Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
О страхах-2
Дата публикации:  5 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Чувство страха знакомо всем без исключения. Всем? В каком-то мужском журнале недавно прочитала "Страх - это наркотик, без которого уже не можешь". Почему обратила внимание на этот штамп? Потому что еще летом мне пришла в голову идея сделать цикл больших интервью с известными людьми об их страхах. О социальной, физиологической, психологической, гендерной, исторической, национальной, культурной стороне этого явления. Долго думала, с кем мне интересно поговорить на эту интимную тему. Придумала. И в августе разослала московским и питерским издателям письма, в которых рассказала об этом проекте, приглашая к сотрудничеству. Из шести откликнулся один.

А теперь вот захват заложников 23 октября в Москве стал поводом для частичной реализации этой идеи. Те блиц-интервью, которые вы прочитаете сейчас, отличаются от моих первоначальных планов, но, надеюсь, это только начало...

Я заинтересовалась, как определяют понятие "страх" издания, которые оказались у меня на тот момент под рукой. Вот трехтомный "Энциклопедический словарь" (1953-1955), главный редактор Б.А.Введенский. В нем, как и следовало ожидать, места страху нет. А там, где он вроде бы по алфавиту (на букву "С") должен быть, - дыра, зев пылесоса, засасывающий каждого, кто вздрагивает при звуке остановившейся у подъезда машины, покрывается испариной, видя высокие, словно упирающиеся в небо здания, или теряет сознание от запаха крови. Отсутствие "страха" в том издании тем более бросается в глаза, если учесть, что окаймляют его Страус (африканский страус), птица надотряда бескилевых, и Страхов, Николай Михайлович (р. 1900), советский геолог, академик, лауреат Сталинской премии. А вот в "Советском энциклопедическом словаре" (1989), главный редактор А.М.Прохоров, между Страутманом (Страутманисом), Иваром Арвидовичем (р. 1932), советским архитектором, заслуженным архитектором Латвийской ССР (1982) и Страховым, Владимиром Николаевичем (р. 1932), советским геофизиком, членом-корреспондентом АН СССР (1987) я нашла искомое. "СТРАХ" - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С.Кьеркегором, различившим эмпирический С. - боязнь пред конкретной опасностью и безотчетный метафизический С. - тоску, специфическую для человека. В некоторых философских категориях С. рассматривался как причина возникновения религиозных верований (Лукреций, Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.).

Меня в первую очередь интересует "эмпирический" страх, и мои вопросы так или иначе связаны именно с этим понятием. Вот что ответили на них Юрий Мамлеев, Александр Гаврилов, Александр Дугин.


Юрий Мамлеев

Е.К.: Что такое, по-вашему, страх?

Ю.М.: Страх - это одна из основ человеческого бытия и одно из его главных бедствий. Страх сопровождает человека со дня рождения до конца его жизни. Сначала - кошмарные сны, потом - страх перед смертью. Все-таки главное в человеческом страхе - это страх перед смертью. Все остальные страхи, может быть, исключая страх перед физической болью, страданиями такого рода, так или иначе связаны со страхом перед смертью (страх перед болезнью, войнами, несчастными случаями, потерей близких и так далее). Таким образом, страх может быть преодолен только победой над смертью. Эта победа возможна только благодаря вере или мудрости. Вера уничтожает страх, тем более - она связана с любовью. Мудрость идет еще дальше, благодаря ей познаются причины смерти и конкретный путь к бессмертию.

Е.К.: Насколько вас интересует эта тема - прежде всего в искусстве? Насколько она характерна для вашего творчества?

Ю.М.: Все мировое искусство пронизано этой темой, тем более - традиционное искусство. Но оно пронизано так же верой и стремлением человека к бессмертию, хотя гибель физическую никто не может отменить. Что касается моего творчества, то в человеке есть еще один страх: это страх перед Неизвестными, перед непознаваемыми силами. Но вот такой страх может играть даже позитивную роль, так как он пробуждает в человеке те скрытые возможности, которые ведут его даже за пределы ограниченного человеческого рацио. Короче говоря, в мире не существует абсолютно негативных явлений, ибо страх, тревога могут быть мощными стимуляторами познания и искусства.

Е.К.: Произведение (-ия) искусства (литература, музыка, кино, живопись), в которых наиболее ярко и талантливо, с вашей точки зрения, разрабатывается тема страха?

Ю.М.: Тема страха появляется в мировом искусстве весьма часто, и здесь трудно что-либо выделить. В русской литературе для меня образ страха наиболее сильно выражен в знаменитом произведении Гоголя "Вий". Мне кажется, в основе его лежит не просто страх перед дьяволом, от которого, кстати, всегда можно защититься верующему человеку, а скорее страх перед абсолютно черно-непознаваемой силой.


Александр Гаврилов

Е.К.: Что такое, по-вашему, страх?

А.Г.: Страх - это черная вязкая жидкость, которую наливают откуда-то изнутри, ее уровень подымается от чуть ниже пупка, где она начинается, к сердцу - к губам - к глазам - с головой... Тонуть в этом дерьме ужасно неприятно, но никакому контролю эта ситуация не поддается.

Е.К.: Часто вы его испытывали (-ете)? От чего это зависит? От внешних явлений: политических, социальных и т.д. или прежде всего от внутренних?

А.Г.: Я испытываю его много чаще, чем мне бы хотелось. Социальное пугает меня больше, чем политическое или внутреннее, причем на микроуровне (пьяная гопота) скорее, чем на макро (народные волненья)...

Е.К.: Вы согласны с мнением Ф.Ницше ("Мыслитель наедине с собой"): "Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни"?

А.Г.: Не согласен. Не достаточно. Вообще, широко распространенный страх смерти мне (быть может, пока) не совсем понятен. Так что фраза, вероятно, задумывавшаяся Ницше как каламбур, кажется мне просто сомнительным утверждением.

Е.К.: А с этой его мыслью "Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушаешь страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в конце концов полюбить тебя"?

А.Г.: А с этой мыслью, я думаю, и Ницше не был согласен.

Е.К.: Как относитесь к афоризму Ф.Кафки ("Размышления об истинном пути"): "Радости этой жизни суть не ее радости, а наш страх пред восхождением в высшую жизнь; муки этой жизни суть не ее муки, а наше самобичевание из-за этого страха"?

А.Г.: Мне кажется, что я понимаю, о чем говорил в этом случае Кафка, но мои личные неврозы - совершенно иного характера. Я боюсь боли сильнее, чем убийства, бессмертия жутче, чем смерти (просмотр стартовых титров сериала "Горец", любимого моими домашними, исправно повергал меня в подлинную панику), вообще, продолжения более окончания.


Александр Дугин

Е.К.: Что такое, по-вашему, страх?

Александр Дугин: Всякий страх - это страх смерти. Смерть окутывает нас извне, грозит изнутри. Проблема смерти - в сердце религиозного чувства. Из страха - из абсолютного страха - рождается интуиция Бога. Страх неотъемлем от человеческого бытия, это бытие завернуто в страх.

Страх - пролегомены к великому вопрошанию. Человечество боится, следовательно, существует. Безопасность - крайне поверхностная иллюзия, а страх - реальность. Бытие в мире есть бытие в страхе. Работа со страхом, с ужасом, есть операции с корнями бытия.

В страхе воплощена догадка (якобы) субъекта о своей (настоящей) объектности. Преодолеть страх можно только в двух направлениях - в полной покорности и в тотальном восстании, то есть в свободном отождествлении с объектной стороной мира (добровольное рабство) или, напротив, в волевом рывке к субъектному полюсу (ужас свободы).

То, что порождает в нас страх, пробуждает в нас жизнь. Жизнь без вкуса смерти не жизнь, ее нет, это просто смерть. Боясь умереть, живое говорит, что живет. Страх всегда есть отчасти страх Божий.

Страх относится к грозному миру джабарут, к карающей сефире гебура, к левой руке.

Е.К.: Чего, по собственному опыту поняли, бояться не нужно и даже вредно?

А.Д.: Бояться не следует тех, кто пугает. Бояться не следует внешнего мира. Бояться следует внутреннего мира. Оттуда приходит настоящий ужас. Это гость изнутри.

Е.К.: Можно ли побороть собственные страхи?

А.Д.: Нельзя и незачем. Стоит побороть страхи, навязываемые извне. Собственные страхи, напротив, важны и ценны. Если страх становится собственным, то наше я омывается спасительными волнами ужаса. Без радикализации страха мы никогда ничего не поймем.

Е.К.: Сломал или как-то изменил страх характер, поведение ваших знакомых? Если да, то как?

А.Д.: Страх ломает поведение многих, почти всех. Страх перед внешним миром - при существенном истощении внутреннего - сломал нашу страну в последние десятилетия СССР. Кризис всего нашего общества, экзистенциальная кастрация, первертным плодом которой является все позднесоветское поколение и поколение, нашлепанное позднесоветским поколением, все это прямой результат стерильного экстравертного страха. Это страх, с которым неправильно обошлись, который не превратили в огонь высокого безумия и чистой ярости.

Поведение подавляющего большинства знакомых - следствие позднесоветской травмы. Показательно, что когда агрессия была проявленной - революция и сталинские чистки, - страх оставался ассимилируемым и предолеваемым. Настоящий страх начался именно тогда, когда прямая и явственная угроза отдалилась; тогда страх стал эпидермичным - мы облеклись в него как в плащ. Страх смерти страшнее самой смерти; многие люди предпочитают умереть, но только бы ускользнуть от стихии подлинного ужаса, который составляет ядро человеческой жизни.

Страх испортил всех, и гены тех, кто породил всех. Но бесстрашие не альтернатива страху, альтернатива страху - еще раз - интерироизированный страх, превращение объекта страха в субъект страха (см. мою статью "Солнечный человек").

Е.К.: На ваш взгляд, чем отличаются страхи советской литературы от страхов современной?

А.Д.: Советская литература имела три этапа - революционный, сталинский и позднесовестский. Революционная литература не несла в себе темы страха - это был гимн активному ужасу и светлому преображающему безумию, она плясала на страхе, как на трупе побежденного врага.

Сталинская литература ставила страх на одну доску с его героическим преодолением в алхимии советского патриотизма. Советский человек сталинизма бился со страхом, который был ему по плечо.

Позднесоветская литература соткана из страха целиком - в ней все боятся: писатель боится (и не умеет) писать, читатель - читать, герои - жить. Позднесоветская литература написана не кровью (Ницше), но соплями.

Современной литературы вообще нет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-44 /30.10/
Было бы интересно исполнить обещание, данное в конце прошлого квикля, и сразу перейти к разговору о фильме Тодоровского "Любовник". Но для начала попытаемся без эмоций обозреть то, к чему мы пришли. Ситуация неутешительна, но могла быть чудовищной. Голоса о том, что все это организовала ФСБ, практически не слышны.
Елена Калашникова, О страхах-1 /30.10/
Чувство страха знакомо всем без исключения; захват заложников стал поводом для частичной реализации идеи цикла интервью с известными людьми об их страхах. На вопросы об "эмпирическом" страхе отвечают Дмитрий Волчек, Ольга Седакова, Татьяна Бек, Виктор Голышев, Дмитрий Бак, Борис Дубин, Ольга Морозова.
Разговор второй /29.10/
Ирина Лукьянова, За нашу и вашу безупречность /28.10/
Наш пир во время чумы ничем не приглушить: к месту трагедии ходят патриоты с пивом и фотоаппаратами. Если это победа, в ней слишком много горя. Если поражение, в нем слишком много нашей правоты. Это даже не радость со слезами на глазах, а только слезы, за которыми стоит усталая радость осознания: все-таки живых больше.
Каким быть образовательному стандарту? /23.10/
Стенограмма заседания Российского общественного совета развития образования от 16 октября 2002 г. Участвуют А.А.Кокошин, Я.И.Кузьминов, В.А.Садовничий, В.Д.Шадриков, А.Л.Семенов, А.Н.Привалов, Е.Н.Пенская, А.Г.Асмолов, Е.Ю.Гениева, С.П.Капица, Е.Ф.Сабуров, Л.П.Кезина, В.М.Филиппов и другие.
предыдущая в начало следующая
Елена Калашникова
Елена
КАЛАШНИКОВА
elka567@rambler.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100