Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20021119_bk.html

Алчные скотоводы и кроткие земледельцы
Бахыт Кенжеев

Дата публикации:  19 Ноября 2002

Солидные и демократические "Известия", публикуя различного рода концептуальные статьи, придерживаются принципов плюрализма. Иной раз, правда, авторов заносит, как, к примеру, г-на Кураева, подарившего просвещенной России пространную статью "Как бороться с терроризмом без спецназа" (13 ноября).

Если помните, в первые годы Великой Отечественной войны Советская армия сражалась под лозунгом "Убей немца!". Образ фашиста вполне отождествлялся с образом представителя враждебной национальности. Года через два, однако, всех немцев скопом все-таки перестали считать преступной нацией. (Впрочем, со своими - немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами - церемонились меньше.) Тезис, которым заканчивается статья г-на Кураева, видимо, означает возвращение к истинному взгляду на национальную проблему.

Он призывает "осознать меру единства террористов с их народом".

Под этот лозунг подведены и теоретические, исторические предпосылки, построенные, надо сказать, на поразительной смеси невежества и самодовольства. А иной раз - и на прямой провокации.

Оказывается, один из основных конфликтов мировой истории - это конфликт скотоводов (которые в дальнейшем именуются также кочевниками и горцами) и земледельцев. Лингвистический аргумент г-на Кураева (в языке древних шумеров, которые страдали от набегов горцев, совпадали слова "горы" и "ад") примерно столь же убедителен, как аргумент в пользу того, что рай населен исключительно Раисами (Раями). О злобные горцы! О чудовищные швейцарцы, разоряющие своими набегами мирную Италию! О кровожадные австрийцы, вырезающие беззащитных земледельцев-немцев! И армян, армян забыли - сколько настрадались от них турки в мировой истории!

Мы имеем дело, господа, с лживой, невежественной и опасной чушью. (Немец воинственен, француз легкомыслен, еврей любит деньги, чечен - работорговец и бандит.) Не говоря уж о том, что нормы прошлых веков, особенно древности, не только бестактно, но и безнравственно применять к веку нынешнему. "По понятиям земледельцев для бесконфликтного существования достаточно оставить соседей в покое. По понятиям скотоводов-кочевников успокоенные соседи есть беззащитная, законная и вкусная добыча". Ну что вы выдумываете, господин Кураев? Будучи по отцу казахом, что-то не припомню, чтобы мои алчные соплеменники-скотоводы кидались грабить оседлых узбеков. Веками спокойно меняли своих баранов на зерно, казахи варили бешбармак, узбеки - плов, и все были довольны. Но г-ну Кураеву требуется создать образ врага, а тут уж все средства хороши.

"Жаль, что у CNN нет постоянных корпунктов в горных аулах Чечни. Тогда бы весь мир увидел сцены, подобные тем, что шокировали его год назад: стихийное... ликование палестинцев по поводу успеха террористов в Нью-Йорке".

Очевидно, у г-на Кураева такой корпункт имеется, иначе он вряд ли отважился бы на подобные откровения! (Кстати, "шокированы" бывают гости на балу, когда у одной из дам расстегивается лифчик; в данном контексте зрители обычно бывают "потрясены"). С другой стороны, чего еще ожидать от народа, где "даже в советские времена процветали рабовладение и работорговля, в каждом ауле прекрасно знали, у кого есть рабы, где находятся, когда были пленены или куплены"!

Возразить нечего. Еврей разорил и духовно растлил Германию, американец бездуховен, и - см. выше. Чем наглее ложь, чем больше шансов, что в нее поверят. Моя близкая подруга, прожившая в Грозном в советское время до 30 лет, ни разу почему-то не жаловалась на рабовладение!

В НЛО верите? Я лично - с охотой поверю, когда в нормальной химической лаборатории проведут анализ обломка одного из этих таинственных аппаратов.

Подведя надежную историческую и культурологическую базу под свой тезис, г-н Кураев обращается к самому святому, а именно - к личному, выстраданному опыту, знакомя нас с двумя воистину шекспировскими переживаниями. Одно, правда, относится к сцене из увиденного кинофильма "Нежный возраст", где один персонаж советует другому обратиться в милицию, а тот ему: "Да ты что! Это же Юго-Запад! Здесь государства нет! Здесь одни чечены!" (Давайте судить об историческом Наполеоне по "Войне и миру".)

"И это правда", - сквозь скупые мужские слезы продолжает г-н Кураев, тем самым, видимо, обвиняя всю милицию Юго-Запада в проданности лицам кавказской национальности. И повествует, как чечены установили под его окнами тент с громкой кавказской музыкой, как он напомнил им о законе против нарушения тишины в ночное время, а в ответ услыхал: "Мае кафэ - это нэ Москва!"

Подозреваю, правда, что этот душераздирающий эпизод, требующий немедленных зачисток, выдуман. Во-первых, изображенный акцент омерзительного кавказца свойственен скорее грузинам. Во-вторых, нелегко смириться с тем, что чеченами подкуплена милиция не только Юго-Запада, а и всей Москвы - в противном случае г-н Кураев, вероятно, все же набрал бы номер 02, а не ушел к себе в спальню рыдать от унижения.

Лично я ненавижу шумеров. С тех еще пор, как один из них - чернявый, лживый, горбоносый - наступил мне на ногу в автобусе и не извинился. Дрянь-нация.

На этих жиденьких предпосылках (русские, разумеется, никогда не хамят! Вся солнцевская и иная братва, все богатейшие олигархи состоят исключительно из кавказцев!) строится грозный вывод о том, что "пришельцы" (включая, видимо, православных грузин, армян и осетинов) "не скрывают своих планов превратить Россию в Московский халифат".

Не стыдно вам, господин Кураев, употреблять такие шулерские приемчики? В старину за это бивали канделябрами.

Второй глобальный вывод - о необходимости "в течение столетий проводить жесткую линию, подкупая и устраняя местных национальных лидеров, контролируя школьное и религиозное образование, и т.д." с целью осуществить "цивилизаторское служение Империи - то, что Киплинг называл бременем белого человека". "Разбойным аспектам туземной культуры Империя должна объявить войну. Газетами, школами, церковью. Если надо - и спецназом".

Последняя фраза, полагаю, вполне могла бы прозвучать в устах Гиммлера в связи с необходимостью установить Ordnung, скажем, в оккупированном Минске. А то и в устах Торквемады в связи с завоеванием Южной Америки. Господин Кураев, времена имперского мышления миновали. Нация, возлагающая на себя "бремя белого человека", должна быть готова к тому, что и ее саму кто-то может объявить менее белой нацией, чем другие. И тогда уж - пеняй на себя. (Спросите эстонцев, чехов и поляков, насколько "белыми" они нас считают.) Вопрос о наведении закона и порядка - одно. Вопрос о подавлении другой нации - уже нечто иное.

Вашингтонский снайпер - чернокожий, как и его юный приятель с Ямайки. Что ж! Давайте отождествим двух убийц с их народом. Вспомним, как развязно ведут себя молодые негры в нью-йорском метро. Отметим, что многие из них живут на социальное пособие, промышляют наркотиками. Уровень преступности среди черного населения, как известно, в несколько раз выше, чем среди белого. Сделаем глубокомысленное заключение о том, что они, будучи от природы рабами и бездельниками, "не скрывают своих планов превратить Америку в филиал черной Африки". Наведем порядок в Гарлеме и южных штатах ("если надо, и спецназом"). А ведь подобные мыслишки (свойственные, надо сказать, некоторым фашиствующим малотиражным журнальчикам в США - в серьезной печати, даже самой правой, действительно "наложено табу" на "осмысление национальных и религиозных корней терроризма", причем не только "либеральной прессой", но и обыкновенным Уголовным кодексом, довольно сурово карающим за пропаганду расизма) мало чем отличаются от тезисов и выводов г-на Кураева.

Мюзикл "Норд-Ост" (дай Бог его возобновления!) - очаровательная и талантливая глупость, которой чрезвычайно не хватало русской культуре, вечно кидающейся из крайности в крайность (то убойный декаданс, то суперсерьезная гражданственность). Он создает убедительную иллюзию того, что Россия - нормальная страна с нормальной историей и, соответственно, с нормальным настоящим и нормальным будущим. ("Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман...") Тем в большей степени трагедия на Дубровке напомнила о том, что мы в данный момент возложили на себя "бремя белого человека" и, соответственно, ведем войну. Я бессилен эту войну прекратить. Но разжигание ненависти не приблизит мира.

Особенно когда эта ядовитая ненависть исходит от такого деятеля, как г-н Кураев, - православного диакона, пускай и закончившего философский факультет МГУ по кафедре научного атеизма.