - возможно, только разговорный - и с трудом читают. Литературу на иврите не читают никогда. Но успешно работают, имеют знакомых израильтян и ходят на русские концерты. Это целевая группа всех рекламных компаний на русском. Считают себя носителями великой культуры, говорят по-русски с ошибками. Одеваются вычурно как арабы, что они называют "по-европейски". О себе говорят, что "встали на ноги".
4. Новые и старые эмигранты, не "вставшие на ноги". Русское гетто. Пьянство, криминал или "высокое искусство". С трудом понимают, где они находятся, очень переживают за Израиль.
Чего бы хотелось в идеале? Школы для детей. Уже есть, но нужно больше и лучше. Надо много вкладывать в детей, если мы хотим видеть их частью "русской диаспоры".
Качественные спектакли и концерты. Слишком многие приезжали зашибить легких денег и этим отворотили лучшую часть публики. Периодика, освещающая израильскую культурную жизнь, приобщающая людей к ней. Потому как культуру надо потреблять, ту, которая есть (израильскую), а не ту которой нет (российскую в Израиле).
Дима.
Я много и внимательно читала о русскоязычных эмигрантах, особенно тех, кто старался привнести как можно больший личный вклад в жизнь диаспоры. Один из них пришел к горькому выводу: настоящее развитие национальной культуры в зарубежье невозможно, увы. Идет только потребление того, что произрастает на родной земле. Не хочется верить, что это так, но спорить сложно.
Чтобы не заканчивать на грустной ноте, давайте в следующий раз поговорим о субкультуре. Причем - о сетевой.
Русские виртуалы идут!
поставить закладку
написать отзыв
|
Предыдущие публикации:
|
Михаил Кордонский, Является ли Россия демократической страной? /17.09/
|
|
Несложно придумать множество дурацких вопросов, на которые не существует ответов. А у кого спросить? Есть категория людей, облеченных бОльшим доверием масс, чем политологи, социологи, экономисты и прочие аналитики. К ним я и обратился с просьбой выступить оппонентами: имена А.Вассермана и Р.Морозовского в титулах не нуждаются. |
|
В.А. Успенский, Когда все можно /18.09/
|
|
По поводу круглого стола "Печать смутного времени". Было высказано убеждение, что смута закончится довольно скоро: хотелось бы видеть доказательство такого оптимистического прогноза. А вдруг смута кончится, а мы этого не заметим? И может ли быть так, что смуты нет, но в обществе распространено убеждение, что она есть? |
|
Сергей Ромашко, Скромное очарование цинизма /13.09/
|
|
Юбилей Лени Рифеншталь в России отметили с каким-то особым сладострастием. Хотя в наше время сложно понять, что же она такого наделала: ну, скатала рекламный ролик про партийный съезд... В наше время Лени притягательна как прародительница идеологического конструирования и как дополнительная отдушина: не мы одни такие. |
|
Ревекка Фрумкина, Бедные мидлые... /11.09/
|
|
С чего это все так озабочены тем, есть ли у нас средний класс? Разве вопрос о том, есть ли у нас крестьянство, менее важен? На Ставрополье урожай убирают турецкие рабочие, приехавшие туда со своим комбайнами. Но проблема "миддлов" нас волнует больше: мы жаждем обзавестись средним классом. Не спешите - не будет. Мыдло - это именно мыдло, а средний класс... |
|
Авигдор Эскин, Америка в обвале /10.09/
|
|
Год назад Буш пообещал своим гражданам, что Америка выйдет из шока и победит в войне с террором. Однако за год общее недоверие к американской системе ценностей только усилилось, несмотря на широкую солидарность во всем мире с жертвами террора. Временный ли это кризис или же неминуемый закат? |
|
|
|
ТЕРЕНТЬЕВА
irater@yahoo.com
|