Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Алчные скотоводы и кроткие земледельцы
Дата публикации:  19 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Солидные и демократические "Известия", публикуя различного рода концептуальные статьи, придерживаются принципов плюрализма. Иной раз, правда, авторов заносит, как, к примеру, г-на Кураева, подарившего просвещенной России пространную статью "Как бороться с терроризмом без спецназа" (13 ноября).

Если помните, в первые годы Великой Отечественной войны Советская армия сражалась под лозунгом "Убей немца!". Образ фашиста вполне отождествлялся с образом представителя враждебной национальности. Года через два, однако, всех немцев скопом все-таки перестали считать преступной нацией. (Впрочем, со своими - немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами - церемонились меньше.) Тезис, которым заканчивается статья г-на Кураева, видимо, означает возвращение к истинному взгляду на национальную проблему.

Он призывает "осознать меру единства террористов с их народом".

Под этот лозунг подведены и теоретические, исторические предпосылки, построенные, надо сказать, на поразительной смеси невежества и самодовольства. А иной раз - и на прямой провокации.

Оказывается, один из основных конфликтов мировой истории - это конфликт скотоводов (которые в дальнейшем именуются также кочевниками и горцами) и земледельцев. Лингвистический аргумент г-на Кураева (в языке древних шумеров, которые страдали от набегов горцев, совпадали слова "горы" и "ад") примерно столь же убедителен, как аргумент в пользу того, что рай населен исключительно Раисами (Раями). О злобные горцы! О чудовищные швейцарцы, разоряющие своими набегами мирную Италию! О кровожадные австрийцы, вырезающие беззащитных земледельцев-немцев! И армян, армян забыли - сколько настрадались от них турки в мировой истории!

Мы имеем дело, господа, с лживой, невежественной и опасной чушью. (Немец воинственен, француз легкомыслен, еврей любит деньги, чечен - работорговец и бандит.) Не говоря уж о том, что нормы прошлых веков, особенно древности, не только бестактно, но и безнравственно применять к веку нынешнему. "По понятиям земледельцев для бесконфликтного существования достаточно оставить соседей в покое. По понятиям скотоводов-кочевников успокоенные соседи есть беззащитная, законная и вкусная добыча". Ну что вы выдумываете, господин Кураев? Будучи по отцу казахом, что-то не припомню, чтобы мои алчные соплеменники-скотоводы кидались грабить оседлых узбеков. Веками спокойно меняли своих баранов на зерно, казахи варили бешбармак, узбеки - плов, и все были довольны. Но г-ну Кураеву требуется создать образ врага, а тут уж все средства хороши.

"Жаль, что у CNN нет постоянных корпунктов в горных аулах Чечни. Тогда бы весь мир увидел сцены, подобные тем, что шокировали его год назад: стихийное... ликование палестинцев по поводу успеха террористов в Нью-Йорке".

Очевидно, у г-на Кураева такой корпункт имеется, иначе он вряд ли отважился бы на подобные откровения! (Кстати, "шокированы" бывают гости на балу, когда у одной из дам расстегивается лифчик; в данном контексте зрители обычно бывают "потрясены"). С другой стороны, чего еще ожидать от народа, где "даже в советские времена процветали рабовладение и работорговля, в каждом ауле прекрасно знали, у кого есть рабы, где находятся, когда были пленены или куплены"!

Возразить нечего. Еврей разорил и духовно растлил Германию, американец бездуховен, и - см. выше. Чем наглее ложь, чем больше шансов, что в нее поверят. Моя близкая подруга, прожившая в Грозном в советское время до 30 лет, ни разу почему-то не жаловалась на рабовладение!

В НЛО верите? Я лично - с охотой поверю, когда в нормальной химической лаборатории проведут анализ обломка одного из этих таинственных аппаратов.

Подведя надежную историческую и культурологическую базу под свой тезис, г-н Кураев обращается к самому святому, а именно - к личному, выстраданному опыту, знакомя нас с двумя воистину шекспировскими переживаниями. Одно, правда, относится к сцене из увиденного кинофильма "Нежный возраст", где один персонаж советует другому обратиться в милицию, а тот ему: "Да ты что! Это же Юго-Запад! Здесь государства нет! Здесь одни чечены!" (Давайте судить об историческом Наполеоне по "Войне и миру".)

"И это правда", - сквозь скупые мужские слезы продолжает г-н Кураев, тем самым, видимо, обвиняя всю милицию Юго-Запада в проданности лицам кавказской национальности. И повествует, как чечены установили под его окнами тент с громкой кавказской музыкой, как он напомнил им о законе против нарушения тишины в ночное время, а в ответ услыхал: "Мае кафэ - это нэ Москва!"

Подозреваю, правда, что этот душераздирающий эпизод, требующий немедленных зачисток, выдуман. Во-первых, изображенный акцент омерзительного кавказца свойственен скорее грузинам. Во-вторых, нелегко смириться с тем, что чеченами подкуплена милиция не только Юго-Запада, а и всей Москвы - в противном случае г-н Кураев, вероятно, все же набрал бы номер 02, а не ушел к себе в спальню рыдать от унижения.

Лично я ненавижу шумеров. С тех еще пор, как один из них - чернявый, лживый, горбоносый - наступил мне на ногу в автобусе и не извинился. Дрянь-нация.

На этих жиденьких предпосылках (русские, разумеется, никогда не хамят! Вся солнцевская и иная братва, все богатейшие олигархи состоят исключительно из кавказцев!) строится грозный вывод о том, что "пришельцы" (включая, видимо, православных грузин, армян и осетинов) "не скрывают своих планов превратить Россию в Московский халифат".

Не стыдно вам, господин Кураев, употреблять такие шулерские приемчики? В старину за это бивали канделябрами.

Второй глобальный вывод - о необходимости "в течение столетий проводить жесткую линию, подкупая и устраняя местных национальных лидеров, контролируя школьное и религиозное образование, и т.д." с целью осуществить "цивилизаторское служение Империи - то, что Киплинг называл бременем белого человека". "Разбойным аспектам туземной культуры Империя должна объявить войну. Газетами, школами, церковью. Если надо - и спецназом".

Последняя фраза, полагаю, вполне могла бы прозвучать в устах Гиммлера в связи с необходимостью установить Ordnung, скажем, в оккупированном Минске. А то и в устах Торквемады в связи с завоеванием Южной Америки. Господин Кураев, времена имперского мышления миновали. Нация, возлагающая на себя "бремя белого человека", должна быть готова к тому, что и ее саму кто-то может объявить менее белой нацией, чем другие. И тогда уж - пеняй на себя. (Спросите эстонцев, чехов и поляков, насколько "белыми" они нас считают.) Вопрос о наведении закона и порядка - одно. Вопрос о подавлении другой нации - уже нечто иное.

Вашингтонский снайпер - чернокожий, как и его юный приятель с Ямайки. Что ж! Давайте отождествим двух убийц с их народом. Вспомним, как развязно ведут себя молодые негры в нью-йорском метро. Отметим, что многие из них живут на социальное пособие, промышляют наркотиками. Уровень преступности среди черного населения, как известно, в несколько раз выше, чем среди белого. Сделаем глубокомысленное заключение о том, что они, будучи от природы рабами и бездельниками, "не скрывают своих планов превратить Америку в филиал черной Африки". Наведем порядок в Гарлеме и южных штатах ("если надо, и спецназом"). А ведь подобные мыслишки (свойственные, надо сказать, некоторым фашиствующим малотиражным журнальчикам в США - в серьезной печати, даже самой правой, действительно "наложено табу" на "осмысление национальных и религиозных корней терроризма", причем не только "либеральной прессой", но и обыкновенным Уголовным кодексом, довольно сурово карающим за пропаганду расизма) мало чем отличаются от тезисов и выводов г-на Кураева.

Мюзикл "Норд-Ост" (дай Бог его возобновления!) - очаровательная и талантливая глупость, которой чрезвычайно не хватало русской культуре, вечно кидающейся из крайности в крайность (то убойный декаданс, то суперсерьезная гражданственность). Он создает убедительную иллюзию того, что Россия - нормальная страна с нормальной историей и, соответственно, с нормальным настоящим и нормальным будущим. ("Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман...") Тем в большей степени трагедия на Дубровке напомнила о том, что мы в данный момент возложили на себя "бремя белого человека" и, соответственно, ведем войну. Я бессилен эту войну прекратить. Но разжигание ненависти не приблизит мира.

Особенно когда эта ядовитая ненависть исходит от такого деятеля, как г-н Кураев, - православного диакона, пускай и закончившего философский факультет МГУ по кафедре научного атеизма.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-45 /18.11/
Гусинский прикрылся свободой слова, как заложником. Пример интеллектуальной спекуляции на святых понятиях свободы слова и корпоративной чести - книга Шендеровича "Здесь было НТВ". Тем злее я на Гусинского, который даже такого талантливого и честного человека сумел развести, как полного лоха.
Михаил Кордонский, Права собачьи /06.11/
В этом самолете были люди. Страдали ли они? Их близкие? Дела других людей, по которым они летели? Не может же быть, что все двести пассажиров этого рейса летели по делам прав животных. Пока еще такая ситуация в России маловероятна. А в будущем? Хотите ли вы жить в обществе, где права животных важнее прав людей?
Елена Калашникова, О страхах-2 /05.11/
Чувство страха знакомо всем без исключения; захват заложников стал поводом для частичной реализации идеи цикла интервью с известными людьми об их страхах. На вопросы об "эмпирическом" страхе отвечают Александр Дугин, Александр Гаврилов, Юрий Мамлеев.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-44 /30.10/
Было бы интересно исполнить обещание, данное в конце прошлого квикля, и сразу перейти к разговору о фильме Тодоровского "Любовник". Но для начала попытаемся без эмоций обозреть то, к чему мы пришли. Ситуация неутешительна, но могла быть чудовищной. Голоса о том, что все это организовала ФСБ, практически не слышны.
Елена Калашникова, О страхах-1 /30.10/
Чувство страха знакомо всем без исключения; захват заложников стал поводом для частичной реализации идеи цикла интервью с известными людьми об их страхах. На вопросы об "эмпирическом" страхе отвечают Дмитрий Волчек, Ольга Седакова, Татьяна Бек, Виктор Голышев, Дмитрий Бак, Борис Дубин, Ольга Морозова.
предыдущая в начало следующая
Бахыт Кенжеев
Бахыт
КЕНЖЕЕВ
bkenjeev@hotmail.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100